Уроки Розанова

Православное антихристианство

Философия истории

Наиболее полное свое выражение антиисторизм Розанова получил в его апокалиптической философии истории (в книге «Люди лунного света», в которой произведен коренной пересмотр «плана всемирной истории»). Панэротизм выступает и здесь в качестве исходного системообразующего принципа. История существует потому, что в мире живут и действуют разнополые люди. История – это, в сущности, динамика половых отношений, ведомая той или иной религиозной идеей. Свой конкретный облик розановская историософская схема обретает в свете идеи «бессемянных людей», образцом и духовным «первородителем» которых является беспорочно зачатый Иисус Христос. Христианский тип культуры стал мировым и все более определяющим судьбы человечества. Это означает начало торжества в истории не мужского или женского, а «третьего пола». Оторванные от жизни, от пола как «оси мира», «бессемянные» люди отличаются аскетизмом, преувеличенным и потому нездоровым интересом к духовному, к культуре, а не к жизни. Наиболее яркий представитель «третьего пола» — инок или монах. История прекратится, когда наступит царство «бессемянных святых». В философии истории Розанова переплелись логика пансексуализма, витализма, духа Ветхого Завета, неприятия христианских мотивов аскетизма и мироотрицания.

Различия в психологии веры, в мировоззрении ветхозаветного и новозаветного человека. Если в Ветхом Завете одной из непоколебимых ценностей является родовая жизнь, семья, деторождение, то «у христиан все “неприличное”. Отрицание Розановым новозаветного духа, его веры никогда не было полным и последовательным. Неизменным было только подчеркивание противоречия между Старым и Новым Заветом, а также внутренней дисгармонии между темой рождения и смерти Христа, между темной, пессимистической и светлой, жизнеутверждающей стороной евангельской религиозности. Тенденция Розанова «спустить» Бога на землю, ввести его в круг обрядовой и бытовой жизни, бытовое православие — высший тип проявления религиозной веры. Непоследовательность религиозного модернизма Розанова нередко выливалась в нежелание что-либо изменять в православии.

Призыв задуматься над ценностями частной и семейной жизни. Размышления Розанова о семье, быте, чадо-творении, пусть и гипертрофированные, искаженные его панэротизмом и мистицизмом, во многом поучительны, поскольку обращают наше внимание на исключительно важные явления человеческой жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: