Вехи интеллектуальной биографии

Д.С. МЕРЕЖКОВСКИЙ КАК РЕЛИГИОЗНЫЙ МЫСЛИТЕЛЬ

Политическая философия

Розанов – консерватор и монархист. Розановщина как политический феномен интересна тем, что фиксирует и выражает состояние охранительного сознания в такой момент его существования, когда ни логика доказательств, ни физическая или какая-либо другая сила уже не оправдывает и не поддерживает это сознание вместе с соответствующим ему бытием и культурой. Чувство «неуместности», обреченности пронизывает мироощущение такого консерватизма. Принадлежа к охранительному лагерю, В. Розанов прямо заявляет о своей поддержке царизма. В социальном смысле монархизм Розанова покоился на широких, хотя и аморфных основаниях: от придворной челяди, помещичьей камарильи и мелкобуржуазной черносотенной стихии в городе до монархически мыслящих слоев крестьянства. Розановский монархизм – совершенно откровенный, но бездоказательный, наивный и беспомощный. Это было прямодушное желание монархизма по принципу: «Хочу и все!», поскольку так было и есть, и так должно быть. Розанов воспринимал революцию серьезно, но ему было чуждо политико-экономическое и социальное понимание революции. В духе своего специфического витализма он осмыслял ее в категориях силы, воли, жажды, как биологическую, физиологическую страсть, враждебную культуре, творчеству, индивидуальности. Розановская критика революции и социализма – это критика бюрократизма, косности мышления, властолюбия, казенщины, административно-командной системы.

Родился в Петербурге в 1866 г. в семье чиновника. В детстве Мережковский увлекался поэзией и литературой, поэтически-романтическое видение мира сопровождалось и религиозным его восприятием. В 1844 г. после окончания гимназии Мережковский поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета. Религиозность и художественно-образный склад мышления. В середине 80-х гг. — связь с либеральным народничеством. 80-е гг. —начало литературной деятельности. К последнему десятилетию XIX в. Мережковский переходит на позиции символистического искусства. В 1892 г. — сборник «Символы», 1893 – сборник литературно-критических статей «О причинах упадка и о новых течениях современной литературы». Индивидуалистические эстетские и философские установки, симпатии к «аристократизму» великих личностей, героев и гениев. Религия, вера, мистицизм как некие социальные фантомы находили своего подлинного и едва ли не единственного носителя в народе, скорее крестьянском, чем городском. «Синтез» понятий «революция», «религия», «народ». Сплав индивидуализма, эстетизма и веры в святую правду и спасительную миссию народа. Попытка примирить индивидуализм и мистицизм с безусловным восхвалением народа. Центральные вопросы общественной и культурной жизни были поняты как вопросы религиозные. В области художественной эстетики он выступил как религиозный символист. Трилогия «Христос и Антихрист»: ч. I «Смерть богов., ч. II – «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» (1901), ч. III – «Антихрист. Пётр и Алексей» (1905). Поиск синтеза культуры и религии –следствие литературно-художественной, эстетической привязанности Мережковского к мировому культурному наследию. Интерес к «язычеству» древнего мира и Возрождения, наслаивался на христианскую религиозность мировоззрения Мережковского. Это вылилось в попытку синтеза «неба и земли», «культуры и религии», т.е. в форму нео- или нового христианства. История как процесс, источник которого коренится в борьбе Христа и Антихриста. Антихристианские силы воплощали собой земное жизнеутверждающее начало, красоту и правду «плоти», радость жизни, бесконечное человеческое достоинство, абсолютную свободу и т.п. Христианство, обладая несомненным превосходством в области идеалов вечного спасения, загробного райского существования, «победы» над смертью («правда о небе»), было не только не в состоянии совместиться с идеалами земного существования, но, напротив, всячески стремилось искоренить их проповедью аскетизма, угрозами грехов, страшного суда, адских мук и т.п. 1900-1901 — «Толстой и Достоевский», завершился если не процесс формирования его мировоззрения. 1891-1892 гг. — стихотворные переводы трагедий Эсхила и Софокла. В конце 90-х – начале 1900-х гг. сближается с художниками с «Миром Искусств». «Религиозно-философские собрания» (1901- 1903). Организационная и идеологическая инициатива сблизить позиции официальной церкви и религиозно-модернистских мыслителей с целью обновления практической, догматической и идейной стороны православия. Критика консерватизма практики и духовного вооружения православного духовенства, связи церкви как социального института с самодержавием, облеченная в абстрактные религиозные идеи и формулировки. Модернизация, обновление русской церкви как социальной и мировоззренческой силы с целью приспособления её к мировоззренческим установкам либерально-демократического сознания. Мережковский требовал отделения «царя от России» и «самодержавия от церкви». Призыв к интеллигенции «признать богочеловечество Христа» в качестве необходимого условия «мира» между церковью и интеллигенцией. Журнал «Новый Путь» (1903 – 1904), сближение Мережковского с бывшими «легальными марксистами». Сборники статей: «Грядущий Хам» (СПб., 1906) (призывал к борьбе с «Хамом», в собирательный образ которого он, как отмечалось, вместил мещанство, позитивизм, атеизм, самодержавие, православную казенщину), «Не мир, но меч. К будущей критике христианства» (СПб., 1908) (проблема революции) и «В тихом омуте» (СПб., 1908)(идейный разброд интеллигенции). Мировоззрение —леворадикальная революционность анархистского толка, облачённая в религиозно-философскую терминологию, призывы к мистической революции во имя религии Духа как фундаментального средства решения всех других проблем России. 1910 - 1917 гг. — Мережковский продолжал выступать с многочисленными статьями по самым различным вопросам общественной и культурной жизни России. Основными темами, занимавшими его, были вопросы революции и религии, государства и религии, интеллигенции и религии, личности и религии. 1906 —1908 — сближение с лидерами партии эсеров. Враждебно отнёсся к октябрьскому – 1917 года – перевороту в России. В 1920 году он буквально бежал к белополякам, где вместе с левыми эсерами организовывал вооруженное сопротивление большевизму. Умер в Париже в декабре 1941года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: