Первый этап моделирования

Необходимость использования моделирования

Главная особенность моделирования

Понятие модели

Понятие моделирования и его зарождение

1. Моделирование в научных исследованиях стало применяться еще в глубо­кой древности и постепенно захватывало все новые области научных зна­ний: техническое конструирование, строительство и архитектуру, астро­номию, физику, химию биологию и, наконец, общественные науки. Большие успехи и признание практически во всех отраслях современ­ной науки принес методу моделирования XX век. Однако долгое время методология моделирования развивалась независимо отдельными на­уками. Отсутствовала единая система понятий, единая терминология. Лишь постепенно стала осознаваться роль моделирования как универ­сальна метода научного познания.

2. Термин "модель"широко используется в различных сферах человеческой деятельности и имеет множество смысловых значений. Рассмотрим толь­ко такие "модели", которые являются инструментами получения знаний. Модель - это такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале. Под моделированием понимается процесс построения, изучения и при­менения моделей. Оно тесно связано с такими категориями, как абстракция, аналогия, гипотеза и др. Процесс, моделирования обязательно включает и построение абстракций, и умозаключения по аналогии, и конструирование научных гипотез.

3. Главная особенность моделирования состоит в том, что это метод опосре­дованного познания с помощью объектов-заместителей. Модель выступа­ет как своеобразный инструмент познания, который исследователь ста­вит между собой и объектом и с помощью которого' изучает интересующий его объект. Именно эта особенность метода моделирова­ния определяет специфические формы использования абстракций, ана­логий, гипотез, других категорий и методов познания. Процесс моделирования включает три элемента:

• субъект исследования - исследователь;

• объект исследования;

• модель, опосредствующую отношения познающего субъекта и познава­емого объекта.

4. Необходимость использования метода моделирования определяется тем, что многие объекты (или проблемы, относящиеся к этим объектам) непосредственно исследовать или вовсе невозможно, или же это иссле­дование требует много времени и средств.

ВОПРОС 153. Этапы моделирования


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: