Процессы саморегуляции. Специфика личностного выбора. Механизмы морального выбора

Отношение как системообразующий фактор структуры личности в концепциях А.Ф. Лазурского, В.Н. Мясишева, К.К. Платонова, А.В. Петровского, И.С. Кона, В.В. Столина, В.С. Мерлина, Т.А. Флоренской, Б.С. Братуся, Ф.Е. Василюка, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядова.

ЛЕКЦИЯ 6. Структурный подход к пониманию личности

Ст. преподаватель Богдан Е.Г.

Структурный подход к пониманию личности

Модуль 4. РАЗРАБОТКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

1.Отношение как системообразующий фактор структуры личности в концепциях А.Ф. Лазурского, В.Н. Мясишева, К.К. Платонова, А.В. Петровского, И.С. Кона, В.В. Столина, В.С. Мерлина, Т.А. Флоренской, Б.С. Братуся, Ф.Е. Василюка, Д.Н. Узнадзе.

2. Процессы саморегуляции. Специфика личностного выбора. Механизмы морального выбора.

3. Экзистенциальный уровень личности. Смысловая сфера личности, личностный смысл.

4. Психологическая структура личности:

1) Потребностно-мотивационная сфера личности.

2) Самосознание личности.

3) Эмоционально-волевые процессы личности.

4) Смысловая природа активности личности.

5. Деятельностный и структурный подходы к пониманию личности как методологическая основа деятельности специалиста по социальной работе.

А.Ф. Лазурский (1874 – 1917)

Александр Федорович Лазурский родился в 1874 году в городе Переяславле Полтавской губернии в небогатой семье.Он окончил Лубянскую гимназию с золотой медалью и поступил в Военно-медицинскую академию, где активно занимался психологией. После окончания обучения в 1897 году был оставлен по конкурсу для научного усовершенствования в руководимой В.М. Бехтеревым Клинике душевных и нервных болезней. Со времени окончания академии он принимал активное участие в работе «Петербургского общества психиатров и невропатологов», а в 1899 году. был избран его действительным членом.

Два рода проявлений личности (А.Ф. Лазурский):

По мнению Лазурского, фундаментом личности выступают 2 вида отношений:

1.отношения между личностью и окружающей средой и

2.отношения между эндо- и экзопсихическими ее проявлениями.

Три психологических уровня в зависимости от отношения человека к среде (А.Ф. Лазурский):

• Низший уровень – это плохо приспособленные люди; среда накладывает на них особо сильный отпечаток, насильственно приспособляя к своим запросам и почти не считаясь с их врожденными особенностями.

• Средний — обретение человеком места в окружающей среде и использование ее в своих целях.

• Высший — уровень творчества, когда человек стремится среду переделать.

Классификация характеров (А.Ф. Лазурский):

В.Н. Мясищев (1893 – 1973)

Владимир Николаевич Мясищев (11 июля 1893 — 4 октября 1973) — советский психиатр и медицинский психолог, исследователь проблем человеческих способностей и отношений, основатель ленинградской (петербургской) школы психотерапии. Был учеником В.М. Бехтерева и А.Ф. Лазурского. Член корреспондент АПН СССР. Родился в семье мирового судьи, работавшего в Лифляндии. В 1912 г. поступил на медицинский факультет С.-Петербургского психоневрологического института, а уже спустя два года (1914) появилась первая научная работа В. Н. Мясищева: «Научно-характерологический анализ литературных типов» (по трилогии Л.Н. Толстого «Детство, отрочество, юность»). Ввиду денежных затруднений, В.Н. Мясищеву приходилось прерывать учёбу и работать, вследствие чего он окончил институт лишь в 1919 году.

С 1919 г. по 1921 г. работал в лаборатории труда Института мозга.С 1939 г. — директор Ленинградского научно-исследовательского института им. В.М. Бехтерева.

Концепция психологии отношений (В.Н. Мясищев):

• Исходным для психологии личности, по Мясищеву, является характеристика сущности человека как ансамбля общественных отношений.

• Общественные отношения существуют в двух формах:

v как объективные отношения и

v как субъективные отношения.

• Последние называются также отношениями личности, психологическими, внутренними, жизненными отношениями. Отражая объективные общественные отношения, эти субъективные отношения «в наибольшей степени характеризуют личность каждого человека... Именно эти внутренние отношения в действительности составляют ядро личности».

• В системе отношений центральное место занимают отношения человека к обществу, общности, коллективу, группе, к самому себе.

Параметры измерения отношений по В.Н. Мясищеву:

• степень устойчивости;

• степень обобщенности;

• базовый характер;

• доминантность;

• принципиальность;

• производность от базовых отношений;

• эмоциональность;

• степень активности; избирательность;

• целостно-личностный характер;

• уровень сознательности.

Структура отношения (В.Н. Мясищев):

Стадии и детерминация развития (В.Н. Мясищев):

• Если личность — это система ее отношений, то процесс развития личности обусловливается ходом развития ее отношений.

• В.Н. Мясищев указывает, что первоначальный период возрастающей избирательности поведения человека характеризуется предотношением, в котором отсутствует элемент сознательности. Нечто, что человек не осознает, побуждает его к деятельности (неосознаваемая мотивация поведения).

• В дальнейшем у 2-3-х летнего ребенка развивается выраженная избирательность отношения – к родителям, воспитателям, сверстникам.

• В школьном возрасте увеличивается число отношений, возникают внесемейные обязанности, учебный труд, необходимость в произвольном управлении своим поведением.

• В старшем школьном возрасте формируются принципы, убеждения, идеалы.

Три уровня в развитии системы отношений в концепции В.Н. Мясищева:

Уровни развития системы отношений определяются:

1) уровнем отношений личности: идейный, конкретно-личный и витальным;

2) сравнительной ролью общественно-коллективистических и индивидуально-эгоистических тенденций во взаимоотношениях с людьми;

3) избирательно положительным или отрицательным характером отношении к тем или иным объектам в той или иной форме деятельности.

По этим основаниям выделяется 3 уровня в развитии системы отношений.

• Нижний уровень характеризуется примитивным, витальным, ситуативно-обусловленным характером отношений (влечений).

• Среднему уровню соответствует преобладание отношений конкретно-личного характера (личной симпатии, антипатии, непосредственного утилитарного интереса или расчета).

• На высшем уровне проявляется преобладание идейных отношений-убеждений, сознания, долга, общественно-коллективистических мотивов.

Таким образом, по мере повышения уровня отношений возрастает их социальная направленность.

Структура личности (А.Г. Ковалев):

Основные подструктуры личности и их иерархия (К.К. Платонов):

Социально-психологическая структура личности (по Б.Д. Парыгину):

Теория установки (Д.Н. Узнадзе):

Существуют разные формы психической активности. Главные из них:

v Установка - особое состояние, которое характеризует склонность человека, направленность и готовность совершать определенные действия, как результат наличия потребностей и ситуации.

Разные виды установок реализуются двумя формами поведения:

• экстерогенным (потребление, обслуживание, труд, занятие) и

• интерогенным (эстетическое наслаждение, игра, развлечение, спорт, художественное творчество).

v Объективация - задержка или прекращение реализации имеющейся установки, приостановка соответствующей деятельности, которая включает в себя акт познавательного отношения к миру, что равнозначно механизму сознания.

Предметами объективации являются:

• душевный мир;

• социальные требования;

• «Я».

Именно в способности объективации заключается механизм выхода за пределы личного, в сферу другого человека.

Сопоставление между собой психологических понятий «отношение» и «установка»:

И отношения, и установки В.Н. Мясищев рассматривает в качестве интегральных психических образований, которые возникают в процессе индивидуального опыта.

1. Установка бессознательна и потому она безлична, а отношение сознательно, «хотя, как подчеркивает В.Н. Мясищев, мотивы или источники его могут не осознаваться».

2. Отношение характеризуется избирательностью, а установка готовностью.

Таким образом, отношения и установки — это отличные друг от друга психические образования. Поскольку понятие отношения несводимо к другим психологическим категориям (установке, потребностям, мотивам, интересам и т. д.) и не разложимо на другие, оно представляет самостоятельный класс психологический понятий.

Саморегуляция (лат. regulare - приводить в порядок, налаживать) - произвольная регуляция своих индивидуально-личностных характеристик (текущего психического состояния, целей, мотивов, установок, поведения, системы ценностей и т.п.) как заранее осознанное и системно организованное воздействие индивида на свою психику с целью изменения ее характеристик в желаемом направлении.

Три уровня регуляции:

• непроизвольное приспособление к среде (поддержание постоянства кровяного давления, температуры тела, выброс адреналина при стрессе, адаптация зрения к темноте и др.);

• установки, обусловливающие слабо осознаваемую или неосознаваемую готовность индивида действовать определенным образом посредством навыков, привычек и опыта при предвосхищении им той или иной ситуации;

• произвольная регуляция (саморегуляция) своих индивидуально-личностных характеристик (текущего психического состояния, целей, мотивов, установок, поведения, системы ценностей и т.п.).

Характеристики рефлексивных процессов:

• способность встать в определенную позицию по отношению к себе, сделав объектом познания собственный внутренний мир (мысли, чувства, отношения), свое поведение и взаимоотношения с окружающими (Р.Декарт, Дж.Локк, Г.Фихте, Г.Гегель, Я.Л. Коломинский, А.А. Реан и др.);

• способность смотреть в себя, благодаря чему появляется чувство субъектности (внутренней активности по У.Джеймсу) или контроля над собой и своей жизнью (Л.С.Выготский, В.Франкл, Л.И.Божович, Н.И. Гуткина и др.);

• способность упорядочивать и интегрировать собственные психические содержания, осознавать основания своих мыслей и действий (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, В.Франкл, Л.И. Божович, В.В. Столин и др.).

Аспекты анализа образа «Я в будущем»в разных теоретических подходах:

Личностный выбор:

отличается тем, что:

• «человек обращается к самому себе как сущностному условию выбора»;

• «оценивается как особо значимый и важный;

• существенно влияет на дальнейшую жизнь» (Ф.Е. Василюк).

Это особая активность человека, целостный акт оценивания себя как личности; оценка своих возможностей в конкретной жизненной ситуации (В. Франкл).

Становление личностной идентичности или самоопределение:

итог, результат выбора

(А. Ватерман, Ф. Дольто, Э. Эриксон, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн, М.Р. Гинзбург, Г.А. Цукерман, Н.В. Носкова)

Механизмы образования идентичности (Д. Марсия, Э. Эриксон, Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург):

• зрелой - личностный выбор;

• нарушенной – идентификация (личностный выбор отсутствует, человек копирует чьи-то выборы).

4. Экзистенциальный уровень личности.
Общее мотивационно-потребностной и смысловой сфер личности

• Они представляют собой сложные, многоуровневые системы, включающие потребности, мотивы, интересы и идеалы, стремления и установки, нормы и ценности;

• Обе эти сферы рассматриваются как источник активности личности

(А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Б.С. Братусь).

Различия между мотивационно-потребностной и смысловой сфер личности:

1. Б.С. Братусь отмечает, что «целостные системы смысловых образований за­дают не сами по себе конкретные мотивы, а плос­кость отношений между ними, то есть как раз тот первоначальный план, эскиз будущего, который должен предшествовать его реальному воплоще­нию» [1, с.124]. В свою очередь, сложившиеся благодаря мотивационно-потребностной сфере системы смысловых образований, оказывают обратное влияние на мотивационную сферу: она приобретает более сложное строение, чем простой ряд заданных мотивационных констант. Т.е. с помощью смысловой сферы осуществляется сознательно-волевая регуляция не только деятельности, но и мотивационно-потребностной сферы. Отсюда следует, что внутреннее содержание самой личности задается смысловой сферой и отражается в мотивационно-потребностной в виде ее иерархии.

2. По мнению В. Франкла, именно смысловая сфера является стержнем личности, в связи с тем, что в отличие от мотивационно-потребностной «стягивает» такие свойства личности, которые выступают в форме долженствования: направленность, ценностные ориентации, социальные ожидания, волевые качества.

3. Благодаря смысловой сфере происходит выход личности в более широкий содержательный контекст, приводящий к соотнесению и установлению связей между всеми относящимися к конкретной ситуации явлениями (О.И. Генисаретский, Г.П. Щедровицкий).

Таким образом, высший уровень регуляции личности представляет собой определенное содержание (должное, идеальное, высшие ценности). Данному критерию соответствует только смысловая сфера личности.

Отличия смысловых образованийот сферы значений, знаний и умений человека:

• существуют не только в осознаваемой, но и в неосознаваемой форме, образуя (ЛСВ) «утаённый план сознания»;

• не поддаются прямому произвольному контролю и вербальным воздействиям («Личность не учат, личность воспитывают» - А.Н. Леонтьев).

• не имеют своего «надындивидуального», «непсихологического» существования, не бытуют сами по себе, как мир культуры, как нечто объективное, заданное;

• не могут быть поняты и исследованы вне деятельностного, жизненного контекста, т.е. вне смысла жизни личности.

Механизм смысловой сферы личности:

Механизмом смысловой сферы личности является внутренний диалог, представляющий собой не просто соотнесение личностью внешних и внутренних факторов поведения, но установление связей между всеми относящимися к конкретной ситуации явлениями. Данный механизм определяет возникновение, направление и способы осуществления деятельности и выступает как совместная внутриличностная мыследеятельность в виде комплекса интеллектуальных и коммуникативных процессов.

Механизмы волевой регуляции:

1. Самодетерминация – способность создавать дополнительное побуждение к действию через намеренное изменение его смысловой стороны:

1) Переоценка значимости смысловой стороны – содержания, а не побуждения мотива или предмета потребности;

2) Изменение смысловой стороны роли, позиции человека;

3) Предвидение последствий действия – антиципация.

2. Самотрансценденция – стремление человека к возможно более полному раскрытию трансцендентного содержания в себе самом, в своем образе «Я»:

1) Встреча с трансцендентным содержанием;

2) Принятие личностью трансцендентного содержания: ценности не просто заучиваются, декларируются, а пе­реживаются человеком, их содержание используется, применяется в жизнедеятельности. Они становятся личностными, «моими», мной;

3) Непрестанное соотнесение с трансцендентным содержанием внешних и внутренних факторов собственного поведения, выступающее в форме внутреннего диалога актуального «Я» с трансцендентным «Ты», что и есть совесть.

Функции смысловой сферы личности:

• Создание образа, эскиза будущего, перспективы развития личности, не вытекающей прямо из наличной ситуации. Системы смысловых образований не задают конкретные мотивы, а задают плоскость отношений между ними.

• Оценочная и регулятивная.

Любая деятельность человека может оцениваться и регулироваться со стороны её успешности в достижении целей и со стороны её нравственной оценки, подразумевая внеситуативную опору, относительно самостоятельный психологический план, прямо не захваченный ходом событий. Смысловой уровень регуляции не предписывает рецептов поступкам, а даёт общие принципы, которые в разных ситуациях по-разному реализуются.

• Смысловые системы несут функцию не отражения, а преображения действительности.

Смы­сло­вое об­ра­зо­ва­ние и его виды:

Смы­сло­вое об­ра­зо­ва­ние — это пре­ж­де все­го ак­тив­но-дей­ст­вен­ное об­ра­зо­ва­ние, имею­щее век­тор на­прав­лен­но­сти на дея­тель­ность и так или ина­че про­яв­ляю­щее­ся в дея­тель­но­сти в ее внеш­них или внут­рен­них, раз­вер­ну­тых или фраг­мен­тар­ных фор­мах.

Три ви­да смы­сло­вых об­ра­зо­ва­ний:

• смыс­ло­об­ра­зую­щие мо­ти­вы,

• смы­сло­вые ус­та­нов­ки и

• не­по­сред­ст­вен­ные лич­но­ст­но-зна­чи­мые эмо­цио­наль­ные пе­ре­жи­ва­ния.

Типология «состояний» поведения (Ф.Е. Василюк):

Типология «состояний» сознания (Ф.Е. Василюк):

Типология «жизненных миров» (Ф.Е. Василюк):

Переживание — это преодоление некоторого «разрыва» жизни, это некая восстановительная работа, как бы перпендикулярная линии реализации жизни

Характеристики «удачных» и «неудачных» процессов переживания (Ф.Е. Василюк):

Типология критических ситуаций (Ф.Е. Василюк):

Четыре типа переживания психологических жизненных миров: (Ф.Е. Василюк):

ИЕРАРХИЧЕСКИЕ УРОВНИ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ (Ф.Е. Василюк):

Человек может реализовывать себя исходя из 3-х принципов:

1) Человек воспринимает себя как набор биологических нужд и социальных ролей и ведет себя в соответствии с логикой удовлетворения актуальных потребностей. Это комформистский путь развития личности. Человек действует согласно имеющимся стереотипам, привычным способам действий в соответствии с реальной логикой характера и роли.

2) При индивидуалистском пути развития личности человек поднимает психологические потребности в суждении, воображении и символизации над биологическими и социальными, он строит картину не только реального, но и желательного мира, анализирует не только ситуацию, но и ее причины и последствия, оценивает смысл обстоятельств и своих действий в контексте не сиюминутной ситуации, а жизни в целом, он исходит из смысловой логики, живет не в среде, а в мире. Человек имеет устойчивый личностный смысл в качестве основы своего внутреннего мира. Человек действует согласно отношениям с миром, исходя из смысловой логики жизненной необходимости.

3) Выбор жизненной позиции трансцендентного содержания согласно своему личностному выбору на основе свободы воли.

Уровни смысловой сферы личности (Б.С. Братусь):

0-й: прагматические, ситуационные смыслы, определяемые предметной логикой. Если очередь большая, а билетов мало, нет смысла стоять – смысл привязан к ситуации.

Первый: эгоцентрический уровень. Личная выгода, удобство, престижность. Люди рассматриваются как удобные \ неудобные.

Второй: группоцентрический. Определяющий смысловой момент – группа либо отождествляемая с собой, либо поставленная выше. Люди: свои \ чужие.

Третий: просоциальный или гуманистический. Характеризуется внутренней смысловой устремлённостью человека на создание таких результатов, которые принесут пользу другим. Принцип самоценности становится всеобщим.

4 -й: духовный или экзистенциональный (соприсутствие – диалог).

2.Психологическая структура личности:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: