Кодирование и декодирование информации

Всякое понимание есть вместе с тем и непонимание, а всякое согласие в мыслях – вместе с тем несогласие.

Следовательно, результативность любого акта коммуникации никогда не будет абсолютной.

Не менее важными составляющими акта коммуникации являются коммуникативное намерение, замысел сообщения, цели сообщения, т.е. мотивационная сторона общения, которая определяет не только «зачем и почему» отправитель хочет сообщить получателю, но и также связана с пониманием сообщения, то есть с когнитивной составляющей. Немаловажную роль играет готовность участников коммуникации к результативному общению.

Коммуникативное намерение – желание вступить в общение с другим,

Замысел сообщения – информация в исходном виде, которую автор хочет передать получателю, идея предстоящего сообщения.

Цели сообщения - разделяются на ближайшие и отдаленные. Среди ближайших обычно выделяют интеллектуальные, связанные с получением информации, выяснением позиций, разъяснением и критикой, а также с установлением определенных отношений: развитие или прекращение коммуникации, побуждение к действию, поддержку или отталкивание партнера. Иногда за намерениями ближайшего порядка стоят отдаленные целевые установки коммуникации, усложняющие сообщение, маскирующие истинные цели, но их можно нередко выделить по общему характеру коммуникативного акта или по непроизвольным, неконтролируемым проявлениям автора сообщения.

Специфическую роль играют социальные компоненты коммуникативного акта:

· статусные роли, соответствующие социальному положению человека (возраст, половое, должностное). Вначале коммуникативного акта от его участников требуется адекватное осознание социальных ролей участников коммуникации (друг- начальник- подчиненный, мужчина- женщина, ребенок - пожилой человек);

· с итуативные роли выявляются в процессе коммуникации и существенно влияют на его характер (от лидера, стремящегося контролировать весь процесс коммуникации, до капризного ребенка с нестандартным поведением или гибкого человека, готового приспособиться к любой ситуации).

Своеобразие речевых актов связано со стилевыми характеристиками участников. Имеются также разные стили слушания, от умения или желания слушать до полного неумения или нежелания слышать.

Анализируя процесс (деятельность) общения в рамках теории информации обычно выделяют сообщение, его кодирование и декодирование. Но можно рассматривать процесс общения, состоящим из следующих 3-х компонентов[101]:

- смысловое содержание, заключенное в мыслях одного человека;

- средство передачи этого смыслового содержания;

- восприятие смыслового содержания (понимание другим человеком).

Для целей общения реализуются дискретные единицы языка в различных формах (от вербальной, до жестов, мимики и т.п.), применительно к явлениям или обстоятельствам «внешнего мира». В совокупности они составляют коммуникативное поведение человека.

Кодирование и декодирование – важнейшие элементы коммуникативного процесса.

Отправитель зашифровывает свою информацию с помощью определенной знаковой системы. Получатель ее дешифрует. Взаимопонимание между партнерами возможно при наличии общих для контактирующих сторон знаковых систем, максимально сходной интерпретации определенных знаков. Получатель при получении информации сам снижает уровень неопределенности путем обработки поступающей информации в своей когнитивной системе.

При межкультурной коммуникации каждая культура представляет собой систему кодов, которая распространяет свое действие в синхронном и диахронном ракурсах ее проявлений (повседневная жизнь, социальные, нравственные, правовые нормы, мироощущение и т.п.). Причем коды различных культур не совпадают, в лучшем случае сходны в ограниченной области. Целесообразно вспомнить в связи с этим концепции локальных культурно-исторических типов культур (Н.А.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби).

В культуре существуют возможности закрепления и сохранения знаний, а также передача их в символической форме.

Символ – одно из самых многозначных понятий в культуре, в сжатой форме передающее информацию, которая может разворачиваться в процессе интерпретации (символ - развернутый знак, который может быть представлен в бесконечном количестве значений – А. Ф.Лосев).

Любая культура создает свою систему символов и придает символу определенные значения (например, символика государственной власти, символ Родины- матери, Фауст Гете- символ бесконечных стремлений человека даже в эпилоге перед лицом вечности и т.п.). Символ первично понимается как значение, принимаемое большинством людей в данной культуре, и разворачивается в коннотации - в виде дополнительных значений, социокультурных смыслов, разделяемых отдельными представителями культуры, и в разных культурах могут доминировать противоположные значения.

Без коммуникации невозможно существование человека, коммуникация реализуется как непрерывный процесс, следовательно, процесс кодирования и декодирования протекает одновременно.

Значения передаваемой информации определяются не только текстом сообщения, но и возможностью его восприятия другой стороной.

В результате любого общения будет образовываться некая разница в понимании адресуемых сообщений. Можно это рассматривать как недостаток процесса общения, но можно видеть в этом отражение существующей объективной реальности, определяющей творческую компоненту, неповторимость каждого коммуниканта. Стремление к единообразию, полному и идентичному пониманию и восприятию информации в принципе нереализуемо.

С учетом обратной связи обратной связи коммуниканты способны корректировать свою реакцию в процессе коммуникации, основываясь на стабильных статусных и развивающихся ситуативных ролях коммуникативного акта, которые, как уже подчеркивалось ранее, существенно влияют на характер коммуникационного процесса (агрессивность, переходящая в конструктивность, уважение старшего по возрасту, общественному положению и т.п.).

Реакция на полученное сообщение может возникать немедленно, если этот процесс протекает в режиме реального времени (он-лайн). Чаще всего это происходит автоматически, бессознательно, так как реакция немедленного реагирования на стандартные, стереотипные для данной культуры или субкультуры ситуации приобретается участниками в процессе инкультурации.

Но столкновение с новыми необычными обстоятельствами заставляет регулировать свое поведение осознанно. Разница в общении с представителями других культур заключается в уровне осознания инаковости своего коммуникативного поведения, а эффективность в значительной степени определяется готовностью восприятия «чужеродности» в общении каждым из участников коммуникативного процесса. В зависимости от того, насколько мы осознаем свое коммуникативное поведение, можно выбирать конкретные способы и методы общения на основании предполагаемой реакции собеседника на уровне содержания и уровне отношения (что говорится и как говорится).

Можно рассматривать такие виды коммуникации как монологическая коммуникация, при которой когнитивные пространства коммуникантов не вступают во взаимодействие: каждая сторона лишь фиксирует свои позиции, не заботясь о воздействии на другую сторону. Диалогическая коммуникация (Я – Другой) направлена на то, чтобы при передаче сообщения учитывались индивидуальные особенности обеих сторон, с целью изменения сознания каждой стороны. Существует еще автокоммуникация, для которой коммуникация разрешается, как и в случае диалогической коммуникации, но с заменой Другого на изменяемое Я

(Я - Я изм.). Мы часто обращаемся к этому виду коммуникации, вспоминая о каких-то событиях: в своем воображении корректируем свои высказывания, фактически зная исход коммуникативных отношений, post factum хотя бы в воображаемой ситуации пытаясь изменить ход уже произошедших событий (иначе говоря, реализуем поговорку – крепки задним умом). Иногда это превращается в бесполезное занятие, потому что произошедшее изменить нельзя, но во многих случаях такой внутренний диалог ограждает нас от новых промахов или недоразумений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: