ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Международные организации.
Выступления учащихся (сообщения о наиболее важных и влиятельных международных организаций).
- Дайте оценку политико-географического положения двух стран (по выбору учащегося).
Географическая среда.
ЦЕЛИ:
А) выявить этапы влияния общества на природную среду,
Б) на конкретных примерах обсудить современные масштабы освоения планеты.
ХОД УРОКА:
1. Мотивационно – целевой блок.
Земля – одна из планет Солнечной системы, способная предоставить человеку все необходимые условия для его жизни, существования и дальнейшего развития. Но в последнее время в природе стали происходить изменения, представляющие опасность и для планеты, и для ее населения.
- Какие последствия могут произойти на планете в результате неразумной деятельности людей. Приведите примеры.
2. Процессуально – содержательный блок.
- Планета в своем развитии претерпевала неоднократные изменения. История Земли – это история природы или история человека?
|
|
- Какие выделяют этапы влияния человека на окружающую среду?
Этапы влияния общества на природу:
1. адаптационный,
2. сельскохозяйственный,
3. вовлечение в хозяйственный круговорот природных ресурсов в средние века,
4. промышленный,
5. современный – этап НТР.
- На каком из указанных этапов человек больше всего зависел от природы? На каком из них – природа от человека?
- В какой из этих периодов произошел качественный скачок в освоении планеты?
- Существует ли предел освоению нашей планеты?
- Приведите примеры районов нового освоения планеты. С чем связано их исследование и заселение?
Районы нового освоения:
1. Пустынные и полупустынные территории в странах Азии, Африки, Америки и Австралии.
2. Северные районы России, Канады и США (Аляска).
3. Горные территории Индия, Японии, Китая, КНДР.
4. Влажные тропические леса Южной Америки.
5. Акватория Мирового океана.
- Какие территории планеты в ближайшем времени могут быть подвергнуты наибольшему влиянию со стороны человека?
- При быстро увеличивающемся росте населения планеты, какой путь освоения Земли наиболее приемлемы для людей: интенсивный или экстенсивный?
Экстенсивный путь освоения – вовлечение в хозяйство новых территорий и дешевые природные ресурсы.
Интенсивный путь освоения – более полная переработка сырья, повторное использование отходов производств и потребления, применение малоотходной технологии.
- Согласны ли вы с утверждением, что географическая среда возникла под воздействием антропогенного фактора?
Географическая среда – часть географической оболочки, непосредственно связана с жизнью и деятельностью человека, осваивается им и преобразуется и по мере освоения, расширяется. Природные ландшафты, измененные человеческой деятельностью, называют культурными или антропогенными ландшафтами.
|
|
- Какие направления в географии и смежных с ней наук помогут в решении экологических проблем?
Ресурсоведение – направление в географии, изучающее размещение и структуру отдельных видов природных ресурсов и их комплексов, вопросы их охраны, воспроизводства, экономической оценки, рационального использования и ресурсообеспеченности.
Природопользование – совокупность мер, принимаемых с целью изучения, освоения, охраны и преобразования окружающей среды. Масштабы природопользования зависят от уровня экономического развития страны или региона. Природопользование бывает рациональным и нерациональным.
Геоэкология – направление в географической науке, изучающее процессы и явления, возникающие в географической оболочке в результате антропогенного вмешательства в него человека.
- Что необходимо изменить в сознании людей для установления его разумного взаимодействия с природой?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Нанести на контурные карты районы хорошо обжитые людьми и районы нового освоения нашей планеты.
Мировые природные ресурсы. Понятие о ресурсообеспеченности.
ЦЕЛИ:
А) составить классификацию ресурсов и определить ресурсообеспеченность отдельных стран (на примере отдельных природных ресурсов),
Б) обосновать актуальность хозяйственной оценки природных ресурсов.
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
1. Роль ресурсов в жизни общества.
2. Классификация ресурсов.
3. Ресурсообеспеченность.
4. Хозяйственная (экономическая) оценка ресурсов.
ХОД УРОКА:
Ресурсы – совокупность объектов, пригодные для использования человечеством.
История человечества свидетельствует о постоянном возрастании потребностей человека, обо все возрастающем изъятии у природы ее ресурсов, потребляемые в разных частях мира в неодинаковых количествах. Разнообразие ресурсов, их принадлежность к тому или иному кругу явлений природы или отраслей материального производства позволяет судить об их сложной классификации.