Роль ресурсов в жизни общества

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Международные организации.

Выступления учащихся (сообщения о наиболее важных и влиятельных международных организаций).

- Дайте оценку политико-географического положения двух стран (по выбору учащегося).

Географическая среда.

ЦЕЛИ:

А) выявить этапы влияния общества на природную среду,

Б) на конкретных примерах обсудить современные масштабы освоения планеты.

ХОД УРОКА:

1. Мотивационно – целевой блок.

Земля – одна из планет Солнечной системы, способная предоставить человеку все необходимые условия для его жизни, существования и дальнейшего развития. Но в последнее время в природе стали происходить изменения, представляющие опасность и для планеты, и для ее населения.

- Какие последствия могут произойти на планете в результате неразумной деятельности людей. Приведите примеры.

2. Процессуально – содержательный блок.

- Планета в своем развитии претерпевала неоднократные изменения. История Земли – это история природы или история человека?

- Какие выделяют этапы влияния человека на окружающую среду?

Этапы влияния общества на природу:

1. адаптационный,

2. сельскохозяйственный,

3. вовлечение в хозяйственный круговорот природных ресурсов в средние века,

4. промышленный,

5. современный – этап НТР.

- На каком из указанных этапов человек больше всего зависел от природы? На каком из них – природа от человека?

- В какой из этих периодов произошел качественный скачок в освоении планеты?

- Существует ли предел освоению нашей планеты?

- Приведите примеры районов нового освоения планеты. С чем связано их исследование и заселение?

Районы нового освоения:

1. Пустынные и полупустынные территории в странах Азии, Африки, Америки и Австралии.

2. Северные районы России, Канады и США (Аляска).

3. Горные территории Индия, Японии, Китая, КНДР.

4. Влажные тропические леса Южной Америки.

5. Акватория Мирового океана.

- Какие территории планеты в ближайшем времени могут быть подвергнуты наибольшему влиянию со стороны человека?

- При быстро увеличивающемся росте населения планеты, какой путь освоения Земли наиболее приемлемы для людей: интенсивный или экстенсивный?

Экстенсивный путь освоения – вовлечение в хозяйство новых территорий и дешевые природные ресурсы.

Интенсивный путь освоения – более полная переработка сырья, повторное использование отходов производств и потребления, применение малоотходной технологии.

- Согласны ли вы с утверждением, что географическая среда возникла под воздействием антропогенного фактора?

Географическая среда – часть географической оболочки, непосредственно связана с жизнью и деятельностью человека, осваивается им и преобразуется и по мере освоения, расширяется. Природные ландшафты, измененные человеческой деятельностью, называют культурными или антропогенными ландшафтами.

- Какие направления в географии и смежных с ней наук помогут в решении экологических проблем?

Ресурсоведение – направление в географии, изучающее размещение и структуру отдельных видов природных ресурсов и их комплексов, вопросы их охраны, воспроизводства, экономической оценки, рационального использования и ресурсообеспеченности.

Природопользование – совокупность мер, принимаемых с целью изучения, освоения, охраны и преобразования окружающей среды. Масштабы природопользования зависят от уровня экономического развития страны или региона. Природопользование бывает рациональным и нерациональным.

Геоэкология – направление в географической науке, изучающее процессы и явления, возникающие в географической оболочке в результате антропогенного вмешательства в него человека.

- Что необходимо изменить в сознании людей для установления его разумного взаимодействия с природой?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Нанести на контурные карты районы хорошо обжитые людьми и районы нового освоения нашей планеты.

Мировые природные ресурсы. Понятие о ресурсообеспеченности.

ЦЕЛИ:

А) составить классификацию ресурсов и определить ресурсообеспеченность отдельных стран (на примере отдельных природных ресурсов),

Б) обосновать актуальность хозяйственной оценки природных ресурсов.

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Роль ресурсов в жизни общества.

2. Классификация ресурсов.

3. Ресурсообеспеченность.

4. Хозяйственная (экономическая) оценка ресурсов.

ХОД УРОКА:

Ресурсы – совокупность объектов, пригодные для использования человечеством.

История человечества свидетельствует о постоянном возрастании потребностей человека, обо все возрастающем изъятии у природы ее ресурсов, потребляемые в разных частях мира в неодинаковых количествах. Разнообразие ресурсов, их принадлежность к тому или иному кругу явлений природы или отраслей материального производства позволяет судить об их сложной классификации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: