1. Главные критерии типологии стран.
2. Группировка стран.
3. Характеристика отдельных групп стран (по выбору учащихся и учителя).
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
- Чем вызвано деление стран на типы и группы?
Причины:
А) разнообразие стран в современном мире по времени образования, по площади, по численности и структуре населения, различию в географическом положении, в наличии природных богатств и другие,
Б) выделение черт сходств и различий,
В) для каждой страны характерны разные разработки рекомендаций по проблемам развития экономики и оказания необходимой помощи.
- Какие критерии положены вами в основу типологии стран?
Критерии:
А) группировка стран в зависимости от географического положения (по степени удаленности от океана, в зависимости расположения на материке, в зависимости от расположения по отношению к экватору, по отношению к соседним странам и уровню их экономического развития и т.д.).
Например, страны мира, не имеющие выхода к открытому морю.
Ближнее Зарубежье | Зарубежная Европа | Африка | Зарубежная Азия | Латинская Америка |
Армения Казахстан Кыргызстан Туркменистан Узбекистан Молдова | Андорра Австрия Венгрия Лихтенштейн Люксембург Македония Чехия Словакия Швейцария | Боствана Буркина-Фасо Бурунди Замбия Зимбабве Лесото Малави Мали Нигер Руанда Свазиленд Уганда ЦАР Чад Эфиопия | Афганистан Бутан Лаос Монголия Непал | Боливия Парагвай |
Б) группировка стран в зависимости от уровня социально-экономического развития (экономический потенциал, структура экономики, степень вовлеченности страны в международное географическое разделение труда, степень удовлетворения потребностей граждан в материальных и социальных благах, в обобщенном варианте этим показателем является ВВП или ВНП).
ВВП (валовой внутренний продукт) – стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, независимо от того, кому принадлежат находящиеся на ее территории предприятия.
ВНП (валовой национальный продукт) – это ВВП за вычетом прибылей иностранных компаний в данной стране, но с добавлением прибылей, полученных предпринимателями данной страны за границей.
ООН классифицирует страны по величине ВВП на душу населения следующим образом:
- богатые страны – более 20 000 долларов в год (Швейцария, Швеция, Бельгия, Дания, Исландия),
- состоятельные страны – 15 000-20 000 долларов в год (США, Норвегия, Япония, Канада, Финляндия, Великобритания),
- страны среднего достатка – 10 000-15 000 долларов в год (Франция, Австрия, Нидерланды),
- страны удовлетворительного достатка – 5 000-10 000 долларов в год (Россия, Испания, Ирландия),
- бедные страны – 3 000-5 000 долларов в год (Греция, Польша, Румыния, Португалия),
- очень бедные страны – 1 500-3 000 долларов в год (значительная доля стран в Африке и Азии),
- беднейшие страны – до 1 500 долларов в год (Буркина-Фасо, Мали, Сомали, Чад, Эфиопия, Бангладеш).
Кроме того, развитые страны подразделяются:
- страны – лидеры (высокоразвитые: США, Канада, страны Западной Европы, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР),
- Западно -Европейские страны (Австрия, Дания, Нидерланды, Швейцария и другие),
- НИС - новые индустриальные страны (Сингапур, Республика Корея, Аргентина, Бразилия и другие),
- Республики бывшего СССР и большинство стран Восточной Европы.
Развивающиеся страны подразделяются:
- на страны, совсем недавно освободившиеся от колониального гнета на территории Азии, Африки, Латинской Америки и Океании,
- государства переходного типа, в которых общественно-экономические отношения находятся на стадии интенсивной трансформации.
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ:
- С какими трудностями вы сталкивались при классификации стран?
- Что удалось? С чем на сегодняшний день не справились?
ОЦЕНКА РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ УЧИТЕЛЕМ.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Подготовка к конференции (вопросы урока № 2).
Политическая география и геополитика.
ЦЕЛИ:
А) систематизировать и углубить знания учащихся по теме «Политическая карта мира» и довести до их сведения наиболее важные моменты, имеющие отношение к данному разделу,
Б) помочь учащимся в оценке политико-географического положения отдельных государств.
ЭПИГРАФ:
«До неузнаваемости изменилась политическая карта мира, причем именно там, где она оставалась наиболее стабильной десятилетия и после первой и после второй мировых войн: в бывшем СССР – и в европейской и в азиатской ее частях, а также в Восточной Европе».
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
1. Объекты изучения политической географии.
2. Понятие о геополитике.
3. Международные организации (выступления учащихся).
ХОД ЛЕКЦИИ: