Мотивационный блок

Мотивационный блок.

В наши дни известно около 250 видов полезных ископаемых и почти 200 видов поделочных и драгоценных камней. Однако вовлечение их в хозяйственный оборот происходило постепенно на протяжении всей человеческой цивилизации.

- Почему только в ХХ веке людям понадобилось такое количество минеральных ресурсов?

- Каким закономерностям подчиняется размещение полезных ископаемых в земной коре?

- Выделите основные направления поиска минеральных ресурсов в настоящее время.

2. Практическая часть.

А) На основе текста учебника и карт атласа составьте классификацию минеральных ресурсов. Приведите примеры стран, обладающие максимальными запасами указанных вами ресурсов.

Примечание: учащимся можно предложить заполнить таблицу.

Классификация и география минеральных ресурсов

Топливно-энергетические ресурсы Рудные ресурсы Горно-химические ресурсы Природные строительные материалы Поделочные и драгоценные камни
Примеры Государство Примеры государство Примеры государство примеры государство примеры Государство
                   

Б) На контурной карте отметьте месторождения основных видов минеральных ресурсов с указанием их объема добычи.

В) Перечислите страны, испытывающие дефицит в основных видах минерального сырья.

3. Итоговая часть.

- Насколько остро в наши дни стоит проблема обеспечения минеральными ресурсами в мировом и региональном масштабе?

- Предложите пути рационального использования минеральных ресурсов. В чем состоит суть комплексного освоения сырья?

Комплексное освоение сырья – безотходное использование ресурсов в быту и промышленности. Ученые предполагают, что в ближайшем будущем наступит эра оборотного (повторного) использования ресурсов, то есть, когда в экономике главным сырьем станут отходы, а естественные ресурсы будут являться резервными источниками снабжения.

4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: на примере лесных, земельных или водных ресурсов (по выбору учащихся) рассмотреть географию их размещения, масштабы использования и экологическое состояние.

Загрязнения окружающей среды и экологические проблемы.

ЦЕЛИ:

А) дать природную, экономическую и экологическую оценку природным ресурсам,

Б) на основе сравнительного анализа рассмотреть масштабы природопользования.

ЭПИГРАФ: «Мир, вокруг которого можно облететь за 90 минут, уже никогда не будет для людей тем, чем он был для их предков».

ХОД УРОКА:

- Какую проблему поднимает автор этих строк?

- Каким был мир до появления человека?

- Как вы объясните фразу: «Человек вошел в мир бесшумно…И огромный, агрессивный…мир игнорировал явление человека»?

- Под воздействием каких факторов шло изменение планеты?

- В какую историческую эпоху, по вашему мнению, человек впервые задумался о сложных экологических проблемах?

Мир определенно изменился. Он действительно не тот, что был при жизни наших предков. Но куда как в большей степени изменился сам человек.

В тяжелой борьбе с природой, пройдя через пороги немыслимых испытаний, человек выжил, вырос, обрел могущество, сравнимое с силами самой природы, раскрыл ее самые сокровенные тайны. Он не просто сегодня облетает свою планету за 90 минут. Он охватывает ее разумом мгновенно.

Что же, история, природа еще раз испытывают нас на разумность? Нет, не они. Это сам человек ежедневно и ежечасно испытывает себя, свой ум, нескончаемый экзамен на человечность. Всяким своим поступком, любым действием мы отвечаем на вопрос: достойно ли человека его отношение к другому человеку? А в последние десятилетия оказалось, что у этого вопроса есть продолжение: достойно ли человека его отношение к своей праматери – природе?

Наш экзамен характерен тем, что устраиваем его себе мы сами, а оценки ставят нам история и природа. Они хранят те «журналы», которые через десятилетия и века раскроют наши потомки и снисходительно или с горечью взглянут на наши показатели нашей разумности и человечности. И им придется исправлять наши промахи, наши ошибки, наше недомыслие.

- В какой мир входит человек ХХI века?

- Человек 21 века. Какой он? Какие качества ему должны быть присуще в первую очередь?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: