Экономических ресурсов

Тема 7. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ

ТЕСТ

Д) Закон о компании, осуществляющей экспортную торговлю.

А) Пресечение деятельности международных картелей на территории отдельной страны.

Государственные ограничения конкуренции со стороны иностранных экспортеров.

Частные ограничения иностранной конкуренции со стороны национальных компаний.

Обеспечение возможности равноправной конкуренции национальных компаний.

Вертикальные соглашения;

Горизонтальные соглашения;

9) Ограничения «гибридного характера».

Противодействия картельным соглашениям

Б) Сотрудничество национальных антимонопольных регуляторов.

В) Допущение национальными регуляторами согласованных действий национальных компаний.

Г) Закон Вебба-Померена.

Слияния и поглощения с участием национальных и иностранных компаний

По мере снижения барьеров для международной торговли и движения капитала компании стали расширять свою зарубежную деятельность. В качестве наиболее распространенных средств внедрения на внешние рынки используются слияния, поглощения, а также совместные предприятия. По ряду оценок, поглощение действующей на национальном рынке компании является наименее дорогостоящим и рискованным способом проникновения на него.

1. Что из ниже перечисленных не является условием совершенной конкуренции?

а) диверсификация производства в) свобода входа и выхода на рынок;

б) свобода выхода с рынка; г) большое число продавцов и покупателей

2. Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что:

а) фирмы, действующие на рынке, не обладают полной информацией о рыночных условиях;

б) фирмы, действующие на рынке, выпускают дифференцированную продукцию;

в) фирмы не могут свободно входить на рынок и выходить из него;

г) на рынке действует небольшое число фирм.

3. Понятие «совершенно конкурентная фирма» подразумевает, что:

а) это фирма, которая использует только методы легальной конкуренции

б) это фирма, использующая любые формы конкуренции для захвата рынка

в) это фирма, которая не оказывает влияния на формирование рыночной цены;

г) эта фирма, которая добивается установления желаемой цены.

4. Определяющей особенностью олигопополистического рынка является:

а) наличие монопольной власти у одного из участников;

б) отсутствие дифференциации продукции;

в) наличие непреодолимых отраслевых барьеров;

г) реагирование фирм на поведение друг друга;

1. Рынок ресурсов: особенности, функции, виды. Спрос и предложение на рынке ресурсов.

2. Спрос фирмы на один переменный фактор (ресурс) в кратковременном периоде. Предельная доходность ресурса (MRP) и предельные издержки на ресурс (МРС).

3. Оптимальное соотношение ресурсов в долговременном периоде. Правило минимизации издержек на ресурс и правило максимизации прибыли. Эластичность спроса на ресурс и факторы ее определяющие.

4. Рынок труда. Спрос и предложение труда на рынке совершенной и несовершенной конкуренции. Роль профсоюзов. Заработная плата, как цена труда и ее формы. Государственное регулирование рынка труда.

5. Рынки капитала. Физический и денежный капитал. Спрос и предложение заемных средств (ссудного капитала). Сущность ссудного капитала. Стратегия принятия фирмой инвестиционного решения. Дисконтированная стоимость.

5. Земля как экономический ресурс. Спрос на землю и факторы его определяющие. Эластичность спроса на землю. Экономическая рента природных ресурсов. Цена земли как капитального актива.

1. Рынок ресурсов: особенности, функции, виды. Спрос и предложение на рынке ресурсов.

На рынке товаров и услуг:

Фирмы - выступают как производители товаров/услуг (S);

Домохозяйства - как потребители товаров/услуг (D).

На рынке ресурсов (факторов производства):

- домохозяйства - предлагают (S) ресурсы: труд, землю, капитал;

- фирмы - предъявляют спрос (D) на факторы производства.

Это наглядно можно увидеть в простой модели кругооборота:

Простая модель кругооборота:

 
 


Денежные доходы

(зарплата, рента,

процент, прибыль) Издержки

Ресурсы

Труд, земля капитал,

предпринимательские

способности

       
 
   
 


Товары Товары

и услуги и услуги

Рынок потребительских товаров и услуг
Потребительские Выручка

расходы

Модель круговых потоков показывает, что благодаря рынку факторов производства, домашние хозяйства получают факторные доходы:

ü труда (заработная плата);

ü капитал (дивиденды и проценты);

ü земля (рента).

ü предпринимательская способность (прибыль).

Факторные доходы - доходы, получаемые владельцами различных факторов производства, участвующих в создании продукции, т. е. доходы, зарабатываемые различными факторами производства

Экономические ресурсы/факторы производстваэто элементы, используемые для производства товаров и услуг (труд, земля, капитал, предпринимательская способность, информация).

Рынок экономических ресурсов/факторов производства:

- рынок природных ресурсов (земли);

- рынок капитал;

- рынок труда.

Функции рынка ресурсов:

1) содействует более эффективном производству товаров и услуг;

2) помогает определить, для кого производятся товары и услуг.

Причины, обуславливающих необходимость изучения рынка ресурсов:

1) Факторы, связанные с денежными доходами населения страны;

2) Распределение в стране ограниченных ресурсов;

3) Минимизация издержек;

4) Экономическая политика;

Специфические особенности рынка ресурсов:

1). Спрос является производным спросом от спроса на товары и услуги;

2). Расходы фирм при покупке ресурсов выступают как доходы их владельцев (зарплата, прибыль, процент);

3). Ресурсы в процессе производства взаимосвязаны;

4). Рынок ресурсов, пособствует рациональному распределению и размещению ресурсов среди фирм, отраслей и регионов.

Факторы влияющие на цену ресурсов:

1). Денежные доходы потребителей ресурсов;

2). Технология производства;

3). Экономическая политика.

Рынки ресурсов являются важным структурным элементов рыночной экономики.

От эффективности функционирования рынков ресурсов зависит оптимальность их использования, следовательно, устойчивость и равновесие экономики, результативность работы фирм.

Общим свойством всех экономических ресурсов является их ограниченность, вследствие чего и объем производства продуктов ограничен. В этих условиях общество добивается наибольшего удовлетворения потребностей при экономном использовании ресурсов.

2. Спрос фирмы на один переменный фактор (ресурс) в кратковременном периоде. Предельная доходность ресурса (MRP) и предельные издержки на ресурс (МРС).

Ресурсы взаимозаменяемы в определенных границах. Каждый ресурс по мере увеличения его использования приносит дополнительный продукт, причем в соответствии с законом убывающей предельной производительности во все уменьшающемся размере.

Прирост общего продукта в натуральных единицах в результате увеличения использования данного ресурса на единицу называется предельным продуктом (МР) от этого ресурса.

Производительность ресурса в денежном выражении опреде­ляется показателями предельных издержек на ресурс - MRC (от англ. marginal resource cost)и предельной доходности ресурса - MRP (от англ. marginal revenue product).

Предельные издержки на ресурс составляют величину, на кото­рую увеличиваются издержки приобретения каждой дополни­тельной единицы данного ресурса, и выражаются формулой

где, MRC -предельные издержки на ресурс; ΔТС - изменение общих издержек; ΔQрес - изменение количества ресурса.

Предельная доходность ресурса составляет увеличение общего дохода в результате применения дополнительной единицы ре­сурса. Она рассчитывается по формуле:

где MRP - предельная доходность ресурса; ΔTR - изменение общего дохода от использования ресурса; ΔQ рес - изменение ко­личества ресурса.

3. Оптимальное соотношение ресурсов в долговременном периоде. Правило минимизации издержек на ресурс и

правило максимизации прибыли. Эластичность спроса на ресурс и факторы ее определяющие.

В за­висимости от производительности и цены каждого используемого ресурса определяется спрос на ресурсы, который представляет со­бой не первичный, а производный спрос, так как потребителям важно получить готовую продукцию, а не ресурс.

Неценовые фак­торы спроса на ресурсы:

1). Изменение спроса на готовую продукцию;

2). Изменение производительности ресурса;

3). Цена на другие ресурсы. На ресурсы-субституты оказывает влияние действие двух противоположных эффектов: эффекта замещения и эффекта объема продукции.

Эффект замещения – замена одного ресурса другим изменяет цену и спрос (напр.: замещение труда капиталом ведет к падению спроса на труд и увеличению спроса на капитал).

Эффект объема продукции - выражается в увеличении издержек на капитал, вызывающем падение объема производства и соответственно сокращению спроса на ресурсы (капитал).

Движение по кривой спроса на ресурсы показывает, какое ко­личество конкретного ресурса будет приобретено при различных ценах.

R а)
 
 


D

Qрес

R б) D Qрес
где, R – стоимость и доход от предельного продукта, Qрес - количество ресурса. Рис.1. Стоимость и доход от предельного продукта ресурса, а также спроса (D) на него со стороны конкурентной фирмы (а) и монополии (б).

Если MRP > MRC - спроса на данный ресурс увеличивается,

Если MRP < MRC – спроса на данный ресурс уменьшается,

Если MRP = MRC - оптимальный (эффективный) объем использования каждого ресурса.

C а) MRC P S Qрес C MRC б) S P (=ARC) P Qрес
  Рис.2. Предельные издержки фирмы и предложение ресурса на рынке совершенной конкуренции (а) и в условиях монопсонии б).

Т.о., доп. затраты фирмы (МRC), связанные с увеличением использования ресурса, окажутся выше цены доп. единицы ресурса (и средних затрат на ед.ресурса - ARC). Поэтому линия затрат фирмы (МRC) располагается выше линии ARC. MRC > P (=ARC).

Цена ресурса (Ставка ЗП) 10 ● 8 ● 6 ● D=MRP 4 ● 2 ● 0 1 2 3 4 5 Q Рис.1. Спрос продавца на ресурс в условиях совершенной конкуренции. Цена ресурса (Ставка ЗП) 10 ● 8 ● D=MRP (совершенная 6 ● конкуренция)
 
 


4 ●

D=MRP

2 (несовершенная ●

конкуренция)

0 1 2 3 4 5 Q

-2

Рис.2. Спрос продавца на ресурс в условиях несовершенной конкуренции.

Кривая спроса на ресурс совершенно конкурентного продавца снижается, т.к. предельный продукт, произведенный с использованием ресурса, уменьшается.

Кривая спрос на ресурс несовершенно конкурентного продавца снижается, т.к. по мере увеличения объема продукции уменьшаются и предельный продукт, и цена продукта.

Если: MRPL > MRCLприбыль Если MRCL > MRPL - убытки

Эластичность спрос на ресурс:

- эластичным,

- неэластичным,

- совершенно эластич­ным,

- совершенно неэластичным,

- единичной эластичности.

Эластичность спроса по цене на ресурсы – это изменение количества ресурсов в зависимости от изменения цены ресурса:

где, ∑dpес - коэффициент эластичности спроса по цене на ресурсы; %ΔQpec - процентное изменение количества ресурса; %ΔРрес - про­центное изменение цены на ресурс.

Факторы ценовой эластичности спроса на ресурсы:

1). Ценовая эластичность спроса на продукт.

2) Взаимозаменяемость ресурсов.

3) Степень снижения МР переменного ресурса.

4) Доля ресурса в общих издержках.

5) Временной лаг.

Неценовые факторы спроса на ресурсы:

1. Спрос на выпускаемый продукт.

2. Технология.

3. Производительность ресурса.

4. Цены на сопряженные ресурсы.

При взаимодополняющих ресурсах, находящихся в фиксированной пропорции (напр: норма обслуживания станков рабочими), действует эффект дохода. Это приводит к противоположно направленному изменению цены одного ресурса и спроса на другой ресурс.

Правило наименьших издержек и правило максимизации прибыли в использовании ресурсов

Правило наименьших издержек - минимизация издержек (максимизация выпуска на единицу затрат) обеспечивается только тогда, когда последний рубль, затраченный на каждый ресурс, дает одинаковый предельный продукт.

При использовании капитала и труда минимизация издержек происходит при условии:

где MPL - предельный продукт труда; МРК - предельный продукт капитала; PL - цена ресурса труда (ставка заработной платы); РK - цена ресурса капитала (стоимость средств производства).

Правила максимизации прибыли - количество применяемого ресурса, обеспечивающее максимальную прибыль должно быть таким, чтобы цена ресурса была бы равна его предельной доходности, т.е.:

MRP=MRC или

// MRP=MRC - оно очень похоже на правило максимизации прибыли в производстве товаров (MR=MC) в силу того, что рынки ресурсов во многом аналогичны рынкам готовой продукции.

/Чтобы максимизировать прибыль, недостаточно только мини­мизировать издержки. Максимизация прибыли в сочетании ресур­сов достигается, если предельная доходность обоих ресурсов была бы не только пропорциональна их ценам, но и равна им:

где MRPL - предельная доходность ресурса труда; MRPK - пре­дельная доходность ресурса капитала; PL - цена ресурса труда (став­ка заработной платы); РK - цена ресурса капитала (стоимость средств производства).

Максимизация прибыли при мини­мальных издержках происходит при условии, если:

MRPL = PL, a MRPK = РK

Если: MRP > P – ресурс недоиспользован,

MRP < P – ресурс убыто­чен.

4. Рынок труда. Спрос и предложение труда на рынке совершенной и несовершенной конкуренции. Роль профсоюзов.

Заработная плата, как цена труда и ее формы. Государственное регулирование рынка труда

Рынок труда (Labor market) - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.

Условие существование рынка труда: работник является собственником своей способности труду.

Основными компонентами рынка труда являются:

- спрос на рабочую силу и предложение рабочей силы;

- стоимость рабочей силы;

- цена рабочей силы;

- конкуренция между работодателями и работополучателями, работодателями и наемными работниками.

Инфраструктура рынка труда (Labour market infrastructure) -нормативно-правовая среда, обеспечивающая наиболее эффективное функционирование рынка труда:

ü государственные учреждения;

ü негосударственные структуры содействия занятости;

ü кадровые службы управления персоналом предприятий и фирм;

ü общественные организации и фонды.

Элементы механизма рынка труда;

§ совокупный спрос (общая потребность экономики в наемной рабочей силе);

§ совокупное предложение ( включающее все наемную рабочую силу из числа экономически активного населения);

§ стоимость/цена рабочей силы;

§ конкуренция (между работниками, работодателями, работниками и работодателями);

§ резервирование рабочей силы.

Субъекты рынка труда:

- работодатели и их представители (союзы);

- работники и их представители (профсоюзы);

- государство и его органы (Минтруда и социальной защиты населения, департаменты, комитеты и департаменты по труду и занятости и т.д.).

Различают: внешние и внутренние, открытые и скрытые рынки труда.

Объекты рынка труда:

· работники обладают разными физическими данными и способностями;

· рабочая сила бывает различной квалификации, поэтому рынок труда делится по профессиональному, отраслевому и географическому признакам;

· рабочая сила мобильна и географически, и по профессиям;

· понятие рабочей силы включает сегодня социальный, психологический, политический и духовный аспекты, кроме того, работники имеют определенные права в отличие от других видов ресурсов.

Рынок труда характеризуется такими показателями, как:

- численность экономически активного населения,

- численность занятых в экономике,

- уровень безработицы и др.

Численность экономически активного населения - равна общей численности населения за вычетом численности нетрудоспособных (лиц до 16 лет и лиц, находящихся в институциональных учреждениях) и численности покинувших рынок.

Занятость - деятельность людей, связанная с удовлетворением их личных потребностей и, как правило, приносящая им трудовой доход.

Уровень безработицы - отношение числа безработных к численности экономически активного населения в рассматриваемом периоде (в %):

Модели рынка труда:

- совершенной конкуренции,

- монопсонии,

- монополии,

- двухсторонней монополии.

Признаки рынка труда в условиях совершенной конкуренции:

1) большое число продавцов и покупателей труда;

2) отсутствие контроля за ставкой зарплаты;

3) одинаковая квалификации продавцов труда;

4) абсолютная мобильность трудовых ресурсов.

Спрос на труд (Labour demand) - количество труда, которое работодатели желают нанять в данный период времени за определенную ставку заработной платы.

Факторы, определяющие спрос на труд:

- объемом производства и его отраслевая структура;

- степень трудоемкости производства;

- цена труда.

Предложение труда (Labor supply) - выраженные работниками, обладающими определенными качественными характеристиками, желание и возможность работать определенное количество времени при альтернативных уровнях заработной платы и прочих равных условиях.

Факторы, определяющие предложение труда:

1) наличие демографических факторов, таких как прирост населения и изменение половозрастной структуры;

2) экономические условия, определяемые уровнем безработицы, социальной обеспеченности и т.д.;

3) социальные аспекты, которые подразумевают общественное отношение к той или иной профессии, т. е. ее престижность;

4) психологические мотивы, включающие желание человека работать, существование выбора между потреблением, определяемым уровнем зарплаты, и досугом;

5) личностные характеристики «человека самореализующегося» в процессе трудовой деятельности;

6) факторы, связанные с образованием и подготовкой кадров;

7) фактор времени, связанный с инвестициями в человеческий капитал.

//На рынке совершенной конкуренции ставка ЗП складывается под влиянием спроса и предложения в точке пересечения кривых спроса на труд и предложения труда (рис.1).

W S W0 D
 
 


0 L0 L

D1 (labour demand) - спрос на труд; S1 (labour supply) – S на рынке труда;

L (labour) - количество трудочасов; W (wage) - заработная плата.

W Хирурги S WS Уборщики офиса D S W0 D L Рис. 3. Рынок труда и ставки зарплаты.

Кривая индивидуального предложения труда

Кривая предложения труда (Labor supply curve) – кривая, отражающая возрастающее количество пожертвованных часов отдыха (эффект замещения), компенсированных возрастающим количеством по­требительских благ, которые можно приобретать на возрастающую зарплату (эффект дохода).

W4 SL Эффект дохода
 
 


W3

W2 A

Эффект замещения

W1 DL

       
   
 
 


L1 L3 L2 L


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: