Геологические и физиографические образования и точно ограниченные зоны, представляющие ареал подвергающихся угрозе животных и растений, имеющих выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки или консервации.
Культурные и природные наследия человечества.
Каждая цивилизация оставляет заметный след в истории человечества. Особое внимание за последние два-три десятилетия уделялось культурному и природному наследию.
Под культурным наследием (согласно Конвенции об охране всемирного природного и культурного наследия от 16.11.72 г., Россия присоединилась в 1988 г.) понимаются три вида объектов: памятники, ансамбли и достопримечательные места.
К памятникам могут быть отнесены произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы и структуры археологического характера, надписи, пещерные жилища и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, науки или искусства.
К ансамблям относятся группы изолированных или объединенных строений архитектуры, единство или связь с пейзажем которых представляет выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, науки или искусства.
|
|
К достопримечательным местам могут быть отнесены объекты, представляющие собой дело рук человеческих или совместные творения природы и человека, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся ценность с точки зрения эстетики, истории, этнологии или антропологии.
Под природным наследием понимаются три вида объектов: природные памятники, геологические и физиографические образования и природные достопримечательные места.
Природные памятники состоят из физических или биологических образований или групп таких образований, имеющих выдающуюся универсальную ценность с точки зрения эстетики или науки.
Природные достопримечательные места или строго ограниченные природные зоны, имеющие выдающуюся ценность с точки зрения науки, консервации или природной красоты.
Для включения в Список установлено шесть критериев для объектов культурного наследия и четыре критерия для объектов природного наследия.
Каждый культурный объект должен:
1. Представлять шедевр творческого гения человека; или
2. Показать важность процесса передачи во времени или географическом культурном ареале общечеловеческих ценностей в области культуры, архитектуры, монументального искусства, градостроительства или ландшафтного дизайна; или
3. Являться уникальным или исключительно важным свидетельством существования или исчезновения некоторой цивилизации или культурной традиции; или
|
|
4. Представлять собой выдающийся пример архитектурного или ландшафтного ансамбля, знаменующего один из периодов истории развития человечества; или
5. Представлять собой выдающийся пример формирования человеком ландшафта или поселения, характерный для некоторой культуры, в особенности, если эта культура оказалась беззащитной перед лицом необратимых исторических изменений; или
6. Быть непосредственно или косвенно связанным с событиями, традициями, идеями, верованиями или творческими актами выдающегося мирового значения.
Каждый природный объект должен:
1. Представлять собой выдающийся пример одного из этапов развития Земли, включая период зарождения жизни и основные геологические процессы формирования ландшафта, или демонстрировать важнейшие геоморфологические или физико-географические признаки; или
2. Представлять собой выдающийся пример развития какого-либо текущего экологического (биологического) процесса, включая материковые, пресноводные, прибрежные и морские экосистемы, а также колонии бактерий и стада животных; или
3. Включать в себя интереснейшие природные явления или места исключительной природной красоты, имеющие эстетическое значение; или
4. Содержать наиболее важные и существенные природные ареалы, приспособленные для плодотворного биологического обмена, включая ареалы, имеющие мировое значение и находящиеся под угрозой уничтожения.
Например, на сегодняшний день культурные и природные объекты Всемирного Наследия имеются в 40 странах Европы. Среди них выделяются Испания (23 объекта), Франция (22), Германия (19), Италия и Великобритания (16), Греция (14), Россия (11), Болгария (9), Португалия и Швеция (8), Чехия и Польша (6) остальные – менее 5 объектов.
В Азии также 40 стран имеют культурные и природные объекты Всемирного Наследия: Индия (21), Китай (16), Турция и Япония (8), Шри-Ланка (7), Индонезия и Пакистан (5), в остальных – менее 5 объектов.
В Австралии таких объектов 11, в Новой Зеландии – 2.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Подготовка к зачету.
Урок – зачет (на контурных картах).
ЦЕЛИ:
А) закрепить полученные знания и умения по теме «Население Земли»,
Б) совершенствовать картографические умения учащихся.
ЗАДАНИЯ на контурной карте (по памяти):
1. Нанесите на контурную карту мира следующие государства и их столицы: Китай, Индию, Нигерию, Кению, Бангладеш, Таиланд, Филиппины, Данию, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Катар.
2. Нанесите на карту «горячие точки» планеты.
3. Отметьте направления основных миграционных потоков в конце ХХ века.
4. Обозначьте на карте десять крупнейших городов мира.
5. Отметьте послойной окраской страны Латинской Америки с высоким показателем рождаемости.
6. Укажите на карте города со сложной экологической обстановкой.
7. Штриховкой покажите наименее заселенные территории земного шара.
НТР и ее влияние на мировое хозяйство.
ЦЕЛИ:
А) выделить основные черты и направления научно-технической революции,
Б) на конкретных примерах рассмотреть влияние НТР на мировую экономику.
ПЛАН УРОКА:
1. Основные черты и направления НТР.
2. Глобализация мирового хозяйства.
3. Влияние НТР на мировое хозяйство.
ХОД УРОКА:
Научно-техническая революция – качественный скачок в развитии науки и техники, коренным образом преобразующий производительную силу общества.
Характерными чертами НТР являются:
- универсальность,
- чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований,
- коренное изменение роли человека в процессе производства,
- использование новейших достижений научно-технической мысли в военных целях.
Составные части НТР:
- наука,
- техника и технология (два пути развития: эволюционный и революционный),
|
|
- производство (шесть направлений – электронизация, комплексная автоматизация, перестройка энергетического хозяйства, производство новых материалов, ускоренное развитие биотехнологии, космизация),
- управление (в связи с этим отмечаются ускоренные темпы роста объема научных знаний и количество источников информации, названные «информационным взрывом»; в развитых странах мира уделяется большое внимание подготовке руководителей современного производства - менеджеров).