Россия и МГРТ

В последние десятилетия усилилась роль международных кооперационных связей, процессов создания совместных предприятий, международных производственных, информационных и иных комплексов.

Россия обязана в полном объеме учитывать эти реалии современного мирового хозяйства. Но до сих пор основными статьями российского экспорта остаются топливно-энергетические и сырьевые ресурсы. Крайне медленно развиваются международные кооперационные отношения с участием России, в том числе в рамках СНГ. Россия пока практически не принимает активных усилий по развертыванию интеграционных процессов в Европе и Азии.

Кроме того, в России не оценивают особенности нового этапа в развитии системы МГРТ, на котором прогрессирующая переориентация на внутриотраслевую международную специализацию производства предполагает расширение международной научно-производственной интеграции. Явно недостаточно внимания уделяют проблемы переориентации национальной экономики на современные мировые критерии эффективности производства, исследований, образования, на международные стандарты и мировые цены. Стратегические акценты при разработке внешней экономической политики до сих пор находятся не в сфере производственной и научно-технической деятельности, а в области внешней торговли (в сфере обращения).

Первоочередная задача при определении стратегического внешнеэкономического курса – последовательное перенесение центра тяжести в соответствующих решениях на проблему интенсивного роста экспорториентированного производства. Это необходимо не только для увеличения валютных доходов, но и для подлинной ориентации российской экономики на мировые критерии производительности труда, качества продукции, услуг, всех видов хозяйственной деятельности.

Для выполнения такой задачи обязательны взвешенная оценка конкурентоспособности российского производства, интенсивное развитие отечественных маркетинговых исследований; определение профиля эффективной экспертной специализации производства в регионах Российской Федерации и другие.

К актуальным задачам относятся также формирование региональных систем координации и информации в науке и образовании и обеспечение их взаимодействия с аналогичными центрами в Европе и Азии, в том числе с центрами информации в Японии, Китае, новых индустриальных странах. Не менее актуально создание региональных центров по изучению и распространению передового зарубежного опыта эколого-экономического регулирования, использования ресурсов энергии и сырья, организации науки, научно-исследовательских и конструкторских работ, образования и т.д.

В целом научный подход к условиям включения России в новую систему международного разделения труда требует следующей отвечающей принципам стратегического управления последовательности действий:

- определение структуры целей и возможностей их достижения;

- стратегическое маркетинговое исследование внешней среды;

- сравнительная оценка вариантов стратегии и выбор оптимального с учетом степени риска;

- формирование стратегического курса с ранжированием задач стратегии по степени их приоритетности и срочности;

- определение этапов развития внешнеэкономических связей и планирование организационных мероприятий;

- разработка программ стратегических капитальных вложений.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: закрепление основных понятий, рассмотренных на уроке.

Человек в эпоху НТР.

ЦЕЛИ:

А) выявить роль человеческого фактора в эпоху НРТ,

Б) сформулировать новое понятие «индекс человеческого развития».

ЭПИГРАФ:

«Страна не способная развивать умения и знания своих людей и эффективно их использовать в национальной экономике будет не способная развивать что-либо другое». (Фредерик Харбисон)

ХОД УРОКА:

- Как вы понимаете смысл слов Ф. Харбисоном?

Невозможно представить нашу жизнь без скоростных поездов и автомобилей, без авиалайнеров и телефонной, телеграфной связи, без радиоприемников, телевизионных экранов, без домашних холодильников и электрического освещения. Немыслим прогресс и человечества без совершенных станков, автоматических линий, ЭВМ, прокатных станков, синтетических материалов, новых технологий…Именно таким стал мир на границе рубежей ХХ и ХХI в. в.

Это все вехи научно-технической революции, с которой связаны технические и технологические символы эпохи.

- Почему в наши дни человечество не может обойтись без всего этого?

- Как вы считаете, в 21 веке в каких областях научных знаний человек достиг наибольших результатов?

- На какой базе зародилась научно-техническая революция?

Современная НТР родилась не на пустом месте. Она уходит корнями в те крупнейшие открытия конца XIX – начала XX в., которые совершили подлинный переворот в наших знаниях и природе.

- Почему качественный скачок в науке и технике произошел только во второй половине ХХ века?

Да, человечество и в прошлом знало революции в науке, технические перевороты. Но они происходили обособленно, слабо влияя друг на друга. Современные же открытия, совершенные в течение лишь нескольких десятилетий, породили новые научные направления и новые науки, вызвали к жизни новые отрасли производства, о которых раньше люди и не мечтали. На такой почве и пошла в рост научно-техническая революция.

- На какие процессы НТР оказывает наибольшее воздействие?

- Какова роль человека в развитии научной мысли?

Современная научно-техническая революция оказывает воздействие не только на технику, технологию. Она способствует бурному прогрессу производительных сил в целом, развитию главной производительной силы – человека, требует всестороннего и полного использования его способностей, чего невозможно добиться без совершенствования образования.

- Объясните смысл слов академика Р.В. Хохлова.

«Если человек, - писал академик Р.В. Хохлов, - мечтает что-то сделать в науке, единственный путь – не сидеть, сложа руки, под ее древом и, уповая на свои способности, на счастливый случай, ждать, когда о твою голову стукнется «яблоко Ньютона», а научиться самоотверженно и системно работать».

- Существует ли какая либо закономерность между образованностью населения и развитием современного общества? Приведите примеры.

Ведущая роль образования в развитии современного общества нашла свое отражение во введенном ООН в 1990 году новом показателе оценки качества жизни, который называется «индекс человеческого развития» (ИЧР). ИЧР зависит от трех составляющих:

А) средней ожидаемой продолжительности жизни;

Б) уровня жизни, измеряемого реальным ВВП на душу населения с поправкой на стоимость жизни;

В) образованностью, определяемой грамотностью взрослого населения и средним количеством лет обучения.

Индекс человеческого развития рассматривается как альтернатива показателю ВНП на душу населения при оценке социально-экономического развития стран и регионов. ИЧР является как бы мерой пройденного той или иной страной (регионом) пути социально-экономического развития.

- В каких странах образованию уделяется внимание больше, чем другим отраслям непроизводственной сферы? Характерно ли это явление для России?

Особое внимание в промышленно развитых странах уделяется, как уже отмечалось, распространению компьютерной грамотности и компьютеризации всех сфер жизни. Умение пользоваться информационной сетью - один из важнейших показателей образованности в наши дни. По количеству компьютеров на душу населения Россия стоит на 34 месте в мире (7 компьютеров на 1000 человек), тогда как в США их 228 на 1000 жителей.

В наши дни существует мировое информационное пространство. Большую роль в его создании играет Интернет – всемирная компьютерная телекоммуникационная система. В связи с быстрым наращиванием информационного потока, названным «информационным взрывом», возникла особая наука об управлении и информации – кибернетика.

Высокий образовательный уровень населения важен не только для обеспечения современного производства кадрами рабочих, но и для развития научных исследований, расширения опытно-конструкторских работ. Во всех развитых странах проблема эффективности инновационной деятельности лежит в основе научно-технической деятельности, так как именно нововведения являются средством укрепления тенденций на внутренних и внешних рынках, обеспечивают повышенную конкурентоспособность продукции. Недофинансирование науки и НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки) замедляет обновление и совершенствование производства. Поскольку результаты НИОКР не поддаются единой оценке, общим критерием их значимости является доля инновационных технологичных изделий в экспорте страны и в общем производстве промышленной продукции в стране.

- Приведите примеры влияние науки на размещение различных отраслей производства?

Масштабы научных исследований и размещение научно-конструкторских учреждений оказывают существенное влияние на территориальную структуру хозяйства стран и регионов мира. В наше время появилась целая сеть городов, для которых НИОКР являются ведущей функцией. Они могут называться по-разному, в зависимости от принятой в той или иной стране терминологии: научно-технические и научные исследовательские парки, инновационные центры, технологические парки, но наиболее часто – технополисы.

Технопарки – агломерация наукоемких фирм, группирующихся вокруг крупного университета, института, лаборатории. Основная задача парка – сокращение сроков внедрения научных идей в практику. Парки располагают значительной инфраструктурой (здания, сооружения, телекоммуникации), которая наряду с определенными налоговыми льготами предоставляется новым наукоемким фирмам.

В США технопарки появились в конце 40-х годов, в начале 70-х годов – в Западной Европе (в Германии, Великобритании, Франции, Швеции, Австрии, Бельгии, Финляндии, Италии).

Технополис - специально построенный комплексный научно-производственный городок, спутник промышленного и научного центра, занимающийся разработкой инновационных технологий, развитием наукоемких производств и подготовкой научных кадров.

- Смогут ли технополисы качественно изменить социально-экономические условия жизни людей?

Именно в них происходят территориальное соединение ранее разрозненных фундаментальных, прикладных и опытно-конструкторских работ, а также образовательных функций. В ряде стран создание сети технополисов осуществляется по заранее разработанным государственным программам. Это касается, прежде всего, Японии, где был принят специальный «Закон о технополисах», США, ФРГ, Франции, Великобритании и ряде других промышленно развитых стран. С 1988 года начала осуществляться научно-техническая программа «Факел» в Китае, центральное место в ней отводится созданию новых территориальных структур, связанных с деятельностью в новейших отраслях высшей технологии. Технополисы стали во многих странах мира своеобразными «полюсами роста», с ними связан процесс концентрации инновационных видов деятельности и зачастую формируются целые региональные инновационные комплексы, как это произошло в долине Санта-Клара или районе Цукубы.

- Какие условия необходимы для образования технополисов и технопарков?

Для образования технополиса или технопарка необходимо сочетание нескольких условий:

А) наличие престижного университета или другого крупного исследовательского центра,

Б) наличие высококвалифицированных кадров,

В) надежное финансирование, учитывающее возможный коммерческий риск,

Г) хорошо развитая инфраструктура,

Д) благоприятные природные условия жизни.

- В каких регионах России возможно размещение технопарков и технополисов?

- Сможет ли Россия с их появлением занять достойное место в мировом пространстве?

- Сможет ли наша страна использовать научный потенциал сегодняшних школьников через несколько лет?

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

- Насколько ваше мнение о науке и научном потенциале изменились за этот урок?

- Повлияют ли данные выводов на выбор вашей профессии?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Научно-техническая революция и проблемы цивилизации.

ЦЕЛИ:

А) раскрыть проблемы мирового сообщества в эпоху научно-технической революции,

Б) показать роль знаний в решении возникших проблем на примере отдельных отраслей мирового хозяйства.

ПЛАН СЕМИНАРА:

1. Научно – техническая революция – это качественное преобразование производительных сил общества или разрушитель всего живого на Земле?

2. Сущность региональной политики.

3. Альтернативная энергия – двигатель цивилизации.

4. Развитие транспортной системы и экология человека.

5. «Горячие точки» планеты как часть жизни человеческого общества и центры новых разрушений человеческих потерь.

Дополнительные вопросы и сведения.

1. Научно-техническая революция – это качественное преобразование производительных сил общества или разрушитель всего живого на Земле?

Все развитие человеческой цивилизации тесно связано с научно-техническим прогрессом. НТР оказывает огромное воздействие на все сферы современного производства, на всю систему общественных отношений, на самого человека и окружающий его мир. Мировое хозяйство стало единым организмом, с которым связаны все государства, независимо от того, к какой общественной системе они относятся и на каком экономическом уровне они находятся.

Наиболее ярким примером того, что качественные преобразования в том или ином производстве могут быть использованы как на благо человеку, так и во вред ему, служат открытия в области ядерной энергии. Наибольшая опасность над миром нависла из-за того, что знания об энергии атомного ядра использованы для изготовления смертоносного ядерного оружия.

Применение даже сколько-нибудь значительной части запасов ядерного оружия уничтожат большинство форм жизни на Земле, и уж во всяком случае, человеческую цивилизацию.

Одно из возможных последствий глобального термоядерного конфликта – наступление так называемой ядерной зимы. Считается, что выброшенные в воздух мириады взвешенных частиц распространятся по всему земному шару и существенно затруднят освещение его поверхности солнечными лучами. В итоге резко изменятся циркулирующие потоки в атмосфере, и произойдет похолодание. При достаточно большой загрязненности атмосферы обнаружатся необратимые климатические последствия, от которых природа уже не сможет «излечиться». А если еще учесть, что имеются химические и бактериологические средства массового уничтожения, то справедливы слова: сейчас в руках человека оказались средства, способные уничтожить, и притом многократно, все живое.

Или другой пример. Еще два-три десятилетия назад символом бурного развития считались фабричные трубы, линии электропередачи, различные плотины и водохранилища, другие рукотворные сооружения, которые по замыслам их авторов должны были преобразовать и покорить природу. И практически повсюду это воспринималось как самый главный показатель прогресса. Люди этому искренне радовались, ибо рассчитывали на лучшую жизнь, если не для себя, то, по крайней мере, для своих детей и внуков. Проблемы выбора между быстрейшим наращиванием различного рода производств – строительства гидроэлектростанций, металлургических и химических заводов, цементных заводов – и сохранением окружающей природной среды фактически не было, а если и возникала, то она, без сомнения, решалась, в пользу производств.

Однако к настоящему времени вторжение человека в природные процессы, влияние хозяйственной деятельности на состояние воды, земного покрова, воздуха, на растительный и животный мир, в итоге – на здоровье самого человека достигли такого уровня, который грозит многими кризисами глобального характера.

- В чем заключается сущность экологической информированности?

Экологическая информированность людей должна быть нормой, должна быть такой же потребностью и необходимостью, какой сейчас для нас является информация о погоде. От достоверности той или иной поступающей информации об экологическом состоянии различных природных и антропогенных объектов во многом зависит и экология человека.

2. Сущность региональной политики.

Региональная политика представляет собой комплекс законодательных, экономических, административных и природоохранных мероприятий, способствующих более рациональному размещению производительных сил и выравниванию жизненного уровня.

Задачи региональной политики экономически развитых стран следующие:

А) Региональная политика направлена на подъем депрессивных районов и сглаживание диспропорций между этими районами и высокоразвитыми. Депрессивный район – обычно старопромышленный район, достигший в прошлом достаточно высокого уровня развития, но в эпоху НТР прежде всего в силу преобладания старых производств потерявший многие стимулы экономического развития. К депрессивным районам обычно относят старые промышленные районы с преобладанием тяжелых отраслей, недостаточно затронутых влиянием НТР.

Б) Региональная политика преследует цель индустриализации и общего развития отсталых аграрных районов.

В) Региональная политика предусматривает также ограничение роста и «разгрузку» некоторых городских агломераций.

Г) Региональная политика способствует формированию районов нового освоения (Аляска в США, Север Канады, Гренландия и др.)

Для большинства развивающихся стран характерен еще колониальный тип территориальной структуры, при котором наблюдается очаговое использование территорий. При этом роль главного «фокуса» выполняет столица, а роль вспомогательных «фокусов» выполняют районы экспортной специализации, расположенные в глубинных районах. Исходя из этого, основными целями региональной политики этих стран является преодоление разобщенности отдельных частей территории, управление процессом урбанизации, освоение глубинных ресурсных районов.

3. Альтернативная энергия – двигатель цивилизации.

В нашем цивилизованном обществе от энергии зависит все.В нашем работающем мире основой всего является энергия, без нее и не будет совершаться работа. Когда энергия имеется в наличии и может быть использована, любой объект будет совершать работу – иногда созидательную, иногда разрушительную (например, атомная бомба). Мир наполнен энергией, которая может быть использована для совершения работы разного характера. Энергия может находиться в людях и животных, в камнях и растениях, в ископаемом топливе, деревьях и воздухе, в реках и озерах. Однако самыми большими резервуарами накопленной энергии являются океаны – огромные пространства беспрерывно перемещающихся водных потоков, покрывающих около 71% всей земной поверхности.

Энергия - двигатель цивилизации, она дала начало жизни. Энергия ниоткуда не берется и никуда не исчезает. Она была, есть и будет, изменяясь по форме и содержанию. Любое материальное тело – от элементарной частицы до звезды – обладает энергией.

- Верно ли утверждение, что, чем выше уровень экономического развития, тем больше энергии необходимо для человеческого сообщества?

Покоряя природу, создавая себе условия для обеспечения жизни, человек нуждается в мощных машинах, а значит, в энергии, приводящей их в движение. И чем выше уровень развития цивилизации, тем большее количество энергии ей требуется. Только с начала нынешнего века энергетические потребности человечества возросли более чем в 10 раз. Самый распространенный на сегодня вид энергии – это электричество. Его можно транспортировать на большие расстояния, превращать в свет, тепло, механическую работу. Большую долю электроэнергии в наше время добывают, сжигая природные ресурсы – нефть, газ и уголь. Каждый час на Земле сжигается около 1 000 000 тонн природного топлива. Но запасы его не беспредельны. Специалисты подсчитали, что нефти и газа человечеству хватит на 50 лет. Угля – на 300 лет. Другой серьезной проблемой является то, что при сжигании газа и нефти образуется букет ядовитых газов, наносящий колоссальный ущерб экосистемам планеты. Наиболее заметный ущерб наносит оксид углерода, который, поднимаясь в верхние слои атмосферы в область озонового слоя, окисляется до оксида углерода. При этом израсходовавшийся озон замещается углекислым газом.

- Можно ли разрешить проблему энергетического кризиса, и каким образом?

Эти и другие проблемы сейчас общеизвестны и усиленно ведется разработка новых технологий по производству электроэнергии. Не так давно был выделен новый тип электростанций, которые носят имя альтернативных, - т. е. выборных, нетрадиционных. Мы изучили наиболее распространенные типы электростанций. Это станции по преобразованию энергии ветра, прилива, тепла Земли и солнечного излучения. Они обладают рядом значительных преимуществ, главное из которых – экологическая безопасность. Основная трудность на пути развития альтернативных источников энергии – это сложность преобразования такого вида энергии, а значит и сложность разработки технологий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: