double arrow

Повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»

2

Особенности сюжета

В произведении нет сквозного сюжета. События времен молодости героя, Ивана Северьяныча Флягина (служба в должности форейтора при своем хозяине, графе К.), прямо никак не связаны с происшествиями, выпавшими на его долю позднее, — десятилетней жизнью в татарских степных кочевьях, уходом в монастырь и т. д.

Нет в повести Лескова и «сквозных» персонажей, за исключением самого Флягина. Эпизоды, из которых составлена повесть, имеют свои собственные «микросюжеты». Микросюжеты выстраиваются следующим образом:

1) спасение Флягиным семьи графа К.;

2) наказание (за месть графининой кошке, съевшей флягинских голубей), порка и бегство от графа;

3) служба в «няньках» и бегство с матерью ребенка и ее любовником;

4) поединок с Савакиреем и уход в степь;

5) возвращение в Россию;

6) служба при князе, история с Грушенькой;

7) солдатская служба;

8) скитания и приход в монастырь;

9) жизнь в монастыре.

В «Очарованном страннике» отражены не только сюжетные элементы житий, былин и авантюрных романов, он не только тяготеет к эпической форме, но в нем трансформированы и коллизии и сюжетные эпизоды многих классических произведений, в частности «Кавказского пленника» А. С. Пушкина (пребывание Флягина в неволе у татар), «Цыган» А. С. Пушкина (приворожившая сердце Флягина цыганка Груша




Очевидная литературная основа «Очарованного странника», однако, не свидетельствует об установке автора на восприятие его текста как «вторичного» по отношению к классическим «образцам». Лесков, напротив, хочет продемонстрировать на примере судьбы Флягина, что реальная жизнь более прихотлива и непредсказуема, чем вымышленные сюжеты. Кроме того, соотнесенность с романтическими поэмами Пушкина подчеркивает «странность» (с точки зрения романтической поэтики) поведения героя, не ощущающего ничего необычного в диковинных метаморфозах своей жизни. «Романтические» ситуации (плен, кавказская война) герой Лескова воспринимает прозаически-трезво (отчасти исключение – очарованность Грушей, но и она проявляется в поступках и словах, имеющих мало общего с действиями и речами романтического персонажа).

Все перечисленные выше эпизоды «рассказываются» самим героем. Повествование Флягина о своей судьбе выслушивают путешественники, плывущие на пароходе по Ладожскому озеру; один из них — рассказчик, знакомящий нас с Иваном Северьянычем и завершающий его историю своим комментарием.

Таким образом, «Очарованный странник» в композиционном отношении — «рассказ в рассказе». Такое построение «Очарованного странника» — значимое. Во-первых, так автор придает достоверность рассказу Флягина о невероятных событиях, перипетиях его жизни.



Во-вторых, форма «сказа», устной речи от первого лица, произносимой человеком из народа, мотивирует «странную» композицию сюжета: подробное изложение отдельных эпизодов из жизни Флягина и вместе с тем предельно краткий рассказ об «экзотической» (с точки зрения образованных слушателей) жизни в плену; затемненное, не описанное Флягиным убийство Грушеньки, совершаемое как бы в тумане; «магическое» преображение Флягина, завороженного женской красотой, преображение, которому придает таинственность рассказ героя, не способного внятно объяснить и внезапную перемену, и предшествовавший ей провал в сознании.

Сказовая форма позволяет автору скрыться «за героем», утаить собственную оценку и отказаться от интерпретации событий. Единственный взгляд на жизнь Ивана Северьяныча — это точка зрения самого персонажа, объяснения и круг представлений которого весьма далеки от авторских. Кстати, этот повествовательный прием внешне напоминает такую особенность героического эпоса, как совпадение авторской точки зрения и видения героя. У Лескова такого совпадения нет, но в тексте авторский «взгляд» и «взгляд» Флягина реально не разграничены, так как прямые авторские высказывания отсутствуют.

Сказовая форма мотивирует и обильное употребление просторечных слов, диалектизмов, порой — затейливую народную игру словом.

Многозначен и смысл «рамки» — рассказа, обрамляющего повествование Флягина. Подобно тому как жизнь Флягина — это постепенное преодоление собственного эгоизма и обуздание своеволия, движение к другим людям, растущее понимание их душ, забот и переживаний, так и сама ситуация рассказывания — это преодоление отчуждения, дистанции между Флягиным и другими пассажирами.



Спутники Ивана Северьяновича сначала лишь ждут от него «анекдотов», забавных и интересных историй из быта монастырской братии, священников и дрессировщиков лошадей. Купец, один из слушателей, смотрит на странника немного свысока. Своеобычность и сила натуры Флягина лишь постепенно уясняются его случайными попутчиками. Реакция их как бы программирует, «моделирует» и реакцию читателей повести Лескова, размыкает ее границы. Вместе с тем роль слушателей — наметить дистанцию между мнениями, представлениями, миром чувств простого человека (бывшего крепостного графа К.) и образованной «публики».

Кроме того, обрамляющий рассказ о поездке на пароходе придает расширительный, символический смысл жизненному «путешествию» Ивана Северьяныча: не только он, но и как бы вся Россия странствует, плывет к неведомой ей цели. Иван Северьяныч Флягин — вечный странник, он и о своих прежних скитаниях рассказывает в пути.

Есть у лесковского обрамляющего рассказа и еще один смысл. Незаурядные характеры, личности нередки в народе, и случайная встреча с ними возможна всегда.



2




Сейчас читают про: