Рисунок 3
Назначение бизнес-плана и его основные элементы
Классификация бизнес-планов
Тема 2. Классификация бизнес-планов и основные методики бизнес-планирования
Классификация бизнес-планов
Классификация бизнес-планов и основные методики бизнес-планирования
2 Общая характеристика основных методик бизнес-планирования
Предприятие может иметь одновременно несколько бизнес-планов, в которых степень детализации обоснований может быть различной. В малом предпринимательстве бизнес-план и план предприятия могут совпадать и по объему и по содержанию. Любой бизнес-план должен давать убедительные ответы для самого предпринимателя и его возможных партнеров, по крайней мере, на пять основных вопросов (см. рис. 3). (7)
5. Оценка затрат ресурсов и финансовых результатов
|
6 5
1
Какая доходность проекта? (прибыльность, окупаемость затрат)
|
Для кого производить? (потребители)
|
Как производить? (техника, технология, организация, ресурсы)
|
Сколько производить?
(размер производства)
|
Что производить? (товары, услуги)
|
· Внешняя макро- и микросреда
· Внутреннее состояние и возможности
|
2. Оценка современного состояния предприятия (ситуации)
|
· миссия
· цели и задачи
· основные параметры
· преимущества
|
3. Направление развития (желаемое состояние)
|
· инвестиции
· инновации
· менеджмент
· маркетинг
|
4. Способы достижения цели
|
4
2 3
В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т.д. Их можно классифицировать по различным основаниям. Приведенная ниже система классификации не единственная и не претендует на завершенность.
Выделены следующие основания классификации бизнес-планов:
тип плана – по основным сферам деятельности, в которых осуществляется план;
класс плана – по составу и структуре плана и его предметной области;
масштабы – по размерам плана, численности его участников и степени влияния на окружающий мир;
длительность – по продолжительности периода осуществления плана (4);
по объектам бизнеса. (3)
Характеристика основных видов планов, сгруппированных по первым четырем основаниям, представлена в таблице 2.
Таблица 2 – Классификация бизнес-планов
Критерии классификации
| Вид бизнес-плана
|
Тип плана
| Технический, организационный, экономический, социальный, смешанный
|
Класс плана
| Монопланы – отдельные планы различного типа, вида и масштаба. Мультипланы – комплексные планы, состоящие из ряда монопланов и требующие применения многопланового управления. Мегапланы – целевые программы развития регионов, отраслей и других образований, состоящие из ряда моно- и мультипланов
|
Масштабы плана
| Малый, средний, крупный, очень крупный. Это разделение условное. Масштабы планов можно конкретизировать – межгосударственный, международный, национальный (государственный), межрегиональный и региональный, межотраслевой и отраслевой, корпоративный, ведомственный, план одного предприятия
|
Длительность плана
| Краткосрочный (до трех лет), среднесрочный (от трех до пяти лет), долгосрочный (свыше пяти лет)
|
Источник: [16]
Широкое распространение в экономической литературе получила классификация бизнес-планов по объектам бизнеса. Согласно данной классификации бизнес-планы, разрабатываются в различных модификациях в зависимости от назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или действующему) (см. рис.4).
по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения)
|
производственного подразделения
|