Рисунок 4
Источник: Бринк И. Ю., Савельева Н. А. Бизнес-план предприятия. Теория и практика / Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
Бизнес-план финансового оздоровления предприятия составляется для неплатежеспособных предприятий и имеет свою особую структуру и логику изложения. Он создается в обязательном порядке и служит:
для выработки стратегии выживания предприятия;
составления плана проведения реорганизационных процедур;
организации управления предприятием в условия кризиса или в его предвидении;
обоснования необходимости и возможности предоставления предприятию государственной поддержки.(3)
Большая часть бизнес-планов носит инвестиционный (затратный) характер. Величина инвестиций, необходимых для осуществления бизнес-плана, зависит от всех перечисленных оснований их классификации, прежде всего от масштаба и длительности.
К инвестиционным обычно относят планы или проекты, главной целью которых является вложение средств в различные виды бизнеса для получения прибыли. В этой группе бизнес-планов выделяют инновационные проекты, к которым относят систему различных нововведений, обеспечивающих непрерывное развитие организационно-экономических систем. (4)
Инвестиционные проекты можно дифференцировать по ряду классификационных признаков:
1. По масштабу (размеру) различают:
· малые проекты, которые невелики по объёму. Это, например, создание опытно-промышленных установок, строительство небольших зданий, сооружений, предприятий небольшой мощности;
· мегапроекты - это целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединённых общей целью, выделенными для реализации ресурсами и отпущенным на их выполнение временем. Они могут быть международными, государственными, национальными, региональными, межотраслевыми, отраслевыми.
2. По срокам реализации выделяют:
· краткосрочные проекты (на срок до 3-х лет);
· среднесрочные проекты (на срок от 3-х до 5-ти лет);
· долгосрочные проекты (на срок свыше 5-ти лет).
3. По степени ограниченности используемых ресурсов выделяют:
· проекты, для которых заранее не устанавливаются ограничения по ресурсам (например, проекты стратегического характера);
· проекты с ограничением по некоторым видам ресурсов (по времени исполнения проекта;
· проекты с ограничением по многим видам ресурсов (по времени, стоимости проекта, его трудоёмкости и т.д.)
В рамках одной организации может разрабатываться и общий стратегический план, включающий весь комплекс целей, и отдельные бизнес-планы по приведенной выше типологии. Бизнес-планы ориентированы, прежде всего, на нововведения, в отличие от стратегического плана имеют четко очерченные временные границы с конкретными проработками, в то время как стратегический план по мере выполнения очередного годового плана и проведения соответствующего ситуационного анализа может пересматриваться и корректироваться.
Близок к бизнес-плану и такой привычный ранее российским предпринимателям документ, как технико-экономическое обоснование (ТЭО). Но главное отличие бизнес-плана – в его стратегической направленности, предпринимательском характере, гибком сочетании производственного, технического, финансового и рыночного аспектов деятельности на основе внутренних возможностей организации и внешнего окружения.
Для разработки бизнес-плана используются методики или пособия, выбор которых для инициаторов проекта сейчас достаточно широк. Эта литература является, в основном, нужной и полезной, хотя и встречаются методики явно недоработанные, а некоторые с ошибками. Многих из них объединяет следующее:
- в основе методики лежит описание структуры бизнес-плана (последовательность разделов);
- в общих чертах говорится о том, как и что нужно написать в каждом разделе;
- приводятся примеры написания бизнес-плана;
- в приложении указывается структура затрат и приводятся нормативные акты;
- рассчитаны на руководителей, которые должны изучить методики и целый ряд сопутствующей литературы, собрать информацию по общей схеме и, исходя из общих рекомендаций, разработать бизнес-план.(4)
Наиболее распространенными методиками по разработке бизнес-планов являются зарубежные методики: Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Мирового банка реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорации (МФК) — структуры Мирового Валютного Фонда, а также UNIDO (разработка венской лаборатории) и др. (см. табл. 3).
Таблица 3 – Основные характеристики зарубежных методик разработки бизнес-плана
№ | Наименование | ЕБРР | МБРР | МФК | UNIDO |
1. | Цель | Убедить инвестора (кредитора) в экономической эффективности предлагаемого проекта. | |||
2. | Структура: | ||||
2.1 | Резюме | Краткое изложение результатов всех расчетов, приведенных во всех последующих разделах бизнес-плана (объемом в 2-3 страницы). | |||
2.2 | Описание компании | Описывается финансово-экономическое состояние на основе балансов, отчетов о прибыли и убытках за последние (как правило) шесть кварталов. Дается расшифровка того, что представляют собой внеоборотные активы предприятия, инфраструктура, кадровый состав, команда менеджеров, собственники, порядок работы на предприятии, структура самого предприятия. | |||
2.3 | Рынок | Включает в себя подробные результаты маркетинговых исследований того сегмента рынка, на котором реализуется продукция предприятия. Здесь в обязательном порядке освещаются следующие вопросы: 1) поставщики, доля в объеме поставок, условия поставок, цены на закупаемую продукцию; 2) потребители, доля в объеме продаж, условия, цены и порядок продаж; 3) основные конкуренты, а также производители товаров-субститутов, тактика и стратегия поведения на рынке, их доли на рынке; 4) описание рынка (емкость, географическое положение, либерализм или консерватизм властей тех регионов, на которых располагается сегменты рынка); 5) выработанные маркетинговые мероприятия самого предприятия. Именно здесь объясняются причины возникновения необходимости разработки и реализации проекта. | |||
окончание таблицы 3 | |||||
№ | Наименование | ЕБРР | МБРР | МФК | UNIDO |
2.4 | Проект | Техническое описание проекта, включая описание необходимого оборудования, технологических процессов и линий. Описываются производители необходимого оборудования, условия приобретения и поставки. | |||
2.5 | Финансовый план: | ||||
2.5.1 | Финансирование проекта | Доли участия заявителя и инвестора (кредитора) в проекте. | |||
2.5.2 | Калькуляция проектных затрат | Указывается, на что именно необходимо затратить средства по данному проекту. | |||
2.5.3 | Доходы по проекту | Представлены все текущие поступления и затраты в процессе реализации проекта. Производится расчет валовой, операционной и чистой прибыли. | |||
2.5.4 | Чувствительность проекта | Расчет проводится | Расчет проводится | ||
2.5.5 | Проектно-балансовая ведомость | Полная – соответствует балансу | Сокращенная | Полная – соответствует балансу | |
2.5.6 | Расчет денежных потоков | Расчет проводится | Расчет проводится | ||
2.5.7 | Расчет внутренней нормы доходности | Расчет проводится | Расчет проводится | Расчет проводится |
Источник: составлено по (11, с.43-44)
Различие между методиками вытекает из того, что в каждом из них считается наиболее важным. В методиках МФК, ЕБРР и UNIDO большее внимание уделяется обоснованию экономической эффективности проекта, в методике МБРР — оценке ситуации на рынке, где действует или предполагает действовать предприятие, являющееся разработчиком проекта. (11)
Выбор конкретной методики разработки бизнес-плана, глубина и временной горизонт его проработки, вариантность закладываемых в него решений, объем, наличие прилагаемых документов и справок зависят от многих факторов. Среди них можно отметить:
- величину предполагаемых инвестиций по конкретному проекту и специфику потенциального инвестора (его интересы, специализацию, психологию, опыт инвестирования, национальную принадлежность);
- является ли целью написания бизнес-плана получение банковского кредита (коммерческие банки не имеют единого подхода к разработке бизнес-планов и, почти каждый крупный банк старается разработать собственную методику, в которую закладывает свои требования);
- разрабатывается ли бизнес-план для получения государственной поддержки в виде налоговых льгот, частичного финансирования из государственных источников, в форме гарантий Правительства по кредитам либо для преобразования государственных (арендных) предприятий (предприятие приватизируется);
- планируется ли вложить собственные средства в создание нового или развитие уже существующего бизнеса (разработается бизнес-план на основе глубоких маркетинговых исследований для внутреннего пользования, с учетом рисков, связанных с реализацией проекта и выводами о реальной эффективности планируемых инвестиций, а также разрабатывается модель проекта, которая позволит управлять проектом во время его реализации). (12)
На какой методике остановиться – американской, английской, немецкой или какой-то другой непринципиально. Важно, чтобы разработанный документ содержал обязательные разделы, в которых анализировались бы конкретные аспекты бизнес-плана, исходная и итоговая информация (показатели) были достоверными, обоснованными и базировались на документальных источниках и расчетах, а также чтобы он был полностью понятен тому кругу лиц, которым он будет представлен. (4)
Методика Организации по промышленному развитию ООН - методика ЮНИДО получила наибольшее распространение в России.
Подход к построению типового бизнес-плана, предложенный экспертами ЮНИДО, позволяет при разработке бизнес плана не упустить существенных моментов в описании текущей или планируемой деятельности предприятия и представить результаты в виде, наиболее подходящем для восприятия как западными, так и отечественными финансистами. Данная методика играет роль единой базы, некоего универсального языка, позволяющего общаться между собой специалистам в области инвестиционного проектирования, финансового анализа, менеджерам компаний из различных стран мира. Большинство известных на данный момент программных продуктов (компьютерных систем) для бизнес-планирования опираются на методику ЮНИДО, например ProjectExpert, в основу которой положена данная методика по оценке инвестиционных проектов и методика финансового анализа, определенная международными стандартами IAS.
Организация по промышленному развитию, являясь подразделением Организации Объединенных наций, сама ведет работу как по совершенствованию и вопросам всемирного использования своей методики, так и ее реализации в форме компьютерных программ.
Результатом подобной деятельности стала компьютерная программа КОМФАР (COMFAR), созданная самой ЮНИДО и распространяемая на коммерческой основе.
Подход и методология ЮНИДО изложены в «Руководстве по подготовке технико-экономических обоснований промышленных проектов» (издание 2-е 1991 год).
Бизнес – план должен состоять из одиннадцати глав, подготовленных в соответствии с частью II Руководства, и в каждой из них следует дать подробный анализ и информацию в соответствии со следующими разделами:
- Глава 1 Резюме;
- Глава 2 Предыстория и основная идея проекта;
- Глава 3 Анализ рынка и стратегия маркетинга;
- Глава 4 Сырье и материалы;
- Глава 5 Место осуществления, строительная площадка и экологическая оценка;
- Глава 6 Инженерное проектирование и технология;
- Глава 7 Организация производства и накладные расходы;
- Глава 8 Людские ресурсы;
- Глава 9 Планирование и сметная стоимость работ по проекту;
- Глава 10 Финансовая оценка;
- Глава 11 Экономический анализ издержек и прибыли. (13)
Информационные связи между разделами бизнес-плана, согласно методики ЮНИДО, представлены на рисунке 5.
Информационные связи между разделами бизнес-плана
Составление бюджета проекта в расходной и доходной части, оценка коммерческой привлекательности проекта и анализ рисков |
Обоснование всех видов затрат, связанных с реализацией проекта: - материальные затраты; - капитальные затраты на реализацию; - прочие текущие затраты; - затраты на оплату труда; - календарный план-график финансирования проекта |
Глава 4 Сырье и материалы Глава 5 Место осуществления проекта Глава 6 Инженерное проектирование и технология Глава 7 Организация производства и накладные расходы Глава 8 Людские ресурсы Глава 9 Планирование и сметная стоимость работ по проекту |
Глава 1 Резюме |
Сжатое изложение сути проекта |
Глава 2 Предыстория и основная идея проекта Глава 3 Анализ рынка и стратегия маркетинга |
Сценарии реализации проекта, обоснование прогноза продаж и бюджета маркетинга |
Глава 10 Финансовая оценка Глава 11 Экономический анализ издержек и прибыли |