Тема №9 «типовой состав бизнес-плана методики разработки»

1. Типовой состав бизнес-плана.

«Как говорил один цыган, а нам бы новый бизнес-план, чтоб деньги нам, а сроки им мы за ценой не постоим»

М. Танич группа «Лесоповал»

Организация любого бизнеса уникальна и носит, поэтому свои оригинальные черты. Вместе с ним, по мере развития рыночной экономики постепенно, эволюционно стали складываться некоторые общие универсальные требования, как к составу бизнес-планов, так и к их содержанию и методике оценки эффективности инвестиций. Унификация бизнес-планов позволяет всем его пользователям (инициаторам, кредиторам, акционерам, властям) лучше понимать друг - друга, т.е. в конечном счете, правильней и точнее оценивать бизнес – идею, повышая тем самым эффективность бизнеса в целом.

Обобщая имеющиеся в настоящее время наработки, в том числе и свой опыт, предлагаем типовой состав бизнес-плана в следующих разделах.

1. Резюме

2. Продукт (услуга)

3. Маркетинг

4. Организационный и юридический план

5. Строительный план

6. Производственный план

7. Финансовый план

Денежный поток инвестиций

Денежный поток продаж

Денежный поток текущих затрат

Денежный поток прибыли; источников возврата инвестиций.

Сводный план денежных потоков

Система показателей эффективности инвестиций

8. Социально-экономические последствия реализации проекта.

9. Анализ рисков чувствительности проекта

10. Финансовая стратегия проекта (бизнес - плана)

11. Оценка воздействия проекта на окружающую среду (ОВОС).

Остановимся здесь коротко на содержании разделов бизнес – плана.

1.1. Резюме.

Желательно содержание резюме изложить на одной машинописной странице; в этом случае если рассматривать бизнес – план как «визитную» карточку Вашего бизнеса, то «резюме» будем выступать как «визитная карточка» самого бизнес – плана.

В «Резюме» следует указать, является проект коммерческим или некоммерческим, цели проекта (у коммерческого проекта цель – извлечение прибыли, распределяемой в интересах участников проекта). Далее обозначается бизнес – идея и продукт (услуга), посредством производства и реализации, которых будет извлекаться прибыль. Бизнес – идея очень цениться в деловом мире. Недаром еще О.Бендер заявлял: «Бензин Ваш – идеи наши!» - и действительно имея идею (автопробег) он спокойно получал бензин! Далее приводится общий размер инвестиций, объем реализации продукции (например, за год), чистой прибыли и показатели экономической эффективности инвестиций (NPV, IRR, срок окупаемости и другие).

«Резюме» это не просто раздел бизнес-план; оно может рассматриваться и как самостоятельный документ. Например, на первом этапе продвижения проекта заинтересованным сторонам можно предоставлять для ознакомления не весь бизнес – план, а именно одно лишь «Резюме».

1.2. Продукт (услуга).

«Когда я беру деньги, я люблю оставлять в руках моего покупателя какой-нибудь осязательный предмет, чтобы он любовался им и не слишком следил, в какую сторону я смываюсь»

О.Генри «Совесть в искусстве»

Продукт (услуга) являются ключевым звеном бизнеса. Чтобы заработать деньги (прибыль) надо все же «что-то» произвести и продать как товар.

За термином «продукт» выступает некий материальный результат производства (пиломатериалы, целлюлоза, мебель, колбаса, пирожки и другое). Термин «услуга» используется для обозначения нематериального товара (знания, советы, действия и т.д.). Как говорят в шутку: «услуга» это товар, который можно продать и купить, но нельзя уронить на ногу».

Описание товара или услуги в бизнес-плане, на наш взгляд, должно осуществляться с учетом двух принципиально разных позиций. Если Вы планируете производить традиционный продукт, то достаточно кратко указать на то, что его качественные характеристики будут отвечать общепризнанным стандартам – это и будет являться его отличной характеристикой. И напротив, если в бизнес – плане предполагается выпускать уникальный продукт (услугу) лучше более подробно описать, в чем заключается ее уникальность и особые свойства, используя для этого разные виды аргументов и доказательств (включая, акты, сертификаты, награды, фотодокументы и др.).

1.3. Маркетинг от англ. market – рынок; marketing – создание рынка, действие на рынке. С начала 90 х годов прошлого столетия по мере перехода к рыночной экономике российские производственники и предприниматели быстро поняли, что самое важное в бизнесе не производство товара, а возможность его продажи. В отношении традиционных товаров, а таковые доминируют в экономике: продукты деревообработки, лесохимии, большой химии, машиностроения, легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства, строительства и т.д. технических проблем в их производстве давно уже не существует – произвести можно все, но не все можно продать, особенно в желаемых объемах и ценах!

Понятно поэтому, что успех реализации бизнес – идеи в первую очередь зависит то того, насколько реально в бизнес - плане изучена и описана сфера потребления производимого товара и услуг. Фактически в этом разделе надо дать ответы на многие вопросы типа:

- где будет продаваться продукт (услуга)?

- в каких объемах будут продажи?

- какие цены и ценовая политика будут реализованы?

- кто будет продавать товар (сами производители или дилеры) и какими партиями (опт или разница)?

- какова логистика продвижения товара для его реализации?

- каковы условия оплаты товара?

- кто основные конкуренты и какова наша доля на рынках?

- действует ли фактор сезонности при продажах?

Список подобных вопросов может быть продолжен, с учетом специфики того или иного бизнеса. И еще раз подчеркнем, проработка этих вопросов и нахождение решений на них во многом будет определять успешность реализации бизнес – плана в целом.

1.4. Организационный и юридический план

В этом разделе инициаторы (учредители) проекта сообщают сведения о себе (например, ФИО, возраст, образование, стаж работы в этой сфере), по желанию может быть раскрыта информация и о долях (вкладах) учредителей в бизнес.

Юридически точно должна быть описана организационно – правовая фирма, в которой будет осуществляться бизнес (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, кооператив, индивидуальный предприниматель или другое).

Если при организации бизнеса просматриваются проблемы, следует разработать план организационных мероприятий по открытию бизнеса.

1.5. Строительный план

Разрабатывается чаще в составе инвестиционных проектов (но не бизнес - планов). Или как самостоятельный документ соответствующими специалистами.

1.6. Производственный план

Описывает технические аспекты производства продукта (товара), технологию, условия производства, объемы производства во временных параметрах.

1.7. Социально – экономические последствия реализации проекта

Реалии жизни таковы, что в настоящий момент организация бизнеса достаточно сильно зависит от решения местных властей (разрешительный характер экономики).

Поэтому желательно в бизнес – плане указать позитивные для данной территории последствия реализации бизнес – плана:

- создание новых рабочих мест;

- размер заработной платы работающих;

- налоговые и иные поступления в бюджет и внебюджетные фонды;

- социальная полезность производимой продукции

- возможность добровольных социальных обязательств бизнеса.

Подобные расчеты и аргументы особенно необходимы в том случае, когда в рамках финансовой стратегии предусматривается часть денег на реализацию бизнес – плана привлекать из бюджета.

1.8. Экологическая часть проекта – оценка воздействия проекта на окружающую среду (ОВОС).

Содержит информацию о том, какое воздействие на окружающую среду окажет реализация проекта; кто, как и в каких размерах будет компенсировать ущерб, наносимый окружающей среде.

Содержание разделов:

- финансовый план;

- анализ рисков и чувствительности проекта;

- финансовая стратегия.

Будет подробно рассмотрено нами ниже в отдельных лекциях.

2. Методики разработки бизнес – плана (инвестиционного) проекта.

Кто прожекты станет абы, как ляпать, того чина лишу и кнутом драть велю. Все прожекты зело исправны, быть должны, дабы казну не разорять и отечеству ущерба не чинить.

Петр I.

В рыночной экономике в принципе любое лицо (ЛПР) может разрабатывать бизнес – план по той методике, которая им самим оценивается как наиболее эффективная. Однако, ряд обстоятельств понуждают разработчиков бизнес – планов придерживаться неких норм и правил при их разработке.

Первое обстоятельство – людям, работающим с бизнес – планами (инициаторам проекта, участникам, кредиторам, акционерам и др.) легче договариваться, если они будут говорить на «одном языке», используя унифицированные термины и показатели.

Второе обстоятельство – если бизнес претендует на деньги из бюджета, то государственные органы вправе установить свои «правила» разработчики и представления бизнес – планов, как инструмента для привлечения денег.

Третье обстоятельство – по этой же причине крупные структуры (банки, инвестиционные фонды и другие подобные организации) также задают свои правила в отношении бизнес – планов.

Четвертое обстоятельство – для реализации идеи автоматизации расчетов на базе компьютерной техники также необходима унификация методов разработки бизнес – планов.

В России переход на рыночные методики и стандарты разработки бизнес-планов начался в начале 90х годов. В 1995 году на русский язык был переведен фундаментальный труд, подготовленный по инициативе одного из институтов ООН – ЮНИДО [ ], с учетом значимости ООН эта методика оценки эффективности инвестиций, несомненно, является базовой и на нее стали ссылаться многочисленные разработчики других методик. Первая официальная российская методика (точнее методические рекомендации) была издана в 19 и переиздана в 2001 [ ]. Несомненно положительную роль в методическом обеспечении разработки бизнес – планов сыграла и компьютерная российская программа «Project Expert», а также программа «Альтинвест» (компания «Альт»), ИНЭК – аналитик (компания «ИНЭК») и другие [ ].

Таким образом, если бизнес – план разрабатывается для внутренних целей организации или предпринимателя можно использовать любую методику его разработки и оценки эффективности инвестиций придерживаясь лишь общих принципов.

Если же, бизнес-план ориентирован на внешних пользователей (акционеров, спонсоров, кредиторов) при его разработке в отношении методик надо учитывать мнение и пожелание этих потребителей бизнес – плана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: