Антикризисного бизнес-плана

Рис. 1.1. Стратегические предпосылки и причины разработки

Устранить неплатежеспособность.

1. Восстановить финансовую устойчивость.

2. Рассчитаться с кредиторами.

3. Восстановить и укрепить конкурентоспособность и рыночные позиции предприятия.

Указанные ориентиры определяют специфику антикризисного планирования, а именно:

ØЧеткость, конкретность и целенаправленность содержания всех частей бизнес-плана.

ØСовпадение стратегической и тактической концепции (в т.ч. и по срокам реализации).

ØАкцентирование внимания на реструктуризационных, финансовых, и маркетинговых мероприятиях.

ØВключение новых «шагов» или элементов в процесс планирования, например таких, как «Реструктуризация долгов», «Расчет с кредиторами», «Программа реализации Плана финансового оздоровления предприятия (ФОП)».

ØПовышение значимости плана ФОП среди других планов.

ØУсложнение переплетения и иерархии видов планов: «Плана ФОП», «Плана внешнего управления», «Бизнес-планов реорганизации предприятия».

ØВзаимосвязь и подчиненность видов планов процедурам реорганизации (или ликвидации/слияния предприятия-должника).

ØПрименение экстремальных методов реализации планов, а значит, и планирование экстремальных мероприятий (например, реструктуризации долгов).

Структурно-содержательные особенности антикризисного планирования определяются, с одной стороны, внутренними и внешними условиями, в которых находится предприятие-должник, с другой – принципами, на которых строится процесс антикризисного планирования.

Условия, в которых проходит антикризисное планирование также специфические, им характерны:

- сжатость сроков планирования;

- недостаточность внутренних финансовых ресурсов предприятия. Негативное влияние внешних факторов, в том числе постоянное ухудшение состояния предприятия на разных этапах процесса планирования и реализации планов. Положение предприятия можно сравнить с человеком, попавшим в болото, который с каждой минутой погружается туда все глубже, а следовательно, изменяются все параметры его внешнего и внутреннего самочувствия. Отсюда необходимость постоянного отслеживания изменений внутренней и внешней среды, внесение корректив в оперативное планирование и реализацию антикризисных мероприятий;

- особая роль контроля на всех этапах планирования: изнутри – арбитражным управляющим; извне – кредиторами;

- неблагоприятный социально-психологический климат на предприятии, возможность фальсификации исходных данных и (или) саботаж планируемых мероприятий;

- учет особенностей фазы кризиса предприятия-должника и его прогнозных моделей;

- влияние изменений в Законах Украины на антикризисное управление.

Процесс антикризисного планирования базируется на определенных принципах, а именно:

- единство целей и задач планирования на всех иерархических уровнях предприятия;

- точное следование Закону Украины «Про відновлення платоспроможності боржника або визнання його банкрутом» № 2343-ХІІ от 14.05.1992 г.(редакция от 03.03.2005 г.);

- системный, процессный, ситуативный подход к планированию антикризисных мероприятий и их реализации;

- принцип оптимальности и экономической эффективности;

- принцип приоритетности (ранжирование целей и задач по их важности);

- принцип вариантности (разработка альтернатив, их сравнение, оценка и выбор оптимального варианта);

- принцип социальной ответственности (перед коллективом предприятия и обществом).

Обеспечить качественную подготовку комплексного бизнес-плана предприятия, проходящего реструктуризацию в соответствии с законодательством Украины, представляется возможным при соблюдении следующего алгоритма, представленного в концептуальной схеме на рис. 2.15 (раздел ІІ).

Ключевыми в содержании специализированного бизнес-плана реструктуризации являются следующие направления работы:

1. Диагностика имущественного состояния и финансово-хозяйственной деятельности предприятия (в целом и его структурных подразделений).

2. Анализ существующей организационной структуры хозяйственного общества.

3. Определение перспектив развития существующих структурных подразделений, дочерних предприятий и других входящих в хозяйственное общество юридических лиц.

4. Разработка бизнес-планов объектов в разрезе основных бизнес-единиц целостного имущественного комплекса предприятия.

5. Подготовка управленческого решения относительно целесообразности функционирования существующих и создания новых бизнес-единиц хозяйственного общества.

6. Принятие решения о внесения изменений в организационную структуру и штатное расписание хозяйственного общества, других институционных мероприятий.

7. Подготовка предложений и принятие решений и внесении изменений и дополнений в Устав хозяйственного общества

8. Формулирование эффективной структуры активов, входящих в уставный капитал хозяйственного общества, путем:

8.1. продажи, отчуждения излишнего, ненужного имущества (например, незавершенного строительства);

8.2. списания неликвидного имущества;

8.3. передачи в аренду имущества;

8.4. консервации временно не используемого имущества;

8.5. передачи имущества (объектов социального назначения) в коммунальную собственность.

9. Экспертиза бизнес-планов хозяйствующих субъектов- потенциальных партнеров (с указанием активов, эксплуатация которых предусматривается совместно)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: