double arrow

Тема 1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ: предмет, сущность, основные функции

Конспект лекций

по дисциплине «Культурология»

для технических специальностей вуза.

Культурология — это наука о культуре и предметом ее являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.

Культурология не только изучает предпосылки и факторы, под влиянием которых возникают, формируются и развиваются культурные интересы и потребности людей, но и исследует их участие в создании, приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей. Культурология изучает культурную жизнь в различных обществах, стремясь выделить особенности и достижения основных культурно-исторических типов.

Важнейшая задача культурологов — анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности.

Одна из основных проблем культурологической науки — вопросы теории и истории мировой культуры.

Явления культуры изучает множество конкретных наук — археология, этнография, история, социология, а также науки, изучающие различные формы сознания, — философия, искусство, эстетика, мораль, религия и т.д. Каждая из конкретных наук создает определенное представление о культуре как предмете своего исследования.

Термин «культура» восходит к латинскому слову cultura, которое означало возделывание почвы, ее культивирование, т.е. изменение в природном объекте под воздействием человека, его деятельности в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами.Уже в этом первоначальном содержании термина язык выразил важную особенность — единство культуры, человека и его деятельности.

В настоящее время понятие культура означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Поэтому понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека.

Любой человек, взрослея, прежде всего овладевает той культурой, которая уже была создана до него, осваивает социальный опыт, накопленный его предшественниками. Овладение культурой может осуществляться в форме межличностных отношений (общение в дошкольных учреждениях, школе, вузе, предприятии, путешествии, семье) и самообразования (чтение, посещение музея без сопровождения и т.п.). Огромна роль средств массовой информации — радио, телевидения, печати.

Осваивая накопленный ранее опыт, человек может внести свой собственный вклад в культурный слой.

Процесс социализации — это непрерывный процесс овладения культурой и вместе с тем индивидуализации личности, ибо ценности культуры ложатся на конкретную индивидуальность человека, его характер, психический склад, темперамент — менталитет.

Принято подразделять культуру по ее носителю. В зависимости от этого вполне правомерно, прежде всего, выделять мировую и национальные культуры.

Мировая культура — это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.

Национальная культура, в свою очередь, выступает синтезом культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества. Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и в материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.

Культура делится на определенные виды и роды. Основанием для подобного деления является учет многообразия человеческой деятельности. Отсюда выделяется материальная и духовная культуры.

Но их подразделение часто бывает условным, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы.

Важная особенность материальной культуры — ее не тождественность ни материальной жизни общества, ни материальному производству, ни материально преобразующей деятельности.

Материальная культура — это культура труда и материального производства, культура быта, культура топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города), культура отношения к собственному телу, физическая культура.

Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя познавательную и интеллектуальную культуру, философскую, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную.

По мнению некоторых культурологов, отдельные виды культуры нельзя отнести только к материальной или к духовной. Они представляют собой вертикальное сечение культуры, пронизывая всю ее систему. Это экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культура.

По содержанию и влиянию культуры на человека ряд исследователей предлагает делить ее на прогрессивную и реакционную. Культура как явление, формирующее человека, может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную.

Сложная и многоуровневая структура культуры определяет и разнообразие ее функций в жизни общества и человека.

Культура — многофункциональная система. Главной функцией феномена культуры является человеко-творческая, или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.

Важнейшая — функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи эпохе, от одной страны к другой.

Другой ведущей функцией является познавательная (гносеологическая). Она тесно связана с первой и в известном смысле вытекает из нее. Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.

Регулятивная (нормативная) функция культуры связана прежде с определением (регулированием) различных сторон, видов чувственной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор их или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.

Семиотическая, или знаковая (от гр. semeion — учение о знаках) функция — важнейшая в системе культуры. Представляя собойопределенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно.

Ценностная, или аксиологическая (от гр. axia — ценность) функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: