double arrow

Тема 3. Культура Древнего Египта и Месопотамии


Древний Египет — первое государство на Земле, первая великая могущественная держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство.

Важнейшая черта культуры Древнего Египта — протест против смерти, которую египтяне считали «ненормальностью». Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конец: прекрасная жизнь на земле могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскрешение. Для этого одной из бессмертных душ усопшего необходимо было вновь соединиться со своим телом. Поэтому живым надо было позаботиться о том, чтобы тело умершего было сохранено — средством для этого было бальзамирование. Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно также было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела — пирамиде. Пирамиды строились для фараонов (так называли в Египте царей) и знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой — ка, т.е. бессмертием, при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения. Однако тела бедняков не бальзамировались — это было слишком дорого, а просто заворачивались в циновки и сваливались в рвы на окраинах кладбищ.




В III—II тыс. до н.э. пирамиды, и храмы — постройки для богов — строились из камня, строительство пирамид было разорительным для экономики государства. Самая ранняя из египетских пирамид — пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около 5 тыс. лет назад, ступенчатая и восходящая, как лестница, к небу. Однако самая знаменитая и самая значительная по размерам — пирамида Хеопса. Известно, что строили ее более 20 лет сотни тысяч людей. Размеры ее таковы, что внутри может свободно поместиться любой европейский собор. Пирамида Хеопса сложена из гигантских известняковых камней. Древнейшие египетские пирамиды считались одним из семи чудес света. Позднее, во II тыс. до н.э. пирамиды стали строить из кирпича, а не из камня — это было чуть менее разорительно, сами пирамиды становятся меньше.

К началу I тыс. до н.э. строительство пирамид было прекращено. Для усыпальниц фараонов стали отводиться глубокие и тщательно скрытые от чужих глаз тайники.

Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозном культе Египта: египтяне полагали, что фараон — это живое подобие Солнца. Богов в Древнем Египте было много, у каждого города их могло быть несколько. Главным был бог Солнца — Ра, царь и отец богов. Одним из важнейших богов был Осирис — бог смерти, олицетворяющий умирающую и воскрешающуюся природу. Египтяне верили, что после своей смерти и воскрешения Осирис стал царем подземного царства. Важнейшей богиней была Исида, жена и сестра Осириса, покровительница плодородия и материнства. Бог Луны был одновременно и богом письменности; богиней истины и порядка считалась Маат. Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы.



Египетское многобожие не способствовало действительной централизации государства, усилению верховной власти и подчинению покоренных Египтом племен. Фараон Аменхотеп IV (правил в 1419 — ок. 1400 гг. до н.э.) выступил как религиозный реформатор, пытаясь утвердить культ одного бога. Это была первая в истории человечества попытка установить единобожие. Он ввел новый государственный культ, объявив истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона. Столицей государства он сделал город Ахетанон (современное городище Эль-Амарна) и сам принял имя Эхнатон, что означало «угодный богу Атону». Он пытался сломить могущество старого жречества и старой знати: культы всех прочих богов были отменены, их храмы закрыты, а имущество конфисковано. Однако реформы Эхнатона вызвали сильное сопротивление мощного и многочисленного слоя жрецов и оказались недолговечными. Преемники фараона-реформатора вскоре вынуждены были пойти на примирение со жрецами. Культы старых богов были восстановлены, позиции местного жречества вновь усилились.



Самые ранние памятники художественной литературы, сохранившиеся до нашего времени, относятся ко II тыс. до н.э. Вероятно, существовали и более древние, но они не сохранились. Художественная литература представлена различными жанрами — это поучения царей и мудрецов своим сыновьям, множество сказок о чудесах и чародеях, повести.

Изобразительное и монументальное искусство несет на себе печать египетской культуры в целом. Перед храмами и дворцами не воздвигали высокие тонкие обелиски, покрытые иероглифами — рисуночным символическим письмом, ставшим важнейшей частью культуры Древнего Египта. В дальнейшем древнеегипетское иероглифическое письмо превратилось в слоговое (чего не «произошло с китайской иероглифической письменностью). Перед заупокойными храмами воздвигали сфинксов: каменное существо с телом льва и головой человека — фараона. Сфинкс олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя. Самый большой сфинкс, выполненный в первой половине III тыс. до н.э., до сих пор стережет пирамиду Хефрена. Другие замечательные и всемирно известные памятники древнеегипетского искусства — скульптурные портреты: статуя фараона Аменемхета III, стелла вельможи Хунена, портретная голова фараонa Сенусерта III, а также выполненный на ларце рельеф, изображающий фараона Тутанхамона с его юной женой в саду.

Подтверждением высокой культуры Египта I тыс. до н.э. является всемирно известный скульптурный портрет жены Аменхотепа IV Нефертити — одно из самых прелестных женских изображений в истории человечества.

Изобразительному искусству Древнего Египта всегда были присущи сугубо плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища и ног, геометрическая декоративность с симметричным распределением узора, строгая линейность композиции. Все фигуры статичны, невозмутимы, их позы условны, как условна и раскраска: тело мужчины традиционно изображалось красно-коричневым, тело женщины — желто-розовым, волосы у всех были черные, одежды — белые.

Определенных успехов добилась наука Древнего Египта. Активно развивалась астрономия. Египетские астрономы высказали предположение о том, что созвездия находятся на небе и днем, но делаются невидимыми в свете солнца. Значительными, судя по специализации врачей, были успехи медицины: различались врачи «утробные», глазные, зубные и пр. Была установлена роль мозга в человеческом организме.

Развивалась математика: в конце XXI — начале XIX вв. до н.э. была вычислена поверхность шара. Изобретены древнейшие в человеческой истории часы — водяные и маленькие нашейные солнечные часики.

В начале III тыс. до н.э. в Древнем Египте был изобретен папирус для письма, который затем получил распространение и в других государствах Средиземноморья.

С конца II — начала I тыс. до н.э. в египетскую культуру все более интенсивно начинает проникать культура Крита, Сирии, рабовладельческих государств Двуречья, с которыми широко торговал Египет. В VI в. до н.э. Египет был завоеван персами, Египет владычество которых продолжалось до 405 г.до н.э. Период самостоятельности египетского государства оказался недолгим: уже в 332 г. до н.э. македоняне подчинили его своей власти и основали город Александрию — в честь Александра Македонского (356—323 до н.э.). Египетские жрецы приветствовали нового завоевателя: он был объявлен сыном бога. Власть Александра, таким образом, была облечена в традиционные для Египта формы.

В Египте устанавливается культ нового бога — Сараписа, в котором слились черты важнейших божеств греков и египтян. А город Александрия очень быстро стал культурным центром греко-восточного мира, в Египте распространилась эллинистическая культура. Город Александрия, построенный греческим архитектором Дейнократом, имел длинные прямые улицы, театр, библиотеку, множество храмов, парков, садов, бань. Здесь жили и работали выдающиеся ученые, поэты, художники, архитекторы того времени.

На острове Фарос построен знаменитый Александрийской маяк (высота 120 м)— одно из семи чудес света.

Культура Древней Месопотамии (Двуречья).ВIV—III тыс. до н.э. на территории Двуречья — долине рек Тигр и Евфрат — возникла и утвердилась столь же высокая, как и в Египте, культура. Это был один из древнейших очагов человеческой цивилизации. Однако в отличие от долины Нила в Двуречье стремительно (по историческим меркам) сменяли друг друга различные государственные образования, в том числе Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия, Иран, перемешивались, торговали и воевали друг с другом разные народы, быстро воздвигались и до основания разрушались храмы, крепости, города.

Древнейшая культура Двуречья — шумеро- аккадская. По мнению большинства современных востоковедов, шумеры — родоначальники всей вавилонской культуры. Шумеры создали первые в человеческой истории поэмы — о «Золотом веке»; написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры

— авторы первых и древнейших в мире медицинских книг — сборников рецептов. Они разработали и записали первый календарь для двух сезонов (зимы и лета), делившийся на 12 месяцев по 29 или 30 дней каждый. Первые струнные музыкальные инструменты — лира и арфа — появились также у шумеров.

Древнейшая на Земле письменность принадлежит этому же народу — это шумерская клинопись. Она очень декоративна и, как полагают исследователи, берет начало от рисунков. Древнейшие в мире письменные памятники — шумерские клинописные таблички — относятся к середине IV тыс. до н.э. Клинопись — это письменность, знаки которой состоят из групп клинообразных черточек, они выдавливались на сырой глине. Клинопись возникла как идеографическо-ребусное письмо. Впоследствии превратившееся в словесно-слоговое. Сохранилось много памятников шумерской литературы .В основном это гимны богам, религиозные мифы и легенды, частности, о возникновении цивилизации и земледелия.

Наследницей шумеро-аккадской цивилизации была Вавилония. В середине II тыс. до н.э. при царе Хаммурапи (правил в 1792—1750 гг. до ) город Вавилон объединил под своим главенством все области Шумера и Аккада. При Хаммурапи появился знаменитый Свод законов, записанный клинописью на двухметровом каменном столбе. В этих законах отразились хозяйственная жизнь, быт, нравы и мировоззрение древних обитателей Двуречья. Мировоззрение их определялись необходимостью постоянной борьбы с окружающими племенами. Все основные интересы были сосредоточены на реальной действительности. Вавилонский жрец не обещал благ и радостей в царстве мертвых, но в случае послушания обещал их при жизни. В вавилонском искусстве почти нет изображений погребальных сцен. В целом религия, искусство и идеология Древнего Вавилона были более реалистичны, чем культура Древнего Египта.

Огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья играл культ воды. Отношение к воде не было однозначным. Вода считалась источником доброй воли, приносящей урожай и жизнь, вода — это культ плодородия. Вода — это также мощная и недобрая стихия, причина разрушений и бед.

Другим очень важным культом был культ небесных светил. В их неизменности и чудесном движении по раз и навсегда заданному пути жители Вавилона видели проявление божественной воли. Внимание к звездам и планетам способствовало быстрому развитию математики и астрономии. Так, была создана шестидесятеричная система, которая и по сей день существует в исчислении времени — минутах, секундах. Вавилонские астрономы впервые в истории человечества высчитали законы обращения Солнца, Луны и повторяемость затмений и в целом значительно опередили в астрономических наблюдениях египтян. Однако все научные знания и исследования ученых Вавилонии были связаны с магией и гаданием; как научное знание, так и магические формулы и заклинания были привилегией мудрецов, звездочетов и жрецов.

Согласно учению вавилонских жрецов, люди были созданы из глины, чтобы служить богам. Вавилонские боги были многочисленны. Самыми главными из них были: Шамаш — богиня Солнца, Син — бог Луны, Адад — бог непогоды, Иштар — богиня любви, Нергал — бог смерти, Ирра — бог войны, Вильги — бог огня. Боги изображались как покровители царя, что свидетельствует об оформлении идеологии обожествления сильной царской власти. Волю богов могли знать только жрецы.

Религиозные верования древних обитателей Двуречья отразились в их монументальном искусстве. В городах строили храмы; возле храма главного местного божества обычно возводился зиккурат — высокая башня из кирпича, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, которые уменьшались в объеме уступ за уступом. Зиккураты были раскрашены, а террасы были озеленены. Верхняя башня зиккурата нередко была увенчана золотым куполом. В ней, как полагали шумеры, бог гостил по ночам. Внутри этой башни не было ничего, кроме ложа и золоченого стола. Иногда, эту башню использовали и для более конкретных и земных нужд: жрецы вели оттуда астрономические наблюдения.

Вавилон был огромным и шумным восточным городом. Его окружала мощная и толстая стена, на которой могли свободно разъехаться две колесницы, запряженные четверкой лошадей. В городе имелось 24 больших проспекта, достопримечательностью был семиярусный зиккурат бога Этеменанки высотой 90 м — Вавилонская башня — одно из семи чудес света. Озелененные террасы Вавилонской башни, известные как висячие сады Семирамиды — ассирийской царицы, жившей в IX в. до н.э., — также одно из семи чудес света. Для вавилонского изобразительного искусства типичным было изображение зверей, — чаще всего льва или быка.

Культуру, религию и искусство Вавилонии заимствовали и развили ассирийцы. В развалинах дворца ассирийского царя Ашшурбанипала (VII в. до н.э.) в Ниневии ученые обнаружили громадную для того времени библиотеку, которая насчитывала множество клинописных текстов. Предполагается, что эта библиотека хранила все важнейшие произведения вавилонской литературы. Царь Ашшурбанипал — образованный и начитанный человек — вошел в историю как собиратель древних письменных памятников: по его словам, записанным и оставленным для потомков, для него было большой радостью разбирать красивые и непонятные тексты, написанные на языке древних шумеров.

Образованность, однако, была присуща далеко не всем правителям Ассирии. Более обычной и постоянной чертой ассирийских владык было стремление к могуществу, господству над соседними народами, желание утвердить и продемонстрировать свою власть.

Ассирийское искусство I тыс. до н.э. исполнено пафосом силы, оно прославляло мощь и победы завоевателей. Характерны изображения грандиозных и высокомерных крылатых быков, с надменными человеческими лицами и сверкающими глазами. Каждый бык имел пять копыт. Таковы, например, изображения из |дворца Саргона II (VII в. до н.э.). Прославление царя — могущественного, грозного и беспощадного. Такими были ассирийские владыки в жизни. Такой была и ассирийская действительность. Поэтому особенность ассирийского искусства —изображения царской жестокости: так, есть сцены сажания на кол, вырывания у пленных языка, сдирания кожи в присутствии царя. Большое развитие в Ассирии получило инженерное искусство. Был построен первый канал-водопровод и акведук.

На смену Вавилону и Ассирии пришла в VI в. до н.э. Иранская империя. Искусство Ирана, полагают исследователи, — еще более светское и придворное. В нем почти нет той жестокости, которая была так свойственна искусству ассирийцев. Но преемственность культур сохраняется. Важнейшим элементом изобразительного искусства здесь остается изображение — это прежде всего крылатые быки, а также львы и грифоны. Распространены были рельефы с изображениями торжественных процессий воинов, данников, львов.

IV в. до н.э. Иран, как и Египет, был завоеван Александром Македонским и включен в сферу влияния эллинистической культуры.

III в. правящей династией в Иране становятся Сасаниды. старались доказать, что ведут свое происхождение от богов, и с этой целью по их приказу создавались колоссальные рельефы, изображающие сцены из их победных завоевательных войн. Но войны были неудачными для Ирана. Многие памятники культуры Сасанидского Ирана погибли в огне этих войн.

Государственной религией в Сасанидском Иране был зороастризм (по имени основателя этой религии бактрийского мыслителя Заратуштры (Зороастра, 599/598— 522/521 гг. до н.э.) Это учение объясняло мир как арену борьбы двух противоположных начал — доброго, справедливого и ложного, злого. Главным божеством, олицетворяющим добро, был Ахурамазде, носителем злого начала был Ахриман. Важной частью зороастризма был культ огня (огненные алтари). Учение мыслителя изложено в 17 частях Авесты, сборника зороастрийских канонических текстов.

Символом плодородия было мифическое существо Сенмурва, изображаемое в облике собаки-птицы, богиней любви и земли считалась красавица Анахиту.

Смена господствующей религии относится к VII в., когда Иран был завоеван арабами и утвердилась новая вера — ислам. Распространение ислама вызвало появление новых типов зданий — мечетей, минаретов, мавзолеев и пр. Однако замечательное сасанидское искусство оказало сильное влияние на арабскую мусульманскую культуру, а через арабов — на Испанию и другие страны Западной Европы.







Сейчас читают про: