Тема 6. Культура Средневековой Европы

Термин «Средние века» был введен гуманистами около 1500 г. Так они обозначали тысячелетие, отделявшее их от «золотого века» античности.

Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством, которое уже в IV в. становится государственной религией Риме. В это время на Вселенских церковных соборах принимается ряд ведущих положений христианского вероучения — символ веры. Эти положения объявляются обязательными для всех христиан. Основой христианского учения была вера в воскресение Христа, в воскресение мертвых в Судный День, в Божественную Троицу.

Византийские императоры уже с V в. играли важную роль в собственно церковной жизни. На Западе же церковь, напротив, заняла особое положение, христианскиские епископы, с IV в. именовавшиеся папами, присвоили себе важные политические функции.

Между Западной и Восточной церковью существовали и с течением времени углубились противоречия, принимая все более принципиальный характер. В середине IX в. возник спор о филиокве. Окончательный разрыв произошел в 1054 г., когда церкви открыто провозгласили полную независимость друг от друга. После разрыва обе церкви продолжали претендовать на роль Вселенской церкви. С этого времени Западная церковь называет себя римско-католической, а Восточная — греко-кафолической, т.е. Православной (ортодоксальной, правоверной).

Ко времени раннего Средневековья относится возникновение ересей (от гр. hairesis — особое вероучение). Папство, возникшее в VIII в., всегда активно сопротивлялось распространению ересей. Одним из орудий борьбы с ними была инквизиция (от лат. ingusitio — розыск), которая с XIII в. действовала как регулярный церковный суд. Наряду с еретиками карались вольнодумцы, ведьмы, колдуны, знахари, предсказатели будущего и ясновидцы, которых церковь обвиняла в связях с нечистой силой. Обвинения в пособничестве дьяволу было достаточно для вынесения смертного приговора. Несчастных, как правило, сжигали на кострах. Такие процессы были почти массовыми в Западной Европе.

Огромную роль как на Западе, так и на Востоке играло монашество: монахи брали на себя обязательства «ухода из мира», безбрачия, а также отказа от имущества. Однако уже к VI в. монастыри превратились в сильные и нередко очень богатые центры, владеющие движимым и недвижимым имуществом. Многие монастыри были центрами образования и культуры (Беда Достопочтенный, Фома Аквинский). Появляются монашеские ордены: (тамплиеров, нищенствующие, доминиканский и т.д.).

Римская католическая церковь выступала в роли арбитра в спорах между государствами, была крупнейшим финансовым центром мира, активно вела коммерческую и общеэкономическую деятельность, например, продавала индульгенции (от лат. indulgentia милость) — грамоты об отпущении грехов, как уже совершенных, так и будущих.

Духовенство было единственно образованным классом, и именно церковь длительный период определяла политику в области образования.

В V—IX вв. все школы в странах Западной Европы находились в руках церкви. Церковь составляла программу обучения, подбирала учащихся. Главная задача монашеских школ была определена как воспитание служителей церкви. Христианская церковь сохраняла и использовала элементы светской культуры, оставшиеся от античной системы образования: в церковных школах преподавались дисциплины, унаследованные от античности: «семь свободных искусств». В то же время античные тексты нередко уничтожались.

Существовали также светские школы, где обучались юноши, не предназначенные для церковной карьеры. Много таких школ было открыто во второй половине IX в. в Англии. В них обучались дети из знатных семейств, а преподавали учителя из континентальной Европы, которые активно переводили на английский язык сочинения античных авторов.

Уровень преподавания в разных школах и разные периоды Средневековья был неодинаков, менялась и степень образованности людей. После определенного подъема в VIII—IX вв. развитие умственной жизни в X — начале XI вв. заметно затормозилось. Неграмотным было духовенство, распространялось невежество. В некоторых странах Европы, однако, сохранился высокий уровень преподавания (Испания).

В XI в. в Италии на базе Болонской юридической школы был открыт первый университет (1088 г.), ставший крупнейшим центром изучения римского и канонического права. В Англии в 1167 г. был открыт первый университет в Оксфорде, затем — университет в Кембридже. Виднейшим университетским ученым Англии XIII в. был Роджер Бэкон, который в качестве основного метода познания выдвигал не церковные авторитеты, а разум и опыт.

Крупнейшим и первым из университетов Франции была Парижская Сорбонна (1160). Она объединяла четыре факультета: общеобразовательный, медицинский, юридический и богословский. Преподавание, как и везде в Западной Европе, велось на латыни.

Средневековая университетская наука называлась схоластикой (от гр. scholastikos — школьный, ученый), т.е. школьной наукой. Ее наиболее характерными чертами было стремление опереться на авторитеты, прежде всего церковные, недооценивание роли опыта метода познания.

Важнейшим элементом средневековой культуры была литература. В период раннего Средневековья активно развивалась устная поэзия, особенно героический эпос, что было характерно прежде всего для Англии и стран Скандинавии. Певцы-музыканты, исполняющие эти песни, пользовались у англосаксов большим уважением. Крупнейшее произведение англосаксонского героического эпоса — поэма «Беовульф». Важнейшим памятником скандинавского поэтического эпоса считается «Старшая Эдда» — сборник древненорвежских и древнеисландских песен мифологического и героического характера, сказаний о богах и героях. Особое место в литературе скандинавских народов занимают исландские саги («Сага об Эрике Рыжеи»).

Возникает и развивается рыцарская литература (французский народный героический эпос — «Песнь о Роланде»). В XII в. появляются рыцарские романы. Один из наиболее прославленных поэтов, работавших в жанре рыцарской эпопеи, был Кретьен де Труа («Ланселот, или Рыцарь телеги», «Эрик и Энеида», «Ивейн, или Рыцарь Льва» и др., посвященные кельтскому королю Артуру и его вассалам — рыцарям Круглого стола).

Успешно развивается в странах Западной Европы и рыцарская лирическая поэзия. В Германии это миннезингеры, менестрели (певцы высокой любви), сами исполнявшие свои произведения.

Во Франции лирическая поэзия достигла вершины в куртуазной поэзии трубадуров, воспевавших добродетели рыцаря-вассала, идеальную любовь и преданное служение даме (Бертран де Борн, Джауфре Рюдель, Арно Даниэль).

Значительным явлением в литературе Франции XII—XIII вв. была поэзия вагантов. Бродячие поэты — ваганты высмеивали католическую церковь и духовенство за алчность, лицемерие, невежество. Церковь преследовала и осуждала вагантов.

Важнейший памятник английской литературы XIII в. — знаменитые баллады о Робин Гуде. Выдающимся событием этого периода можно считать активное развитие литературы на английском языке.

Итальянская литература была представлена в основном лирической поэзией — песнями, балладами, сонетами, написанными на итальянском языке. В середине XIII в. в Италии возникает так называемый «новый сладостный стиль», прославляющий любовь к женщине. Основатель этого стиля — болонский поэт Гвидо Гвиницелли.

Городская культура зародилась во Франции в XI—XII вв. В этот период она была представлена, в частности, творчеством жонглеров, которые, как актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы, выступали на городских площадях, ярмарках, народных праздниках, свадьбах, крестинах и пользовались большой популярностью в народе.

Театральное искусство активно развивается и в Англии, где с XIII в. представления ведутся на английском языке. Здесь начинает развиваться и особый жанр — моралите, назидательная аллегорическая драма, главным в которой было изображение борьбы доброго и злого начал за душу человека.

Новым и чрезвычайно важным явлением, свидетельствующим об углублении процесса развития городской культуры, было создание в городах нецерковных школ: это были частные школы, материально от церкви не зависящие. Преподаватели этих школ жили за счет платы, взимаемой с учащихся. С этого времени идет быстрое распространение грамотности в среде городского населения. Выдающимся магистром Франции XII в. был Петр Абеля, философ, богослов и поэт, основавший целый ряд нецерковных школ.

Сильная роль церкви проявлялась и в архитектуре, скульптуре и живописи. В архитектуре Византии преобладал тип крестово-купольного храма, стены украшались мозаиками. В церковной живописи реалистические традиции сочетались с элементами условности и все большей стилизацией (храм Святой Софии в Константинополе).

Для Западной Европы V в. была характерна роскошь в архитектуре и скульптуре, отход от реалистического изображения в сторону стилизации и формализма. Пластические искусства все более удаляются от присущей античности реалистической направленности, приобретая отвлеченный и символический характер. Постоянно строились феодальные замки и церковные соборы. Церковное строительство особенно усилилось около 1000 г. в связи с ожидавшимся, согласно учению церкви, концом света. С этого времени для возведения построек в Западной Европе широко используется камень. Тяжесть каменных сводов могли выдержать только толстые мощные стены с немногочисленными и узкими окнами. Стремление возродить великую Римскую империю отразилось на архитектурных вкусах эпохи. Массивные романские строения символизировали не только политическую и культурную преемственность от Древнего Рима, но и свидетельствовали о неограниченной власти новых правителей Европы, всемогуществе христианского Бога. Характерные их особенности — полуциркульные арки, купольные конструкции и массивные западные порталы. Такой стиль в архитектуре получил название романского (собор Нотр-Дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Орсивале, (Франция), соборы в Оксфорде, Винчестере, Нориче (Англия) и т.д.).

Для скульптур романского стиля характерен полный отказ от реализма в трактовке природы и человеческого тела. Исключительно церковной по содержанию была и настенная живопись — плоскостная, отрицающая трехмерность фигур и перспективу.

К XII в. относится появление нового архитектурного стиля — готики (от итал. gotico — готский, по названию германского племени готов), ставшей после романского стиля вторым каноном Средневековья. Первые соборы, построенные в готическом стиле в Северной Франции, относятся ко второй половине XII в. Основа готического собора — высокие и стройные колонны, собранные как бы в пучки и перекрещивающиеся на большой высоте. В таком здании стены не являются несущим элементом конструкции, они становятся все тоньше, в них появляются огромные окна, украшенные яркими разноцветными стеклами — витражами. Характерная черта готики — устремление зданий ввысь. Великолепны готические соборы в Париже (Нотр-Дам, Сен-Шапель), Шартре, Бурже, Бове, Реймсе (Франция).

Для английских готических соборов (в Солсбери, Йорке, Кентербери) были характерны большая протяженность и меньшая высота, чем для соборов на континенте, а также своеобразное пересечение стрельчатых арок сводов, образовывавших декоративные «веерные» узоры. Шедевр готического стиля — Вестминстерское аббатство в Лондоне.

В архитектуре Германии переход к готике был более медленным. Собор в Любеке положил начало кирпичной готике, широко распространившейся затем в странах Северной Европы.

В XIV в. готический стиль получил дальнейшее развитие. Это была пламенеющая готика — здания украшали тончайшей резьбой по камню — каменным кружевом (соборы в Корби, Аласоне, Амбере, Конше (Франция)).

В Англии XIV в. также господствовала готика. Это был расцвет декоративной готики, отличающейся устремленностью ввысь и большой стройностью зданий. Тогда же намечается переход к перпендикулярному стилю в готике, получившему свое название от рисунка линии оконного узора. Каменные стены превращаются в это время в узкие простенки между окнами. Но этот стиль был присущ только Англии.

С развитием готической архитектуры меняются и скульптура, и живопись. Человеческие фигуры становятся более реалистичными, богаче становится гамма красок. Все отчетливее сказывается наследие античности. XIII—XIV вв. — непосредственные предшественники культуры Возрождения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: