Термин «Средние века» был введен гуманистами около 1500 г. Так они обозначали тысячелетие, отделявшее их от «золотого века» античности.
Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством, которое уже в IV в. становится государственной религией Риме. В это время на Вселенских церковных соборах принимается ряд ведущих положений христианского вероучения — символ веры. Эти положения объявляются обязательными для всех христиан. Основой христианского учения была вера в воскресение Христа, в воскресение мертвых в Судный День, в Божественную Троицу.
Византийские императоры уже с V в. играли важную роль в собственно церковной жизни. На Западе же церковь, напротив, заняла особое положение, христианскиские епископы, с IV в. именовавшиеся папами, присвоили себе важные политические функции.
Между Западной и Восточной церковью существовали и с течением времени углубились противоречия, принимая все более принципиальный характер. В середине IX в. возник спор о филиокве. Окончательный разрыв произошел в 1054 г., когда церкви открыто провозгласили полную независимость друг от друга. После разрыва обе церкви продолжали претендовать на роль Вселенской церкви. С этого времени Западная церковь называет себя римско-католической, а Восточная — греко-кафолической, т.е. Православной (ортодоксальной, правоверной).
Ко времени раннего Средневековья относится возникновение ересей (от гр. hairesis — особое вероучение). Папство, возникшее в VIII в., всегда активно сопротивлялось распространению ересей. Одним из орудий борьбы с ними была инквизиция (от лат. ingusitio — розыск), которая с XIII в. действовала как регулярный церковный суд. Наряду с еретиками карались вольнодумцы, ведьмы, колдуны, знахари, предсказатели будущего и ясновидцы, которых церковь обвиняла в связях с нечистой силой. Обвинения в пособничестве дьяволу было достаточно для вынесения смертного приговора. Несчастных, как правило, сжигали на кострах. Такие процессы были почти массовыми в Западной Европе.
Огромную роль как на Западе, так и на Востоке играло монашество: монахи брали на себя обязательства «ухода из мира», безбрачия, а также отказа от имущества. Однако уже к VI в. монастыри превратились в сильные и нередко очень богатые центры, владеющие движимым и недвижимым имуществом. Многие монастыри были центрами образования и культуры (Беда Достопочтенный, Фома Аквинский). Появляются монашеские ордены: (тамплиеров, нищенствующие, доминиканский и т.д.).
Римская католическая церковь выступала в роли арбитра в спорах между государствами, была крупнейшим финансовым центром мира, активно вела коммерческую и общеэкономическую деятельность, например, продавала индульгенции (от лат. indulgentia милость) — грамоты об отпущении грехов, как уже совершенных, так и будущих.
Духовенство было единственно образованным классом, и именно церковь длительный период определяла политику в области образования.
В V—IX вв. все школы в странах Западной Европы находились в руках церкви. Церковь составляла программу обучения, подбирала учащихся. Главная задача монашеских школ была определена как воспитание служителей церкви. Христианская церковь сохраняла и использовала элементы светской культуры, оставшиеся от античной системы образования: в церковных школах преподавались дисциплины, унаследованные от античности: «семь свободных искусств». В то же время античные тексты нередко уничтожались.
Существовали также светские школы, где обучались юноши, не предназначенные для церковной карьеры. Много таких школ было открыто во второй половине IX в. в Англии. В них обучались дети из знатных семейств, а преподавали учителя из континентальной Европы, которые активно переводили на английский язык сочинения античных авторов.
Уровень преподавания в разных школах и разные периоды Средневековья был неодинаков, менялась и степень образованности людей. После определенного подъема в VIII—IX вв. развитие умственной жизни в X — начале XI вв. заметно затормозилось. Неграмотным было духовенство, распространялось невежество. В некоторых странах Европы, однако, сохранился высокий уровень преподавания (Испания).
В XI в. в Италии на базе Болонской юридической школы был открыт первый университет (1088 г.), ставший крупнейшим центром изучения римского и канонического права. В Англии в 1167 г. был открыт первый университет в Оксфорде, затем — университет в Кембридже. Виднейшим университетским ученым Англии XIII в. был Роджер Бэкон, который в качестве основного метода познания выдвигал не церковные авторитеты, а разум и опыт.
Крупнейшим и первым из университетов Франции была Парижская Сорбонна (1160). Она объединяла четыре факультета: общеобразовательный, медицинский, юридический и богословский. Преподавание, как и везде в Западной Европе, велось на латыни.
Средневековая университетская наука называлась схоластикой (от гр. scholastikos — школьный, ученый), т.е. школьной наукой. Ее наиболее характерными чертами было стремление опереться на авторитеты, прежде всего церковные, недооценивание роли опыта метода познания.
Важнейшим элементом средневековой культуры была литература. В период раннего Средневековья активно развивалась устная поэзия, особенно героический эпос, что было характерно прежде всего для Англии и стран Скандинавии. Певцы-музыканты, исполняющие эти песни, пользовались у англосаксов большим уважением. Крупнейшее произведение англосаксонского героического эпоса — поэма «Беовульф». Важнейшим памятником скандинавского поэтического эпоса считается «Старшая Эдда» — сборник древненорвежских и древнеисландских песен мифологического и героического характера, сказаний о богах и героях. Особое место в литературе скандинавских народов занимают исландские саги («Сага об Эрике Рыжеи»).
Возникает и развивается рыцарская литература (французский народный героический эпос — «Песнь о Роланде»). В XII в. появляются рыцарские романы. Один из наиболее прославленных поэтов, работавших в жанре рыцарской эпопеи, был Кретьен де Труа («Ланселот, или Рыцарь телеги», «Эрик и Энеида», «Ивейн, или Рыцарь Льва» и др., посвященные кельтскому королю Артуру и его вассалам — рыцарям Круглого стола).
Успешно развивается в странах Западной Европы и рыцарская лирическая поэзия. В Германии это миннезингеры, менестрели (певцы высокой любви), сами исполнявшие свои произведения.
Во Франции лирическая поэзия достигла вершины в куртуазной поэзии трубадуров, воспевавших добродетели рыцаря-вассала, идеальную любовь и преданное служение даме (Бертран де Борн, Джауфре Рюдель, Арно Даниэль).
Значительным явлением в литературе Франции XII—XIII вв. была поэзия вагантов. Бродячие поэты — ваганты высмеивали католическую церковь и духовенство за алчность, лицемерие, невежество. Церковь преследовала и осуждала вагантов.
Важнейший памятник английской литературы XIII в. — знаменитые баллады о Робин Гуде. Выдающимся событием этого периода можно считать активное развитие литературы на английском языке.
Итальянская литература была представлена в основном лирической поэзией — песнями, балладами, сонетами, написанными на итальянском языке. В середине XIII в. в Италии возникает так называемый «новый сладостный стиль», прославляющий любовь к женщине. Основатель этого стиля — болонский поэт Гвидо Гвиницелли.
Городская культура зародилась во Франции в XI—XII вв. В этот период она была представлена, в частности, творчеством жонглеров, которые, как актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы, выступали на городских площадях, ярмарках, народных праздниках, свадьбах, крестинах и пользовались большой популярностью в народе.
Театральное искусство активно развивается и в Англии, где с XIII в. представления ведутся на английском языке. Здесь начинает развиваться и особый жанр — моралите, назидательная аллегорическая драма, главным в которой было изображение борьбы доброго и злого начал за душу человека.
Новым и чрезвычайно важным явлением, свидетельствующим об углублении процесса развития городской культуры, было создание в городах нецерковных школ: это были частные школы, материально от церкви не зависящие. Преподаватели этих школ жили за счет платы, взимаемой с учащихся. С этого времени идет быстрое распространение грамотности в среде городского населения. Выдающимся магистром Франции XII в. был Петр Абеля, философ, богослов и поэт, основавший целый ряд нецерковных школ.
Сильная роль церкви проявлялась и в архитектуре, скульптуре и живописи. В архитектуре Византии преобладал тип крестово-купольного храма, стены украшались мозаиками. В церковной живописи реалистические традиции сочетались с элементами условности и все большей стилизацией (храм Святой Софии в Константинополе).
Для Западной Европы V в. была характерна роскошь в архитектуре и скульптуре, отход от реалистического изображения в сторону стилизации и формализма. Пластические искусства все более удаляются от присущей античности реалистической направленности, приобретая отвлеченный и символический характер. Постоянно строились феодальные замки и церковные соборы. Церковное строительство особенно усилилось около 1000 г. в связи с ожидавшимся, согласно учению церкви, концом света. С этого времени для возведения построек в Западной Европе широко используется камень. Тяжесть каменных сводов могли выдержать только толстые мощные стены с немногочисленными и узкими окнами. Стремление возродить великую Римскую империю отразилось на архитектурных вкусах эпохи. Массивные романские строения символизировали не только политическую и культурную преемственность от Древнего Рима, но и свидетельствовали о неограниченной власти новых правителей Европы, всемогуществе христианского Бога. Характерные их особенности — полуциркульные арки, купольные конструкции и массивные западные порталы. Такой стиль в архитектуре получил название романского (собор Нотр-Дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Орсивале, (Франция), соборы в Оксфорде, Винчестере, Нориче (Англия) и т.д.).
Для скульптур романского стиля характерен полный отказ от реализма в трактовке природы и человеческого тела. Исключительно церковной по содержанию была и настенная живопись — плоскостная, отрицающая трехмерность фигур и перспективу.
К XII в. относится появление нового архитектурного стиля — готики (от итал. gotico — готский, по названию германского племени готов), ставшей после романского стиля вторым каноном Средневековья. Первые соборы, построенные в готическом стиле в Северной Франции, относятся ко второй половине XII в. Основа готического собора — высокие и стройные колонны, собранные как бы в пучки и перекрещивающиеся на большой высоте. В таком здании стены не являются несущим элементом конструкции, они становятся все тоньше, в них появляются огромные окна, украшенные яркими разноцветными стеклами — витражами. Характерная черта готики — устремление зданий ввысь. Великолепны готические соборы в Париже (Нотр-Дам, Сен-Шапель), Шартре, Бурже, Бове, Реймсе (Франция).
Для английских готических соборов (в Солсбери, Йорке, Кентербери) были характерны большая протяженность и меньшая высота, чем для соборов на континенте, а также своеобразное пересечение стрельчатых арок сводов, образовывавших декоративные «веерные» узоры. Шедевр готического стиля — Вестминстерское аббатство в Лондоне.
В архитектуре Германии переход к готике был более медленным. Собор в Любеке положил начало кирпичной готике, широко распространившейся затем в странах Северной Европы.
В XIV в. готический стиль получил дальнейшее развитие. Это была пламенеющая готика — здания украшали тончайшей резьбой по камню — каменным кружевом (соборы в Корби, Аласоне, Амбере, Конше (Франция)).
В Англии XIV в. также господствовала готика. Это был расцвет декоративной готики, отличающейся устремленностью ввысь и большой стройностью зданий. Тогда же намечается переход к перпендикулярному стилю в готике, получившему свое название от рисунка линии оконного узора. Каменные стены превращаются в это время в узкие простенки между окнами. Но этот стиль был присущ только Англии.
С развитием готической архитектуры меняются и скульптура, и живопись. Человеческие фигуры становятся более реалистичными, богаче становится гамма красок. Все отчетливее сказывается наследие античности. XIII—XIV вв. — непосредственные предшественники культуры Возрождения.