План лекции. Методические рекомендации к лекции

Задания для СРС

Студент должен уметь

Студент должен знать

Методические рекомендации к лекции

Выводы

Таким образом, философия первых философов носит космоцентрический характер, когда за частными текучими явлениями они ищут рациональное единство и порядок, рисуют мир единым и целостным.

Основной задачей первых натурфилософов было обнаружение основополагающего принципа, составляющего суть природы (arhe). Они мыслят мир единым и цельным, потому ни одна реальная вещь не может обладать самостоятельным существованием.

При усвоении материала лекции обратите внимание на то, что первая философия представляла собой единую нерасчлененную науку, содержание которой складывалось из общефилософских положений о мире и о различных конкретных явлениях природы. Пытаясь решить проблему единства и многообразия мира, первые философы разрабатывали идею первоначала, или первоосновы и рассматривали все существующее многообразие вещей и явлений природы как проявление единого начала.

Изучив и проанализировав материалы лекции и предложенной литературы по данному вопросу, определите суть достижений первых философов и их историческое значение. Попытайтесь осмыслить в чем идеи досократиков могли послужить источником для последующего развития философии.

E Методическая разработка активного семинара: «Космоцентризм древнегреческой натурфилософии»

Цель семинара: рассмотреть многообразие концепций и подходов объяснения мира, его происхождения в древнегреческой натурфилософии.

Форма занятия: дебаты.

Студенты выбирают себе школы или философов: милетцы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Гераклит, Пифагор, элеаты (Ксенофан, Парменид), Зенон Элейский, физики-плюралисты (Эмпедокл, Анаксагор), атомисты (Демокрит, Левкипп).

Студенты-философы спорят по самому главному вопросу: что есть окружающий мир, откуда все произошло.

· Основные положения концепции происхождения и объяснения мира в древнегреческой натурфилософии.

· Тексты-первоисточники из хрестоматии и рекомендуемой литературы.

· применять изученный материал в доказательстве позиции того или иного философа или школы;

· использовать основные понятия философов;

· проявлять свои артистические способности;

· творчески осмыслить древнегреческую натурфилософию;

· прийти к самостоятельным выводам, выработать собственную позицию, излагать ее четко, кратко, емко, ясно.

В конце семинарского занятия студентам необходимо сформулировать конкретные выводы по теме:

· что есть космос;

· что есть архэ, представить логику развития;

· что есть бытие.

& Литература

Антология мировой философии. – Т. 1. – Ч. 1. – М., 1968. – С. 48-79.

Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1976. – С. 34-56.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979. – С. 86-104.

Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1981. – С. 678-722.

Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии.–М.,1994. – С. 344-455.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и средневековье. – СПб: Пневма, 2001. – С. 16-79.

Чанышев А.Н. Курс лекций Древней и средневековой философии. – М., 1991. – С. 53-63.

Шаповалов. В.Ф. Основы философии. От классики к современности. – М., 2001. – С. 54-59.

??? Вопросы контроля теоретических знаний

Репродуктивный уровень:

1. Назовите сущностные черты миросозерцания первых древнегреческих философов.

2. Что считали первоначалом предтавители милетской школы?

3. Как греки мыслили космос?

Репродуктивно-практический уровень:

1.Как первые философы понимали основополагающий принцип - arhe?

2.Почему воззрения Гераклита о космосе указывают на то, что он гилозоист?

3. Как Парменид решает проблему бытия?

Творческий уровень:

1.Сопоставьте рационалистическую и натуралистическую тенденции в объяснении мира первых греческих философов.

2.В чем суть рациональной логики Парменида?

3.Как детерминизм Демокрита связан с его атомистической концепцией?

Уровень репродуктивной деятельности:

1.Кто из первых философов выдвинул следующие понятия в качестве принципа первоначала: апейрон, бытие, огнелогос, космос, число, вода, воздух.

2.Кому из философов принадлежат следующие высказывания:

а) «Все есть число»;

б) «Все течет, все изменяется»;

в) «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку»;

г) «Одно и то же есть мысль и бытие».

3.К каким философским школам относятся данные философы: Парменид, Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Зенон, Пифагор.

Уровень репродуктивно-практической деятельности:

1.Подготовьте рефераты на следующие темы по выбору: «Проблема космоса в философии Древней Греции»; «Диалектика Гераклита»; «Философия чисел в школе пифагорейцев»; «Проблема движения в апориях Зенона».

2.Составьте сравнительную таблицу философии Древнего Востока и философии Древней Греции:

Философские направления Основные понятия Понимание мира Понимание человека
Даосизм      
Конфуцианство      
Милетская школа      
Элейская школа      
Гераклит      
Пифагорейцы      
Атомизм      

Уровень критически-творческой деятельности:

1.Проанализируйте в виде сочинения-эссе мысль Парменида «одно и то же есть и мысль, и бытие».

2.Напишите сочинение на тему: «Космический огнелогос как божественный символ всеобщего».

3.Подготовьте аргументированное эссе на тему: «Диалектичность космоса в древнегреческой философии».

: Тесты

Закрытые задания с выбором одного правильного ответа:

1. Философию какой эпохи можно назвать космоцентрическим мировоззрением:

А) эпохи Научной революции

В) эпохи Средневековья

С) эпохи Возрождения

D) эпохи Античности (древней Греции)

Е) эпохи Просвещения

2. Древнегреческий мыслитель, автор знаменитых «апорий»:

А) Пифагор

В) Фалес

С) Парменид

D) Зенон

Е) Сократ

3. Древнегреческий философ, автор высказывания: «Мы входим и не входим в одну и ту же реку, мы те же самые и не те же самые»:

A) Фалес

B) Анаксимандр

C) Парменид

D) Гераклит

E) Анаксагор

4. Понятие «атом» в переводе с греческого означает:

А) неделимый, вечный

В) происхождение, возникновение

С) знание, познание

D) свободное движение

Е) управляемый

5. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен считаются первыми древнегреческими философами. Выберите причину, почему они удостоились этого звания:

A) Они первыми обстоятельно изучили геометрию

B) Они первыми пытались ответить на вопрос о происхождении человека

C) Они впервые за многообразием мира увидели единое, целое начало

D) Они были астрономами

E) Они были первыми, кто рационально осмыслил древнюю мифологию

6. Воздух как первоначало рассматривал:

A) Анаксимандр D) Анаксагор

B) Гераклит E) Зенон

C) Анаксимен

7. Основа бытия по мнению Демокрита:

А) вода D) монады

B) апейрон E) квантовые частицы

C) атомы

8. Античный философ, считавший первоначалом всего мира огонь:

A) Аристотель D) Платон

В) Фалес Е) Зенон

С) Гераклит

8. Высказывание: «Сущее не более, чем не – сущее, они являются равной причиной возникновения вещей» принадлежит:

А) Фалес D) Платон

В) Анаксимандр Е) Левкипп

С) Анаксимен

Открытое задание со свободно конструируемым ответом:

Дополните:

1.Фалес говорил: «Океан всем …»

2.По мнению Демокрита: «В каждой вещи есть часть …»

3.Высказывание Гераклита: «На … обменивается все, и … на все, подобно тому, как на золото – товары, товары – на золото»

4.Завершите высказывание: Зенон, последователь Парменида, изобрел особый способ доказательства немыслимости, а тем самым невозможности движения. Он связан с обращением к ….

Задания на установление соответствия:

1.Установите соответствие, позволяющее выявить отличительные особенности философии Древнего Востока и Древней Греции:

1.Философия A) культ разума и логики

Древнего Востока B)установка на сохранение и упрочнение традиций

2. Философия C)ориентация на преобразование окружающего мира

Древней Греции D) высокий уровень рефлексивности

и рациональности

E) идея сохранения гармонии Космоса за счет внутреннего преобразования духовного мира человека.

Ответы: 1-___________; 2-_____________.

2.Соотнесите имена древнегреческих натурфилософов и выдвигаемые ими варианты первоначала мироздания:

1.Гераклит A) атомы

2.Фалес B) воздух

3.Пифагор C) число

4.Анаксимен D) вода

5.Анаксимандр E) огонь

6.Демокрит F) апейрон

Ответы: 1-____; 2-____; 3-____; 4-____; 5-____; 6-____.

4 Тема: Этические идеалы Сократа и релятивизм

«греческих просветителей»

Цель: проанализировать мировоззренческие позиции софистов и раскрыть сущность философской концепции Сократа.

1. Становление нового «гуманистического» духа.

2. Человек есть мера всех вещей.

3. Релятивизм и субъективизм софистических постулатов.

4. Этический рационализм Сократа.

5. Диалектический метод поиска истины.

Основные понятия по теме: софисты, релятивизм, диалектика, майевтика, полис, этический рационализм.

Век Перикла и возведения Парфенона был для Афин пиком культурного, творческого расцвета и политического влияния в Греции. Развитие демократического самоуправления, технические достижения в сельском хозяйстве и навигации выражали и поощряли «гуманистический» дух.

С приближением конца V века до н.э. интерес греческого мировоззрения начал смещаться в сторону человека. Решающего этапа эта эволюция достигла во второй половине V века, с появлением софистов. Софисты, ведущие действующие лица новой интеллектуальной среды, были странствующими учителями-профессионалами, светскими гуманистами-вольнодумцами. В демократическом полисе с его расширяющимися возможностями участия в политической жизни услуги софистов находили широкий спрос. Софисты привнесли в греческую мысль элементы скептического прагматизма. Так, по Протагору, человек – есть мера всех вещей, и именно его собственные суждения о жизни, а не наивное следование религиозным традициям или бесконечные отвлеченные размышления должны формировать основу личных верований и поведения. Истина не абсолютна, а относительна, она различна для каждой культуры, для каждого человека, каждой ситуации.

О высшей ценности любого верования или мнения можно судить, лишь руководствуясь той практической пользой, какую оно может принести в жизни человека. В отличие от натурфилософов, возводивших свои теории относительно внешнего мира, совершенно не принимая во внимание субъективную составляющую: наблюдателя, познающего человека, софисты признавали, что каждая личность обладает собственным опытом, а, следовательно, собственной реальностью. Всякое понимание, утверждали они, есть субъективное мнение, подлинная объективность невозможна. Всякое постижение, на которое можно претендовать, - лишь вероятность, а не абсолютная истина.

Отсюда подлинная задача человеческой мысли – служить человеческим нуждам, а основой для достижения данной цели может стать только личный опыт. Софисты считали, что критический рационализм, ранее двигавшийся в направлении физического мира, теперь может найти более плодотворное применение в человеческой деятельности, а именно в этике и политике.

Сходным образом представлялось недоказуемым и существование богов. Протагор говорил: «Что касается богов, то я никоим образом не могу узнать, существуют они или нет, или какой они формы; ибо на пути к такому знанию стоит много препятствий, в том числе – темнота самого предмета и краткость человеческой жизни». Следовательно, лучше всего смотреть на мир, оставив религиозные предрассудки.

Отсюда следовали и выводы софистов: в метафизике – гибкий атеизм и агностицизм, в этике – обусловленная обстоятельствами нравственность. Поскольку религиозные верования, политические структуры и правила нравственного поведения рассматривались софистами как изобретенные и принятые самим человеком условные установления, то все это оказалось возможным ставить под вопрос и изменять.

В отличие от софистов, пытавшихся научить людей добиваться жизненного успеха в мире, где все нравственные нормы считались условностями, а любое человеческое знание оказывалось относительным, Сократ – человек невероятной интеллектуальной честности и нравственной чистоты, был убежден, что подобное философское «образование» могло принести лишь моральный ущерб. Противостоя взглядам софистов, Сократ видел свою задачу в том, чтобы проложить дорогу к такому знанию, которое превосходило бы простое суждение, с целью выявления такой нравственности, которая превосходила бы простое установление. Софисты считали подлинное знание недостижимым, однако Сократ полагал, что, возможно, подлинное знание еще не достигнуто. Для Сократа осознание невежества означало в большей мере начало, чем конец философского поиска, ибо, благодаря этому осознанию, открывается возможность преодолеть те общепринятые представления, которые лишь затемняют истинную природу человека. Сократ подтвердил дельфийский девиз «Познай самого себя», ибо верил, что лишь путем самопознания, путем постижения собственной души можно найти подлинное знание.

Однако, чтобы прожить подлинно добродетельную жизнь, необходимо иметь представление о природе и сущности добра. Сократ рассуждал так: если человек будет знать, что есть истинное благо, что для него выгодно в самом глубоком смысле, - тогда, естественно, он будет совершать добрые поступки. Добродетель есть знание, истинно счастливая жизнь – это жизнь, наполненная праведными поступками, совершаемыми под воздействием разума. Следовательно, ключом к человеческому счастью служит разумное нравственное поведение.

Для того, чтобы познать добродетель, благо, справедливость необходимо найти общую для всех добродетельных поступков составляющую, или, иными словами, суть добродетели, единое сущностное качество. В том, чтобы найти путь к этой реальности, и состоит задача философа.

Сократ двигался именно в этом направлении, развивая свою знаменитую диалектическую форму аргументации. Заниматься философией, согласно Сократу, означало постоянно подвергать свои мысли критике разума, вступая в серьезный диалог с другими. Подлинного знания можно добиться лишь ценой постоянной работы самокритического мышления. «Жизнь не проверенная критикой, не стоит того, чтобы ее прожить», - заявлял Сократ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: