Методические рекомендации к лекции. Мировоззренческая ценность учений софистов заключалась в критике традиционных представлений, в низвержении абсолютных постулатов

Выводы

Мировоззренческая ценность учений софистов заключалась в критике традиционных представлений, в низвержении абсолютных постулатов. Софисты впервые определили, что мерилом истинности и ценности является сам человек как «мера всех вещей». Ничто в этом мире не является абсолютным, т. к., в конечном итоге, мир является установлением самого человека.

Подобные рассуждения привели софистов к субъективизму и релятивизму в понимании истинности знания, нравственных установлений. В древнегреческом обществе появляется потребность в поиске абсолютного, не зависящего от желания субъекта, знания. Поиском подлинного знания был занят Сократ, отмечавший, что для достижения знания необходимо выявление его сути, сущности.

При изучении данной темы обратите внимание на следующие вопросы: почему именно на этом этапе древнегреческой истории возникает необходимость в специальных учителях-профессионалах? В чем успех практического скептицизма – мировоззренческой установки, проповедуемой софистами? Только обоснованный ответ на этот вопрос даст Вам возможность понять смысл борьбы Сократа с софизмом, его поисков подлинного знания и выработки этических постулатов человеческого поведения.

& Литература

Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1976. – С. 37-56.

Антология мировой философии. – Т. 1. – Ч. 1. – М., 1968.

Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1985. – С. 108-126.

Кессиди Ф.Х. Сократ. – М., 1988. – С. 13-154.

Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. – М.,1993.

Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. – М., 1993. – С.90-92.

Платон. Апология Сократа // Сочинения. Т.1. – М., 1990. – С. 70-93.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. – СПб., 1994. – С. 80-120.

Чанышев А.Н. Курс лекций Древней и средневековой философии. – М., 1991. – С. 37-47.

??? Вопросы контроля теоретических знаний

Репродуктивный уровень:

1. В чем заключается смысл учения софистов?

2. Что такое, по Сократу, человеческая душа, каковы ее качества? Какая часть души призвана быть главенствующей, доминирующей?

3. В чем заключается сократовская критика софистики?

Репродуктивно-практический уровень:

1. В чем выражается внутренняя противоречивость софистики как социокультурного явления?

2. Чью сторону вы принимаете в споре софистов и Сократа? Утратил ли он остроту в наши дни?

3. Охарактеризуйте метод Сократа. Как Сократ понимает иронию, майевтику, диалектику?

Творческий уровень:

1. Проанализируйте изречение Протагора: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, не существующих же, что они не существуют».

2. Как биография Сократа связана с этическим содержанием его философии?

3. Проанализируйте диалектические идеи Сократа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: