Методические рекомендации к лекции. Идеал «естественности» в мировоззрении Ж.-Ж

Выводы

Идеал «естественности» в мировоззрении Ж.-Ж. Руссо вырисовывается в контексте его критики цивилизации и культуры.

Критика Ж.Ж.Руссо культуры и цивилизации, ее пагубного влияния на природу человека становится «первой ласточкой», или пробным камнем в критике европейской цивилизации, продолженной Ф.Ницше и З.Фрейдом.

И у Руссо, и у Дидро наблюдается общность вглядов на проблему человека. Они оба верили во врожденную нравственную природу человека.

Критические замечания Руссо и Дидро в адрес культуры и цивилизации можно воспринимать как предостережение: не всегда человек, находящийся в культуре, автоматически становится культурным человеком.

Отмеченная в лекции особенность французского Просвещения, а именно изложение философско-этических взглядов в литературном творчестве, предполагает прочтение самих произведений авторов. Рекомендуется прочитать роман Дени Дидро «Племянник Рамо», вышеназванную диссертацию Жан-Жака Руссо «Рассуждение о науках и искусствах» и «Лекции по истории философии» Георга Гегеля.

& Литература

Антисери Д. и Реале Дж. Западная философия от истоков и до наших дней. От Возрождения до Канта // В переводе и под редакцией С.А.Мальцевой. СПб., «Пневма», 2002. С. 628-634, 682-706.

Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. // Гегель Г.В.Ф. Соч. В 14 т. Т.4. – М., Л., 1929-1959.

Дидро Дени. Племянник Рамо. – Москва, 1954г.

Дидро Дени. Избр.соч. – М., - Л. - Худ.литература, 1951г.

Руссо Ж.-Ж. Трактаты. – М., 1969. – С.28-32.

Руссо Ж.-Ж Об общественном договоре. О происхождении неравенства. – М.,1998. – С. 12-52, 70-82.

??? Вопросы контроля теоретических знаний:

Репродуктивный уровень:

1. Какова общая идейная направленность философии Французского Просвещения?

2.Каким видит Руссо идеал «естественности»?

3.Воспроизведите сюжет философского романа Д. Дидро «Племянник Рамо».

Репродуктивно- творческий уровень:

1. На чем основывают Руссо и Дидро идею первоначального морального состояния человека, его испорченности в результате влияния среды?

2. Найдите общее и различие во взглядах на природу и назначение человека у Руссо и Дидро.

3. Каким образом Гегель описывает парадоксы «разорванного сознания»? В какой работе?

Творческий уровень:

1.Как вы думаете, прав ли Д.Дидро, считавший человека добрым от природы?

2. На ваш взгляд, обоснована ли критика культуры Руссо?

1 Задания для СРС

Уровень репродуктивной деятельности:

1.Составьте таблицу-описание философских взглядов Ж.Ж.Руссо и Д.Дидро.

2.Проследить мировоззренческую эволюцию Д.Дидро от деизма к материализму.

3.Прочитать роман Д.Дидро «Племянник Рамо» и работу Ж.Ж.Руссо «Рассуждение о науках и искусствах».

4.Найдите в указанных работах постановку проблемы человека.

Уровень репродуктивно- творческой деятельности:

1.Сопоставить постановку и решение проблемы человека у Руссо и Дидро и представить в форме доклада.

2. Подготовьте вопросы к своему докладу в письменной форме, позволяющие составить представление о вашей самостоятельной работы над ним.

Уровень критически-творческой деятельности:

1.Подготовьте реферат на тему: «Критика культуры в творчестве Ж-Ж Руссо»

2.Составьте подробный конспект «Лекций по истории философии» Г.Гегеля части «Французское Просвещение».

: Тесты

Закрытые задания с выбором одного правильного ответа:

Обведите букву правильного ответа:

1. Идейным вдохновителем Великой Французской революции 1789 года считают:

А) Д. Дидро D) Вольтера

В) Гольбаха E) Ш. Монтескье

С) Ж.Ж. Руссо

2. Отличительной чертой мировоззрения французских просветителей, связанной с их антитеологической деятельностью является:

А) Антиклерикализм D) Просвещение

В) Светскость E) Естествознание

С) Гуманизм

3. Родоначальником французского Просвещения единодушно считается:

А) Гольбах D) Руссо

В) Гельвеций E) Монтескье

С) Вольтер

4. Французский просветитель, впервые выступивший с резкой критикой культуры:

А) Дидро D) Гельвеций

В) Вольтер E) Сен-Симон

С) Монтескье

5. Автор значительного труда «Об общественном договоре, или принципы политического права»:

А) Ламетри D) Монтескье

В) Руссо E) Гельвеций

С) Гольбах

Задания на установление соответствия. Установите соответствие:

Название работы: Автор:

1. «Об общественном договоре, или А) Ламетри

принципы политического права» В) Руссо

2. «Система природы» С) Гольбах

3. «Племянник Рамо» D) Монтескье

4. «Элементы физиологии» E) Дидро

5. «Человек- машина»

Ответы: 1-____; 2-____; 3-_____; 4-_____; 5-_____.

Открытые задания со свободно конструируемым ответом:

Дополните:

1.Деизм – это ….

2.Дидро, говоря о человеке, писал: «Сказать, что человек состоит из силы и..., из ничтожества и..., это значит – не осудить его, а определить его сущность».

3.Вольтер так отреагировал на критические аргументы в адрес культуры: «Прочитав Руссо…».

4 Тема: Трансцендентальная диалектика И. Канта

Цель: расмотреть особенности теории познания И.Канта, совершившего «коперниканский» переворот в философии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: