Методические рекомендации к лекции. Таким образом, гегелевская концепция действительности, стремящаяся объединить природу и человека, дух и материю

Выводы

Таким образом, гегелевская концепция действительности, стремящаяся объединить природу и человека, дух и материю, носит диалектический характер. Гегелевская задача - постичь все измерения сущего, объединив их в одно диалектическое целое.

В основе гегелевской диалектики лежит понимание бытия как непрерывно развивающегося процесса; Абсолютного духа как субстанционального всего сущего, где сам человек, природа, человеческое общество является лишь формами его проявления, его акциденциями.

Анализируя содержание лекции и литературы, предложенной для изучения данной темы, необходимо обратить внимание на то, что Гегель рассматривает мышление (абсолютную идею) как непрерывно развивающийся процесс, в силу чего абсолютная идея у Гегеля выступает не только началом, но и развивающимся содержанием всего мирового процесса. В этом отношении необходимо обдумать мысль Гегеля – «абсолютное должно быть понято не только как предпосылка всего сущего, но и как его результат».

Обратите внимание, как познание у Гегеля оказывается самосознанием духа. Подобная логика рассуждений приводит Гегеля к выводу, что человеческое мышление есть лишь одно из проявлений некоего абсолютного, вне человека существующего мышления – Абсолютной идеи. Анализ гегелевской философии должен помочь вам понять, как абсолютизация мышления неизбежно приводит Гегеля к абсолютизации основной формы мышления – понятия, почему оно становится началом, представляющим собой «бесконечную творческую форму, заключающую в себе всю полноту содержания и служащую вместе с тем его источником». Поэтому активность мышления и всей сознательной целесообразной деятельности людей, преобразующей мир, истолковывается им как творчество, самопознание «Абсолютной идеи».

& Литература

Антология мировой философии в 4-х тт. – Т. 3. – С. 234-245.

Введение в философию. В 2-х т. Под ред. Фролова И. Т. – М., 1989. – 177-187.

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 2001. – 145-167.

Гегель Г. Феноменология духа. – М., 1990.

Гегель Г. Философия права. – М., 1990.

Философия: курс лекций. А.А.Радугин. Изд. 2. - М., 1996, - С. 147-158.

Шаповалов В.Ф. Основы философии. - М., 2001. – Раздел «Философия Гегеля».

??? Вопросы контроля теоретических знаний

Репродуктивный уровень:

1. В чем заключается принципиальная новизна философских идей Гегеля?

1. Сформулируйте основные принципы диалектического мышления Гегеля.

2. Какие периоды всемирной истории различает Гегель?

Репродуктивно-практический уровень:

1. Проанализируйте гегелевское положение: «Человек есть сосуд славы божией».

2. Раскройте содержание гегелевского понимания роли личности в истории: всемирно–историческая личность есть «дубина в руках Абсолютного духа».

3. Почему Гегель отождествляет человека с его самосознанием?

Творческий уровень:

1. Как вы понимаете тезис Гегеля: «всемирная история есть прогресс в сознании свободы»?

2. Объясните смысл знаменитой метафоры Гегеля: «Сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек».

3. Раскройте содержание гегелевского понимания Абсолютного духа как подлинного субъекта, обладающего творческой самодеятельностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: