План лекции. Уровень репродуктивной деятельности

Задания для СРС

Уровень репродуктивной деятельности:

1. Какие гегелевские категории вы знаете?

2. Составьте следующую таблицу:

Периоды Понимание свободы
Восточный мир  
Греческий мир  
Римский мир  
Германский мир  

3. Дайте определение гегелевской триаде (тезис, антитезис, синтез).

Уровень репродуктивно-практической деятельности:

1.Раскройте смысл знаменитой гегелевской мысли «Все действительное разумно, а все разумное действительно».

2.Сравните теории познания Канта и Гегеля, в чем заключаются их принципиальные различия.

3.Познакомьтесь с «Лекциями по всемирной истории» Гегеля и напишите эссе о «хитрости мирового разума».

Уровень критически-творческой деятельности:

1. Подготовьте рефераты на следующие темы (по выбору):

· «Логика Гегеля»

· «Философия религии Гегеля»

· «Философия истории Гегеля».

2. Проанализируйте гегелевское понимание государства: «Государство есть шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю».

3.Напишите письменную работу на тему: «Понятие Абсолютной идеи в философии Гегеля».

: Тесты

Закрытые задания с выбором одного правильного ответа:

1. Выделите основное понятие, характеризующее философию Гегеля:

А) «Вещь в себе» D) Монада

B) Абсолютная идеяE) Философия природы

C) Апейрон

2. Философ, впервые обративший внимание на проявление в деятельности людей «хитрости мирового разума»:

А) А.Смит D) И.Кант

В) Д.Юм Е) Аристотель

С) Г.Гегель

3. Человеческое познание по Гегелю:

А) Познание как «припоминание» идей.

В) Познание как процесс постоянной детализации.

С) Познание как слияние субъективного духа с объективным разумом.

4. Определите философскую позицию Г.Гегеля:

А) субъективный идеализм

В) метафизический материализм

С) объективно – идеалистическая диалектика

D) гносеологический оптимизм

Е) дуализм

F) агностицизм

5. Охарактеризуйте основное противоречие философии Г.Гегеля в оценке Ф.Энгельса. Это противоречие между:

А) материализмом и идеализмом

В) рационализмом и эмпиризмом

С) агностицизмом и гносеологическим оптимизмом

D) системой и методом

6. В тезисе: «Все действительное разумно, все разумное действительно» Гегель утверждал принцип:

А) оправдания любой действительности

В) совершенствования действительности

С) приоритета разума и разумного

D) непреходящей ценности высшего

7. «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия есть критерий заблуждения» - данным принципом философ представляет:

А) отказ от формальной логики Аристотеля

В) развитие основ формальной логики

С) сущность созданного Гегелем диалектического метода, включающего формальную логику

Д) сущность диалектического метода, исключающего формальную логику Аристотеля

8. Выберите высказывание Гегеля:

A) «Философия – запись именных указов судьбы».

B) «Философия – лучшая из наук»

C) «Философия – научное богослужение»

Открытые задания со свободно конструируемым ответом:

Дополните:

1.Продолжите высказывание Гегеля о государстве: «Государство – это…..»?

2..Диалектический метод Гегеля применяет …

3.Философский метод Гегеля является …

4.Философская система Гегеля является …

5.Гегелевская философия духа включает в себя анализ …

6.Диалектика Гегеля – это …

Задания на установление соответствия:

1. Авторы: Название работы

1.Г.Гегель А) Критика способности суждения

2.И.Кант В) К вечному миру

С) Лекции по всемирной истории

D) Критика чистого разума

E) Феноменология духа

F) Философия права

Ответы: 1-______; 2-_______.

Задания на установления истинности:

1. Означает ли формула Гегеля «Все разумное действительно, а действительное разумно» то, что Гегель соглашался с современной ему формой государственного устройства и правления?

A) Да, это следует и из других его работ.

B) Нет, потому как под «разумное» и «действительное» он вкладывал не обыденный смысл.

2. Существует ли противоречие между методом и системой в философии Гегеля?

А) да

В) нет

4 Тема: Диалектика «Капитала» К. Маркса

Цель: раскрыть материалистический характер диалектики К. Маркса, основополагающим принципом которой является предметно-практическая деятельность.

1. Материалистичность диалектики К. Маркса.

2. Принцип конкретного историзма в философии К. Маркса.

3. Концепция отчуждения в «Капитале» К. Маркса.

Основные понятия по теме: материалистическая диалектика, конкретный историзм, отчуждение, предметно-практическая деятельность.

К. Маркс очень высоко ценил диалектику как метод и наиболее полно этот метод нашел свое применение в его политико-экономических исследованиях. Специальной работы по диалектике К. Маркс не оставил, но он оставил диалектику в ее применении к политико-экономическому исследованию. «Если Маркс, - отмечал Ленин, - не оставил «Логики» (с большой буквы), то он оставил логику «Капитала».

Для понимания общего духа диалектики Маркса необходимо уточнить понятие материалистичности, так как Маркс именует свой метод материалистическим. Однако этот материализм не имеет ничего общего с философским материализмом Нового времени, который, по словам К. Маркса, «становится враждебным человеку». Категория материи, которой оперирует Маркс, соотносится не с категорией духа (или сознания), а с категорией формы. В этом отношении он примыкает к той традиции, которая восходит к Платону и Аристотелю и идет через Фому Аквинского к классической немецкой философии.

Материалистичность марксовой диалектики состоит отнюдь не в том, что диалектика приписывается превращенной в субстанцию и даже субъект материи. Эта диалектика вообще не имеет дела с такой категорией материи. Основополагающим принципом марксовой диалектики является принцип предметной деятельности. В соответствии с этим принципом, «предмет, действительность, чувственность» должны браться не в форме объекта, т.е. чисто созерцательно (как поступали материализм и субъективный идеализм) и не в форме абстрактно-мыслительной деятельности (как поступал трансцендентальный и абсолютный идеализм), а «как чувственно - человеческая деятельность, практика; субъективно», а самое деятельность следует понимать «как предметную деятельность».

Этот принцип открывал широкие мировоззренческо-методологические возможности. Прежде всего он дал возможность понять исторический процесс как творимый самими же людьми и понять «людей как действующих лиц и авторов их собственной истории». При этом для Маркса стало ясно, что всякое общество есть продукт взаимных отношений людей к друг другу, что оно не первично в отношении людей, а напротив: «каковы индивиды, такова и сама эта общественная связь». Человеческая действительность была понята Марксом как созданный, воссоздаваемый и творимый заново предметной деятельностью «мир человека». И этот же принцип помог Марксу ограничить отчужденную действительность от неотчужденной и вообще создать до сих пор не превзойденную никем концепцию отчуждения.

Принцип предметной деятельности пронизывает у Маркса все иные более конкретные принципы и категории. Осуществляя критику политической экономии, Маркс понимал сферу экономики как специфически деятельностную сферу, как систему специфической деятельности и специфических отношений, в центре которой стоит человек: «человек сам является основой своего материального, как и всякого другого осуществляемого им производства». Деятельностная парадигма позволила Марксу не просто принять трудовую теорию стоимости от своих предшественников, но и усовершенствовать ее. Ему удалось открыть двойственный характер отчужденного труда и его опредмеченной фиксации - товара.

Там, где буржуазные экономисты видели отношение вещей, там Маркс вскрыл отношение между людьми. Политико-экономическую концепцию Маркса принципиально невозможно аутентично понять, не только абстрагируясь от принципа предметной деятельности, но и от концепции отчуждения. Весь процесс капиталистически организованного производства он понял и изобразил как процесс отчуждения.

Маркс также вводит принцип предметной деятельности в тот метод, который он посчитал «единственно возможным» для теоретического мышления, - метод восхождения от абстрактного к конкретному; в этот же метод вплетена и марксова концепция отчуждения.

Введение в метод исследования концепции отчуждения дает ключ к пониманию проблемы начала («клеточки») в «Капитале». Для Маркса капиталистически организованная экономика есть деятельностный процесс, но вместе с тем, захваченный отчуждением деятельностный процесс. Здесь в этом процессе, доминанта с деятельности перенесена на ее опредмеченный и овещненный, вещный результат.

Вот почему Маркс начинает свой видимый анализ буржуазной экономии с товара – отчужденного результата отчужденного труда. Ведь именно товар, а не деятельность его созидающая, и не отношения, моментом которых он является, имеет здесь единственно важное, можно сказать безраздельное, значение. Но за товаром и его развитыми формами все же стоит человеческая деятельность и человеческие отношения. И именно целостная деятельность, предметная деятельность, соответствующая собственному понятию, выступает у Маркса масштабом для отчужденного, товарного мира.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному включает в себя у Маркса принцип конкретного историзма. «С чего начинает история, с того же должен начинаться и ход мыслей, и его движение будет представлять собой не что иное, как отражение исторического процесса в абстрактной и теоретически последовательной форме». Марксов конкретный историзм предстает как культуро-историзм: акцент ставится на историзме самого логического, причем подчеркивается его социально-культурная и культурно-историческая определенность.

Однако при всех своих достоинствах марксова диалектика не может считаться вершиной, или универсальной формой диалектики. Это лишь один из исторических вариантов диалектики, одна из возможных – при том не высших – парадигм диалектики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: