Выводы
Задания для СРС
Уровень репродуктивной деятельности:
1. Напишите краткий конспект по плану, предложенному в начале лекции.
2. Составьте терминологический словарь по теме.
Уровень репродуктивно-практической деятельности:
1. Подготовьте сообщения по следующим вопросам:
· Бытие как сущее.
· Тождество бытия и мышления, открытое Парменидом. «Бытие и мысль суть одно и то же».
· Символическая формула бытия Пифагорейской школы (1+2+3+4=10).
· Проблема подлинного бытия Платона и иерархизация бытия Плотина.
Уровень репродуктивно-творческой деятельности:
1. Напишите реферат на одну из предложенных тем:
· «Рационалистическая и иррационалистическая трактовка бытия»
· «Проблема бытия в Новое время»
· «Бытие природы, общества, человека в философии Просвещения»
· «Тождество бытия и мышления Гегеля»
· «Проблема бытия в философии ХХ века»
: Тесты
Закрытые задания с выбором одного правильного ответа:
1. Древнегреческий мыслитель, который впервые ввел в философию понятия «бытие» и «небытие»:
A) Гераклит D) Аристотель
B) Пифагор E) Платон
C) Парменид
2. По мнению Демокрита в основе бытия лежит:
A) вода D) монада
B) апейрон E) квантовая частица
C) атом
3. Выберите правильное определение креационизма:
A) принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу
B) такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог
C) система взглядов, в соответствии с которой мировые события управляются божественным существом
4. Автор, признающий две независимые субстанции – мыслящую и протяженную:
A) Бэкон D) Спиноза
B) Декарт Е) Локк
C) Гоббс
5. Автор философского определения материи:
A) Кант D) Энгельс
B) Фейербах E) Ленин
C) Маркс
6. Общепринятая концепция пространства и времени в настоящее время:
A) Субстанциональная D) Энергетическая
B) Реляционная E) Трансцендентальная
C) Квантовая
7. Понятие, соответствующее понятию «материя»:
A) Атомы D) Философская категория
B) Физические тела E) Вакуум
C) Масса
8. Способ существования материи:
A) Пространство D) Взаимообусловленность
B) Время Е) Причинность
C) Движение
9. Принцип единства мира в марксистской философии выражается в:
A) Абсолютности D) Причинности
B) Идеальности E) Целесообразности
C) Материальности
Открытое задание со свободно конструируемым ответом:
Допишите:
1. Современный немецкий философ Мартин Хайдеггер сказал: «Онтология возможна лишь как …»
Задание на установление соответствия:
1. Установите соответствие между именами философов и предложенными моделями бытия:
1.Монистическая модель бытия. А) Спиноза
2.Дуалистическая модель бытия. В) Декарт
3.Плюралистическая модель бытия. С) Лейбниц
Ответы: 1-____; 2-____; 3-_____.
4 Тема: Законы и категории диалектики как сущностные принципы
Цель: раскрыть сущность основных законов и категорий диалектического мышления. Показать важность их применения в познавательной деятельности.
План лекции
1. Диалектика как учение о развитии, общих законах развития природы, общества и мышления.
2. Идея развития в философии и науке ХХ в.
3. Категории как объективно-идеальные формы тождества бытия и мышления. Виды категорий.
Основные понятия по теме: диалектика, категория, закон, сущность, явление, содержание, форма, всеобщее, особенное, единичное, часть, целое, причина, следствие, детерминизм, возможность, действительность, необходимость, случайность.
Диалектика – это учение о развитии, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.Идея развития является сущностным принципом мировоззрения. Платон полагал, что развитие (становление – в его философии) не «дотягивает» до уровня идей, подлинного бытия, но оно и не сводится до уровня материи, т.е. бездуховного бытия. Есть состояние лучшее, чем развитие, т.е. идея, но есть и худшее, чем развитие, т.е. небытие. Развитие опосредует связи этих миров, его роль служебная, посредническая.
Закон – это внутренняя и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение. Закон есть отражение существенного. В диалектике существуют три закона: закон единства и борьбы противоположностей, указывающий на источник развития; закон перехода количества в качество, указывающий на «механизм развития»; закон отрицания отрицания, показывающий тенденцию развития. Диалектические законы развития выражают существенных связи вещей.
Идея развития в философии и науке ХХ в. Мы можем наблюдать внутренние и внешние противоречия классической теории развития в ХХ в.:
· Противоречия между идеей бесконечного развития и идеей человека как высшей конечной формы этого развития.
· Расхождения диалектики и идеи развития.
· Критическая диалектика, «негативная диалектика», «экзистенциальная диалектика» как типы диалектики без идеи развития.
· Концепции «творческой эволюции», «эмерджентной эволюции» как типы теории развития без диалектики.
· Ограничение сферы действия законов развития в системных методологиях.
· Герменевтика представляет игру как принцип развития.
Категория (греч. высказывание, свидетельство) – форма выражения в понятиях наиболее общих, существенных свойств и законов природы, общества, мышления и отношения человека к миру.
Сущность и явление – универсальные категории философии, выражающие предельную противоположность между умопостигаемыми и чувственно воспринимаемыми сторонами вещей. Сущность – внутреннее, законосообразное, самодействующее, скрытое, творящее начало бытия. Явление – внешнее, случайное, зависимое от другого, видимое, производное начало мира. Видимость, кажимость, проблема превращенных форм. Возможность взаимоотчуждения сущности и явления. Эссенциализм и феноменализм как искаженно-отчужденные образы сущности и явления.
Целое и часть – философские категории, выражающие отношения единого и многого (непрерывного и дискретного) во всех типах бытия и знания. Целое как совокупность элементов, образующих нечто единое, сложное, структурированное. Часть как элемент целого и как форма его проявления. Функциональные, генетические, структурные и правленческие отношения частей внутри целого.
Диалектика целого и частей: 1. Целое равно сумме частей; целое больше суммы частей. 2. Целое предшествует частям; части предшествуют целому. 3. Целое – причина частей; части – причина целого. 4. Синтетическое познание целого через части; аналитическое познание частей через целое. Монада и душа как формы целого без частей. Холизм и меризм как искаженные образы диалектики целого и части.
Всеобщее, особенное и единичное – философские категории, выражающие связи между вещами, их законами и условиями их бытия. В количественном плане всеобщее обозначает свойство, присущее всем предметам данного класса; особенное фиксирует свойство только некоторых экземпляров; единичное указывает на свойства, присущие только одному экземпляру. В качественном плане всеобщее выражает закон класса вещей; особенное обозначает условия проявления закона; единичное представляет собой живую конкретность как единство многообразных условий, законов. Проблема бытия всеобщего: реализм, номинализм, концептуализм и диалектика как варианты решения данной проблемы. Абстрактно-всеобщее и конкретно-всеобщее в философии Гегеля и Маркса.
Содержание и форма – универсальные философские категории, выражающие противоположность между бытием самим по себе и бытием для другого. Содержание как субстрат, состав, материал вещей, как их неупорядоченное самоизменение.
Форма как организация, упорядочивание вещей и их движения в системные и структурные образы. Форма как способ связи и соотношения частей предмета. Внутренняя и внешняя форма.
Причина и следствие – философские категории, выражающие генетически-порождающий тип взаимодействий в мире. Учение Аристотеля о четырех причинах.
Детерминизм и причинность. Детерминизм и индетерминизм. Причинность в вероятностных процессах. Причина, условия, повод. Телеология и ее исторические судьбы. Телеономия. Причинность и свобода воли человека. Имеется ли причина у самой причины?
Действительность и возможность – универсальные философские категории, выражающие соотношения между различными степенями реальности вещей.
Невозможность, абстрактная возможность, реальная возможность и действительность. Действительность как реальность в форме самодействия.
Возможность как реальность в форме условий. Возможность и вероятность.
Необходимость и случайность – философские категории, отражающие соотношения между абсолютными и относительными свойствами бытия. Необходимость как рок, как всеобщий неизвестный закон всего сущего. Необходимость как внутренняя самообусловленность, как причина самое себя. Структура необходимости: неразрешенное противоречие, условия, процесс их слияния. Случай как чистая возможность, как то, что может быть, а может и не быть. Случай как проявление необходимости, как зародыш новой необходимости. Случайность как точка пересечения двух необходимых процессов. Проблема объективности случайности.
Диалектика в методологическом плане занимает важное место в познавательной деятельности. Само понятие диалектика может употребляться в трех значениях:
· Под диалектикой понимается совокупность объективных диалектических закономерностей, процессов, действующих в мире независимо от сознания человека. Это диалектика природы, диалектика общества, диалектика мышления, взятая как объективная реальность.
· Субъективная диалектика, диалектическое мышление. Она представляет собой отражение объективной диалектики в сознании.
· Философское учение о диалектике или теория диалектики. Выступает как отражение отражения.
Диалектика в своем арсенале имеет ряд специфических категорий, служащих познанию окружающей действительности.
Прежде всего, обратите внимание на овладение категориальным аппаратом диалектики. Усвойте действие основных законов диалектики с применением их в объяснении окружающего мира. Проанализируйте внутренние и внешние противоречия классической теории развития в ХХ веке. Обратите особое внимание на специфику диалектического метода.
& Литература
Абдильдин Ж.М. Собр.соч. В 5 тт. Т.2. – Астана, 2000. – с. 32-148.
Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. – М.: Политиздат, 1988. – с. 21-342.
Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1. – М.: Политиздат, 1991. – с.282-411.
Философия: курс лекций. А.А.Радугин. Изд. 2 - М., 1996 – с.191-197.
??? Вопросы и задания контроля теоретических знаний
Репродуктивный уровень:
1. Что включает в себя диалектика как понятие?
2. Назовите и охарактеризуйте законы диалектики.
3. Что такое категория? Назовите и охарактеризуйте парные категории диалектики.
Репродуктивно-практический уровень:
1. Проанализируйте внутренние и внешние противоречия классической теории развития в ХХ веке.
2. Проведите сравнительный анализ марксистской и гегелевской диалектики.
3. Проведите сравнительный анализ диалектики и метафизики.
Творческий уровень:
1. Интерпретируйте диалектику гегелевского положения: «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно».
2. Раскройте на конкретном примере сущность категорий «действительности» и «возможности», «необходимости и случайности».
3. Каким образом была осмыслена Гегелем диалектика Гераклита?