double arrow

План лекции. Установите правильную последовательность возникновения философских идей в неклассической философии о бытии человека в мире

Установите правильную последовательность возникновения философских идей в неклассической философии о бытии человека в мире

Автор Название произведения

Главный предмет философствования Автор

Высказывание Автор

Задания для СРС

Студент должен уметь

- пользоваться указанной литературой,

- сформировать сущность подходов классической и неклассической философии,

- использовать основные понятия по теме,

- сравнить классический и неклассический подходы к миру и человеку,

- прийти к самостоятельным выводам, уметь творчески их осмыслить и выработать собственную позицию,

- проявить свои артистические способности, способности имитировать и перевоплощаться.

В конце семинарского занятия студентам необходимо сформулировать конкретные выводы по теме.

& Литература

Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. М., 1994. С. 5-25.

Камю А. Изнанка и лицо: Сочинения. – М., 1998. С. 5-35, С. 150-250.

Кафка Ф. Избранное. М., 1986. С. 200-225.

Кьеркегор С. Наслаждение и долг. – М., 1998. С. 3-6, С. 380-412.

Нурманбетова Д.Н. Проблемы современной философии. – Астана, 2002.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1989. С. 7-150.

Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. М., 2000. С. 5-650.

Фуко М. История безумия в классическую эпоху. М., 1997. С.350-400.

Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 155-168.

Шопенгауэр А. Избранные произведения. – М., 1997. С. 3-146.

Проблема человека в западной философии. М., 1988, С. 150-180.

Философская антропология Ж.-П. Сартра // Философские науки, 1989, № 3. С. 25-35.

??? Вопросы контроля теоретических знаний

Репродуктивный уровень:

1.Назовите альтернативу формуле «Сogito ergo sum» Р.Декарта в волюнтаризме А.Шопенгауэра, экзистенциализме С. Кьеркегора, философии жизни Ф. Ницше.

2.Обозначьте круг проблем, рассматривающихся в философии ХХ века.

3.Раскройте понятие «экзистенциализм». Какие вопросы решаются в философии экзистенциализма.

Репродуктивно-практический уровень:

1.Дайте определение рационализма и иррационализма. Проведите сравнительный анализ этих двух направлений.

2.Интерпретируйте фразу Ф.Ницше «Человек – это мост к сверхчеловеку».

3.Почему Ж.-П.Сартр утверждает, что «человек обречен на свободу»?

Творческий уровень:

1.В какой степени тезис философии буддизма, что «жизнь есть страдание», находит отражение в философии А.Шопенгауэра.

2.«Подлинная сущность человека может быть обнаружена, схвачена, открыта только субъективно; благодаря бесконечному спектру интимно-личностных переживаний индивидом факта собственного существования». Раскройте содержание данного тезиса С. Кьеркегора.

3.Проследите генезис и тенденции развития неклассической философии от фразы Ф.Ницше «Бог умер» до слов М.Фуко «Быть может, человек исчезнет как исчезает лицо, начертанное на прибрежном песке».

Уровень репродуктивной деятельности:

1.Провести анализ одной из прочитанных работ философов неклассического направления: А.Шопенгауэра, С.Кьеркегора, Ф.Ницше, А.Камю, Ж.-П. Сартра.

Уровень репродуктивно-практической деятельности:

1.Подготовить рефераты на тему (по выбору): «Подлинное и неподлинное бытие» М. Хайдеггера; «Метаморфозы несчастного сознания» Ж.-П.Сартра; «Человек абсурда» А. Камю.

2.Составьте словарь терминов «фундаментальной онтологии» М.Хайдеггера.

3.С. Кьеркегор как анти-Гегель (в противоположность Гегелю) создал экзистенциальную диалектику. Составьте таблицу сравнения концепций Гегеля и С. Кьеркегора.

Уровень критически-творческой деятельности:

1.Напишите письменную работу на тему: «Концепция сверхчеловека:
Ф. Ницше и Ф.М. Достоевский».

2.Прочитать и проанализировать с точки зрения неклассической философии в виде сочинения-эссе рассказ Ф.Кафки «Превращение».

3.Проанализируйте кризис сознания современного человека на примере произведений Ж.-П.Сартра «Бог и дьявол» и А.Камю «Посторонний» и напишите сочинение «Мысли вслух…»

: Тесты

Закрытые задания с выбором одного правильного ответа:

Обведите букву правильного ответа:

1. А. Шопенгауэр в качестве альтернативы гегелевского абсолютного духа предлагает:

А) разум D) экзистенцию

В) волю E) свободу

С) чувственное начало

2. Философ второй половины XIX в. провозгласивший безусловный приоритет единичного над всеобщим и завещавший на своей могиле написать «Я единичный»:

A) А. Шопенгауэр D) Г. Гегель

B) С. Кьеркегор E) К.Маркс

C) Ф.Ницше

3. Отличие человека от всех остальных живых существ, согласно философии С. Кьеркегора:

A) разум D) отчаяние

B) интуиция E) воля

C) ощущения

4. Экзистенциализм – это:

A)философия существования E) философия жизни

B) философия любви

C) философия смерти

D) философия познания

5. Философ, в своей работе «Слова и вещи» провозгласивший: «скоро исчезнет человек…»:

A) Ф.Ницше

B) М.Фуко

C) М.Хайдеггер

D) А.Шопенгауэр

E) С.Кьеркегор

Открытые задания со свободно конструируемым ответом:

Дополните:

1. Ж.-П.Сартр провозглашает: «Человек осужден на …».

2. По выражению М.Хайдеггера: «… - дом бытия».

3. Выражение «Жизнь – это грех без Бога» принадлежит …

4. Ф.Ницше в своем произведении «Так говорил Заратустра» призывает к тому, что человек должен стать …

Задания на установление соответствия:

Установите соответствие:

1. Мыслю, следовательно, существую А) Ф.Ницше

2. Желаю, следовательно, существую В) Р.Декарт

3. Бог умер С) А.Шопенгауэр

4. Ад – это другие D) С.Кьеркегор

E) Ж.-П.Сартр

Ответы: 1-___; 2-____; 3-____; 4-____

1. Абсурд A) Ж.-П.Сартр

2. Свобода и ответственность B) М.Хайдеггер

3. Подлинное и неподлинное существование C) М.Фуко

4. Безумие D) А.Камю

5. Бессознательное E) Ф.Ницше

F) З.Фрейд

Ответы: 1-___; 2-____; 3-____; 4-____; 5-____.

1. Ф.Ницше A) «Мир как воля и представление»

2. М.Фуко B) «Так говорил Заратустра»

3. А.Шопенгауэр C) «Бытие и время»

4. А.Камю D) «Бытие и ничто»

5. М.Хайдеггер E) «Слова и вещи»

F) «Миф о Сизифе»

Ответы: 1-___; 2-____; 3-____; 4-____; 5-____.

Задания на установление правильной последовательности:

1. Установите правильную последовательность возникновения направлений в неклассической философии:

· Психоанализ

· Иррационализм

· Структурализм

· Экзистенциализм

· «Человек осужден на свободу»

· «Бог умер»

· «Скоро исчезнет человек…»

3. Установите правильную последовательность смены классических парадигм неклассическими:

· я желаю, следовательно, существую

· мыслю, следовательно, существую

· все действительное разумно, все разумное действительно

4 Тема: Отчужденное сознание и закат цивилизации

Цель: раскрыть сущность отчуждения как центральной проблемы современной философии, обозначить основные тенденции развития современной философии.

1. Человек абсурда А.Камю как выражение отчужденного сознания.

2. Возникновение герменевтики. Попытка преодоления отчуждения.

3. Кульминация отчуждения и закат цивилизации в философии постмодерна.

Основные понятия по теме: абсурд, отчуждение, герменевтика, деконструкция, симулякр.

Отчуждение как характеристика бытия человека в мире является одной из центральных проблем современной философии. Особенно глубоко этот феномен рассмотрен в философии экзистенциализма, в частности в произведениях М.Хайдеггера, Ж.-П.Сартра, А.Камю, М.Бубера.

Обратимся к А.Камю, так как его философия абсурда выражает сущность феномена отчуждения. Описанное А.Камю абсурдное жизнечувствие является, по сути дела, отчужденным сознанием, а его человек абсурда является человеком в мире отчуждения. Основной тезис, из которого исходит А.Камю: «Человек – чужой во Вселенной». Это мироощущение пронизывает сознание современного человека. Оно основывается на следующих составляющих.

Во-первых, ощущение своей чужеродности в мире. М.Хайдеггер и Ж.-П.Сартр говорили о заброшенности. Окружающая природа не понимает человека, в ее красоте есть что-то бесчеловечное, природные процессы в своей сущности иррациональны.

Во-вторых, люди, окружающие человека тоже бесчеловечны. Бесчеловечное в человеке просто приводит в замешательство А.Камю, а у Ж.П.Сартра вызывает «тошноту». Ж.П.Сартр, рассматривая бытие–с–другим, характеризирует человека как вечный конфликт. «Ад – это другие», глаза другого человека подобны глазам Медузы Горгоны, которые превращают меня в камень, отрицая мое личностное достоинство.

В-третьих, человек принадлежит времени, он смертен, причем смерть приходит совершенно неожиданно, обессмысливая прожитые годы. Нет будущего, нет завтрашнего дня, нет надежды, есть только одно мгновение настоящего. Поэтому, жить надо здесь и сейчас.

В-четвертых, раскол внутри человека. А.Камю пишет: «Я всегда пребуду чуждым самому себе». Расхождение между тем, что мы знаем и тем, что мы знаем действительно. Главный корень отчуждения в разрыве между моим социальным «Я» (Я – для - другого) и «подлинным Я» (я – для – себя). Экзистенциальный психолог Р.Лейнг назвал это онтологической незащищенностью. М.Хайдеггер пишет об утрате человеком своего подлинного Я, о падении современного человека в das Man, усредненное существование. Мир, в том числе и мир техники, созданный самим человеком, противостоит ему как ПОСТАВ, т.е. противостоит ему, является иррациональным и бесконтрольным. А.Камю не может найти выхода из абсурда и создает в своем рассказе «Посторонний» образ человека абсурда, который не верит в Бога, в завтрашний день, а живет лишь настоящим мгновением, он посторонний в обществе, посторонний в жизни, посторонний сам себе. Однако, такая жизненная философия приводит его к убийству человека и смертной казни. У А.Камю человек абсурдный есть человек бунтующий, утверждающий свое существование вопреки всему.

М.Хайдеггер видит выход из абсурда к подлинному существованию через понимание и язык. «Язык – дом бытия», через возврат подлинного языка человек вернет себе бытие. Х.Г.Гадамер, развивая идеи М.Хайдеггера и других, создает герменевтический метод, главная цель которого - преодолеть отчуждение на всех уровнях. Герменевтика направлена на усвоение чужого мнения, концепции культуры. Как сделать, чтобы чужое стало понятным и близким для меня. Х.Г.Гадамер указывает три варианта развития отношений «Я–Другой» или 3 вида герменевтического опыта отношений с «Ты». Первый опыт, когда в поведении другого человека (культура) выделяются типические моменты и на основе предыдущего опыта обретается способность предсказывать его действия – на основе этого отношения отчуждения между людьми не преодолеть.

Второй тип опыта, когда другой признается в качестве личности. В основе лежит рефлективное отношение, которое ведет к отношениям «господства – подчинения» в межчеловеческих отношениях. Этот вариант также не приведет к желаемому результату.

Третий тип герменевтического опыта – «открытость Другому», узнать другое «Ты» как именно «Ты», т.е. позволить ему сказать нам что-либо и суметь услышать то, что он говорит. Для этого требуется открытость, понимание, сущность которого - в способности услышать друг друга.

Третий тип – это и есть путь преодоления отчуждения Х.Г.Гадамер подробно рассматривает его на примере подлинного разговора. «Быть способным к разговору, т.е. слышать другого – в этом состоит возвышение человека к подлинной гуманности». В подлинном разговоре главное не в том, чтобы отыскать слабые стороны собеседника, а наоборот, в том, чтобы раскрыть подлинную силу сказанного другим, выйти в процессе разговора к общезначимой реальности, к тем глубинным пластам, где становится возможным взаимодействие различных мнений, выработка неких общих взглядов, точек соприкосновения. Человек в разговоре имеет возможность обогатить свой собственный мир за счет другого мира, углубив его на целое измерение. При этом подлинный разговор, конечно, имеет языковую структуру, осуществляется в среде языка. Ведь задача герменевтики, чтобы чужое обрело язык, заговорило на понятном для нас языке.

Если герменевтика с целью преодоления отчуждения пытается реформировать систему отношений, то философы – представители постмодерна, настроены более решительно.

Согласно постмодерну, отчуждение коренится в самой основе западного общества, пронизывает все его структуры, начиная от семейной среды до государственной. Поэтому, для преодоления отчуждения, необходимо, по выражению Ж.Дерриды, совершить деконструкцию – разрушение всей европейской культуры. Критика Ж.Дерриды развивается в двух направлениях: а) критика фонологоцентризма европейской культуры, квазиписьма европейской культуры, основанного на насилии; б) дихотомии западного мышления, что также отражено в языке: Бинарные оппозиции мышления: белое-черное, свет-тьма, присутствие-отсуствие, мужчина-женщина, человек-зверь и др. Эти оппозиции составляют иерархические пары в которых позитивный термин господствует над подчеркнуто негативным. Необходимо разрушить пары, разоблачить неравенство терминов, на котором построена вся европейская культура. Затем, это послужило теоретической основой, с одной стороны феминистского движения, с другой – концепции Ж.Делеза о десексуализации общества, о праве каждого выбирать свой пол.

Тенденция к разрушению европейской культуры привела к констатации Жаком Бодрийаром того, что реальность умерла. До него Ф.Ницше говорил о смерти Бога, М.Фуко о смерти человека, Р.Барт о смерти автора, Фукуяма о конце истории. Теперь, человек, окруживший себя искусственным, виртуальным миром техники, лишился полностью почвы под ногами – лишился реальности, утрачивается сам принцип соотнесения с реальностью. Реальность замещена симулякрами. Симулякр – это копия копии, знак знака, он не отражает и не отсылает к реальности. Игра со смыслами - вот, что становится уделом человека, даже его собственный пол всего лишь видимость. Апофеозом этого мироощущения является фраза художника постмодерна Уорхола: «Когда я смотрю в зеркало, я ничего не вижу. Люди зовут меня зеркалом, и если зеркало смотрит в зеркало, что же можно увидеть».

Таким образом, кризисное состояние отчужденного сознания нашло яркое воплощение в постмодерне, который хотел указать выход из ситуации отчуждения, но еще более углубил процесс отчуждения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: