double arrow

Древний Египет. 1) Форму правления связывают с восточной деспотией, для которой характерно:


Право.

Государство.

Древний Восток.

1) Форму правления связывают с восточной деспотией, для которой характерно:

@ Неограниченная власть монарха;

@ Власть передается по наследству;

@ Его власть обожествляется;

@ Восточному деспоту подчиняется централизованный бюрократический аппарат;

2) Но встречаются и республиканские формы правления. Власть монарха не всегда безгранична, так как он должен считаться с религиозными нормами, с народным собранием, с интересами аристократии, деятельностью органов, являющихся преемниками совета старейшин.

3) По территориальной организации все они начинают свою историю как маленькие государства и развивались до огромной империи. Эти новые империи представляют собой интернациональные народы;

4) Не развит рынок, поэтому государство обеспечено такой функцией, как контроль и организация сельскохозяйственного производства и ведения общезначимых работ;

5) На Древнем Востоке велика роль религии. Это государство опирается на религию, на жречество. Используя их, оно проявляет особую государственную заботу о жречестве и т.д.;




6) В период расцвета повсеместно встречаются реформы, направленные на укрепление правопорядка. Проводятся серьезные реформы, создаются памятники права.

Древнее восточное общество весьма традиционно.

1) Долгое время сохраняются пережитки родового строя. Это выражается в том, что оно закрепляет наличие общины. (Так как на Древнем Востоке в силу климатических условий люди вынуждены были работать вместе в составе различных коллективов). Во всех уголках Древнего Востока общины играют огромную роль (исключение – Египет). Особую роль играет такое наказание, как изгнание из общины (утеря всех прав и обязанностей, свойственных лицу, как члену общины);

2) Сохранение общин препятствовало развитию классовых отношений. Классы не развиты, зарождаются очень медленно. Древневосточное право закрепляет наличие рабства. Наличие патриархального рабства, которое существенно отличается от классического рабства. Оно представляет собой:

@ Раб, как младший член семьи;

@ Труд рабов используется в домашнем, а не в сельском хозяйстве;

@ Допускались браки между свободными рабами;

@ Рабы могли иметь в собственности имущество, а, следовательно, могли быть участниками обязательственных отношений. Хотя раб – это все равно часть имущества своего хозяина;

Древневосточное право не есть равное право для всех, оно:

3) Закрепляет социальное неравенство, закрепляет различные группы населения (сословия, варны и т.д.). Исключение – Египет – здесь будет единообразие;

4) Древний Восток связывается с идеей патриархальной семьи (коллектив людей, находящийся под управлением «отца» семейства);



5) Связь с религией. Право рассматривается как изречение божества. Многие религиозные нормы – истоки правовых норм. Нередко правовые и религиозные нормы весьма тесно переплетаются друг с другом (Законы Ману в Древней Индии, самые первые судьи были жрецы. Именно они являлись хранителями права предков и играли огромную роль в отправлении правосудия);

6) Источники права появлялись в исторической последовательности: обычаи, религиозные нормы Þ судебные прецеденты Þ нормативные правовые акты, закон, который исходит от правителя. Существенная особенность - Древняя Индия, где жрецы активно участвовали в законотворчестве. Закон на Древнем Востоке появляется весьма рано, активно используется для проведения внутренней политики. Все древневосточные акты обладали чертами, присущими всем источникам права. Они были бессистемны, не содержали общих терминов, понятий формулировок;

7) Казуистичность (казус – случай). Современные нормы абстрактны. Все развитие права шло от конкретного к общему. Предполагает, что норма права формулируется в виде описания конкретных случаев, имевших место в судебной практике;

8) Формализм и символизм. Формализм означает, что наступление юридически значимых последствий зависит от соблюдения предусмотренного действующим правом форм (формальностей). Содержание не всегда имеет серьезное значение. Символизм – наступление юридически значимых последствий, которое связывается с наличием определенных вещей, играющих роль символов, при современном определении акта;

9) Консерватизм. Стремление обеспечить вечность, незыблемость античного права, поскольку это изречение божества;







Сейчас читают про: