Свойства равновесной цены и количества.
1. На рынке представлено достаточное количество товаров. причем все затраты окупаются во равновесной цене. Равновесная цена свидетельствует о наибольшем экономическом эффекте.
2. В точках равновесия выражен наибольший социальный эффект.
3. На рынке не обнаруживается ни избытка товаров, ни дефицита.
За пределами равновесной цены находятся две зоны: Избыток и Дефицит.
Для борьбы с избытком товара, при котором возникает перепроизводство товара, необходимо снижение цен. На дефицит рынок реагирует прямым или скрытым ростом цен, одновременно увеличивается спекуляция.
Кривые спроса и предложения могут выявить эластичность цены на товар. Эластичность показывает степень зависимости величины спроса и предложения от цены товара.
Критерии эластичности:
Если величина спроса сильно реагирует на изменение цены, то говорят о высокой эластичности от цены. Если наоборот, то о низкой. Единичная эластичность - увеличение покупаемого продукта на 1 % при снижении цены на 1 %
|
|
Три вида эластичности:
1. Эластичность спроса по доходу.
2. Перекрестная эластичность по различным товарам.
3. Ценовая эластичность.
Ценовая эл. показывает на сколько % увеличился объем спроса при уменьшении цены товара на 1%.
Спрос на большинство мед. услуг имеет низкую эластичность.
Эластичность показывает степень зависимости величины спроса от цены товара.
Формула эластичности:
эл.=
Характеристики эластичности спроса:
1. Отражает особенности потребительского поведения.
2. Перекрестная эластичность по различным товарам - зависит не только от цены на это товар, но и от цены на другие товары.
3. Эл-ть предложения характеризует реакцию предложения на изменение в % количества предложенного товара к изменению цены.
Эластичность предложения и ее факторы:
Факторы эластичности предложения:
1. способность к длительному хранению и стоимость хранения (для товара, кот. не может храниться длит. время - эластичность низкая).
2. особенности произв. процесса (если производитель товара может расширить пр-во при увеличении цены - эластичное предложение).
3. временной фактор (производитель не может реагировать на изменение цены).
Неэластичное предложение - предложение, когда оно не изменяется при ув. или ум. цен.
Если спрос и предложение совершенно эластичны, то они могут выступать эффективными регуляторами.
Факторы предложения:
1. Цены и ресурсы
2. Совершенство технологии производства
3. Налоги и дотации
4. Цены на другие товары. Изменение цен на др. товары способно сместить кривую предложения продуктов.
5. Число продавцов
Факторы спроса:
1. Потребительские вкусы
2. Число покупателей
3. Доход