Структура интеллектуальной вычислительной системы.
III. Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Руководитель напоминает тему и цель занятия, степень её достижения, оценивает работу слушателей с приборами РХР и дозиметрического контроля, отвечает на вопросы и дает задание для самостоятельного изучения
1. Исполнительная система – совокупность средств, выполняющих программы.
2. Интеллектуальный интерфейс - система программных и аппаратных средств, обеспечивающих конечных пользователей, не специалистов в области применения средств ВТ, возможностью решения на ЭВМ задач, возникающих в сфере их профессиональной деятельности без привлечения посредников-программистов.
В интеллектуальном интерфейсе можно выделить:
“ РЕШАТЕЛЬ ” – совокупность средств, обеспечивающих в диалоге с пользователем автоматический синтез программы решения задания (“планировщик задания”);
“ СИСТЕМУ ОБЩЕНИЯ” – совокупность трансляторов с языка пользователя на язык представления знаний в базе знаний и обратную трансляцию.
3. База знаний (БЗ) – занимает центральное положение по отношению к остальным компонентам вычислительной системы и способствует эффективному процессу интеграции (взаимодействия) средств вычислительной системы, участвующих в решении задачи.
Отличительная особенность интеллектуальных систем – знания, содержащиеся в БЗ, независимы от обрабатывающих программ и образуют целостную систему. То есть обязательно наличие декларативных (описательных) знаний, в отличие от процедурных знаний.
База знаний - выделенные и определенным образом структурированные знания о предметной области. Понятие БЗ является более общим, чем БД.
Общие признаки знаний и данных:
1. Внутренняя интерпретируемость – соответствие (вода мокрая, снег холодный, строки в БД)
2. Структурированность - свойство декомпозиции сложных объектов на более простые и установление связей между простыми объектами (часть – целое, род – вид).
Отличительные признаки знаний:
1. Связность - знания связаны не только в смысле структуры (чему есть аналог и у данных), но и отражают определенные закономерности относительно фактов, процессов, явлений и причинно-следственных отношений между ними (чему нет аналога у данных).
2. Активность - человеку свойственна познавательная активность. Например, обнаружение противоречий в знаниях побуждает к преодолению этих противоречий и появлению новых знаний. Таким же стимулом активности является неполнота знаний.
ЗНАНИЕ – это формализованная информация, на которую ссылаются или используют в процессе логического вывода.
ЭВРИСТИКИ – знания, основанные на собственном опыте специалиста в данной предметной области (Постараться установить контроль над центром доски (для шахмат)).
ФАКТЫ – обычно хорошо известные в данной предметной области обстоятельства. Знания типа “А есть А”. Они характерны для БД (вода мокрая).
ПРАВИЛА – (знания для принятия решений) – знания вида “ЕСЛИ-ТО” (ЕСЛИ идет дождь ТО нужно взять зонт).
МЕТАЗНАНИЯ – (знания о знаниях) – указывают на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания о свойствах знаний.
МЕТАПРАВИЛА – это эвристики, предназначенные для образования новых эвристик.