Лекция 5. История и развитие психологии как науки

Бихевиоризм.

Основоположником является американский ученый Д. Уот­сон (1878-1958). Психология как наука должна заниматься не сознанием, душевными явлениями, которые недоступны научному наблюдению, а поведением. Уотсон считает, что основная задача бихевиоризма (от англ. behaviour - «пове­дение») заключается в накоплении наблюдений над поведе­нием с таким расчетом, чтобы можно было сказать наперед, какая будет реакция человека на соответствующую ситуа­цию. Поведение является или результатом науче­ния - индивидуально приобретенногo путем слепых проб и ошибок, или заученного репертуара навыков. Э. Толмен, К. Халл и Б. Скиннер - последователи Уотсона, - пришли к вы­воду, что все-таки связи между стимулами и поведенчески­ми реакциями не являются прямыми. Они опосредованы «промежуточными переменными» - знаниями, контроли­рующим механизмом и др. Однако трактуются эти механиз­мы по аналогии со счетно-решающим устройством ЭВМ, т. е. не психологически. Тем не менее идеи бихевиоризма оказа­ли благотворное влияние на лингвистику, антропологию, со­циологию, стали одним из истоков кибернетики, внесли вклад в разработку проблемы научения.

Гештальтпсихология.

Возникла в Германии благодаря усилиям Т. Вертгеймера, В. Келера и К. Левина, выдвинувших программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов). Гештальтпсихология выступила против ассоциативной психологии В. Вундта и Э. Титченера, трактовавшей слож­ные психические феномены в качестве выстроенных из про­стых по законам ассоциации. Понятие о гештальте (от нем. «форма») зародилось при изучении сенсорных образова­ний, когда обнаружилась «первичность» их структуры по отношению к входящим в эти образования компонентам(ощущениям). Например, хотя мелодия при ее исполнении в различных тональностях и вызывает различные ощуще­ния, она узнается как одна и та же. Аналогично трактуется и мышление: оно состоит в усмотрении, осознании структур­ных требований элементов проблемной ситуации, и в дейст­виях, которые соответствуют этим требованиям (В. Келер). Построение сложного психического образа происходит в ин­сайте - особом психическом акте мгновенного схватывания отношений (структуры) в воспринимаемом поле. Свои поло­жения гештальтпсихология противопоставила также бихе­виоризму, который объяснял поведение организма в про­блемной ситуации перебором «слепых» двигательных проб, лишь случайно приводящих к успеху. Заслуги геш­тальтпсихологии состоят в разработке понятия психологи­ческого образа, в утверждении системного подхода к психи­ческим явлениям.

Глубинная психология.

В 1896 г. возникло направление в психологической теории и практике, положившее начало тому: что сейчас называ­ют глубинной психологией. У ее истоков стоял австрий­ский психиатр и психолог 3. Фрейд (1856-1939). Начав свои исследования как физиолог и врач-невропатолог, Фрейд пришел к выводу, что физиологический подход к психике недостаточен, и предложил свою систему анализа душев­ной жизни человека, названную им психоанализом. С то­пической (структурной) точки зрения психика содержит, по Фрейду, три образования: «Я», «Сверх-Я» и «Оно». Две последние системы локализованы в слое первичного пси­хического процесса - в бессознательном. «Оно» - это место сосредоточения двух групп влечений:

а) влечения к жиз­ни, или эроса, куда входят сексуальные влечения и влече­ние к самосохранению «Я»;

б) влечение к смерти, к разру­шению - танатоса. «Оно» составляет движущую силу по­ведения, источник психической энергии, мощное мотивационное начало.

«Я» - это вторичный, поверхност­ный слой душевного аппарата, именуемый обычно созна­нием. «Я» воспринимает информацию об окружающем ми­ре и состоянии организма. Его основная функция - соизме­рять вышеназванные влечения с требованиями враждебной индивидууму социальной сферы в интересах его самосохранения. Систему требований «Я» к «Оно» со­ставляет «Сверх-Я» - внутренний «надзиратель», «кри­тик», источник нравственного самоограничения личности. Данный слой психики формируется большей частью бес­сознательно в процессе воспитания (прежде всего в семье) и проявляется в виде совести.

В динамическом плане названные уровни личности характеризуются конфликтом между сознательным и бес­сознательным. Бессознательные влечения, по словам Фрей­да, «по природе своей достойны осуждения», подавляются энергией «Сверх-Я», что создает невыносимое для человека напряжение. Последнее может быть частично снято с помо­щью бессознательных защитных механизмов - вытесне­ния, рационализации, сублимации и регрессии. 3адача пси­хоаналитика как психотерапевта усматривается Фрейдом в том, чтобы выявить посредством анализа свободно всплыва­ющих ассоциаций и сновидений пациента травмирующие его переживания, а затем помочь ему осознать их и, значит, освободиться от них. 3. Фрейд ввел в психологию ряд важных тем: бессозна­тельная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и др. Однако уже его ближайшие ученики пришли к выводу, что не сексуальные влечения по преимуществу, в чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект (А. Адлер), либо коллективное бессознательное (архетипы), вобравшее в себя общечелове­ческий опыт (К Юнг) определяют психическое развитие лич­ности. Адлер, основатель так называемой «индивидуальной психологии», отмечал отсутствие жесткой границы и антаго­низмов между сознанием и бессознательным. По словам же Юнга, он в своем учении, названном им аналитической психо­логией, «смотрел на человека в свете того, что есть в нем здо­рового и крепкого, нежели с точки зрения его пороков».

Связать природу бессознательного ядра психики че­ловека с социальными условиями его жизни пытались К. Хорни, Г. Салливен и Э. Фромм - реформаторы психоанали­за Фрейда (неофрейдисты). Человеком движут не только биологические предопределенные бессознательные побуж­дения, но и приобретенные стремления к безопасности и са­мореализации (Хорни), образы себя и других, сложившиеся в раннем детстве (Салливен) влияния социоэкономической структуры общества (Фромм).

Когнитивная психология.

Ее представители У. Найссер, А. Пайвио и др. отводят в по­ведении субъекта решающую роль знаниям (cognito - зна­ние, лат.). Для них центральным становится вопрос об орга­низации знания в памяти субъекта, о соотношении вербаль­ных (словесных) и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Эта психология возникла под оп­ределенным влиянием теоретико-информационного подхо­да. Основное понятие когнитивной психологии - «схема». Она представляет собой имеющийся в голове человека план сбора и программу переработки информации об объектах и событиях. Восприятие, память, мышление и другие позна­вательные процессы определяются схемами так же, как ус­тройство организма генотипом.

В итоге когнитивной психологией были выявлены важнейшие свойства, присущие познавательной деятельности: избирательность, определяемость средой, неполнота познавательных схем и др.

Гуманистическая психология.

Ее виднейшие представители Г. Оллпорт, Г. А. Мюррей, Г. Мэрфи, К. Роджерс, А. Маслоу предметом психологичес­ких исследований считают здоровую творческую личность человека. Целью такой личности является не потребность в гомеостазе, как считает психоанализ, а самоосуществление, самоактуализация, рост конструктивного начала человече­ского «Я». Человек открыт миру, наделен потенциями к не­прерывному развитию и самореализации. Любовь, творче­ство, рост, высшие ценности, смысл - именно эти и близкие им понятия характеризуют базисные потребности человека. Как отмечает Б. Франкл, автор концепции логотерапии, при отсутствии или потере интереса к жизни, человек испыты­вает скуку, предается пороку, его поражают тяжелые не­удачи. В соответствии с этими представлениями гуманисти­ческая психология разрабатывает рецепты психического благополучия личности.

Своеобразной ветвью гуманистической психологии можно также считать духовную (христианскую) психоло­гию. Считая неправомерным ограничение предмета психо­логии явлениями душевной жизни, она обращается к облас­ти духа. Дух есть сила самоопределения к лучшему, дар усилить и преодолеть то, что отвергается. Духовность от­крывает человеку доступ к любви, совести и чувству долга. Она помогает человеку преодолеть в себе кризис безоснов­ности, призрачности своего существования.

Отечественная психологическая мысль в XX веке.

3начительный вклад в развитии психологии ХХ в. внесли наши ученые Л. С. Выготский (1896-1934), А. Н. Леонтьев (1903-1979), А. Р.Лурия (1902-1977) и П. Я. Гальперин (1902­1988). Л. С. Выготский ввел понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логичес­кая память, произвольное внимание) как специфически че­ловеческой, социально обусловленной форме психики, а также заложил основы культурно-исторической концеп­ции психического развития человека. Названные функции первоначально существуют как формы внешней деятельно­сти, и лишь позже - как полностью внутренний (интрапси­хический) процесс. Они происходят из форм речевого обще­ния между людьми и опосредованы знаками языка. Система знаков определяет поведение в большей степени, чем окру­жающая природа, поскольку знак, символ содержит в свер­нутом виде программу поведения. Развиваются высшие психические функции в процессе научения, т. е. совместной деятельности ребенка и взрослого.

А. Н. Леонтьев провел цикл экспериментальных ис­следований, раскрывающих механизм формирования выс­ших психических функций как процесс «вращивания» (ин­териоризации) высших Форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека. А. Р. Лурия особое внимание уделял проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений. Он явился одним из создателей новой области психологической науки- нейропсихологии.

П. Я. Гальперин рассматривал психические процессы (от восприятия до мышления включительно) как ориенти­ровочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Сама психика в историческом плане возникает лишь в ситу­ации подвижной жизни для ориентировки на основе образа и осуществляется с помощью действий в плане этого образа. П. Я. Гальперин - автор концепции поэтапного формирова­ния умственных действий (образов, понятий). Практичес­кая реализация этой концепции позволяет существенно по­высить эффективность обучения.

Само название психологии означает, что психология - это на­ука о душе. Изучение, объяснение души и явилось первым этапом в становлении предмета психологии. Итак, впервые психология определилась как наука о душе. Но исследовать душу научными методами оказалось достаточно сложно. В ходе исторического развития, ориентируясь на естественнонаучные методы исследо­вания и общенаучный идеал объективности, психологи отказались от понятия души и стали разрабатывать программы построения психологии как единой научной дисциплины на базе материали­стического мировоззрения. На этом пути психология достигла значительных успехов в изучении явлений психики человека: были выявлены основные компоненты психики, изучены закономерно­сти формирования ощущения и восприятия, выявлены виды па­мяти, виды и особенности мышления, изучены психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности и т.д.

Однако, как констатируют многие психологи, путь отказа от понятия души и замена ее понятием психики в конечном итоге оказался для психологии тупиковым.

На протяжении ХХ в. и западная, и советская психология ис­ходили из мира наличного бытия, а духовная жизнь рассматрива­лась как продукт «особым образом организованной материи» ­мозга и социальных взаимодействий. Результатом такого подхода стали, как отмечает Б.С. Братусь, не только мертвый, бездушный, душу отдавший человек как объект исследования, но и мертвая, бездушная психология.

Как бы психология ни претендовала на научную объективность, тем не менее в основе любой значимой психологической концеп­ции ХХ в., будь то бихевиоризм или марксистская психология, психоанализ или гуманистическая психология, исходным предста­ет образ человека, лишенного бессмертной души, подвластного инстинктам, блуждающего в поисках удовольствий, утех, деятель­ности, самореализации, самовозвеличивания и т.д.

В ходе попыток построения психологии как самостоятельной научной дисциплины на базе материалистического мировоззрения произошла утрата единства самой психологической науки. Пси­хология в ХХ в. представляет собой конгломерат фактов, школ, направлений и исследований, чаще всего почти никак не связан­ных друг с другом. Одно время надежды возлагались на общую психологию, призванную играть руководящую роль по отношению к конкретным психологическим исследованиям, но эти надежды не оправдались.

В настоящее время в рамках психологической науки выделя­ются общие психологические теории, ориентирующиеся на различ­ные научные идеалы, и психологическая практика, опирающаяся на те или иные психологические теории либо на целый ряд их и вырабатывающая специальные психотехники воздействия на со­знание и управление им наличие несоизмеримых психологических теорий привело к про­блеме предмета психологии. Для бихевиориста предметом изучения является поведение, для сторонника теории деятельности - психи­чески управляемая деятельность, для христианского психолога ­живое знание о генезисе греховных страстей и пастырское искусст­во врачевания их, для психоаналитика - бессознательное и т.д.

Одни ученые считают, что психология представляет собой еди­ную науку, которая, как и любая другая наука, имеет свой осо­бый предмет. Психология как наука занимается изучением фак­торов психической жизни, а также раскрытием законов, которым подчиняются психические явления. И какими бы сложными пу­тями ни продвигалась на протяжении столетий психологическая мысль, осваивая свой предмет, как бы ни изменялись и ни обога­щались знания о нем, какими бы терминами его ни обозначали, можно выделить признаки, которые характеризуют собственно преДМет психологии, отличающий ее от других наук.

Психология - это наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.

Другие ученые склоняются к мысли, что психология - это на­ука и практика в единстве, а наука и практика в психологии по­нимаются по-разному. Но это означает, что психологий много: неменьше, чем реальных опытов построения психологической на­уки-практики.

Восстановление единого предмета психологии и синтез психо­логического знания возможен только путем возврата психологии к признанию реальности и главенствующей роли души. И хотя душа останется преимущественно вне рамок психологических исследо­ваний, ее постулирование, ее благоговейное признание, постоянная необходимость соотнесения с самим фактом и целями ее су­ществования неизбежно изменят, преобразят формы и суть пси­хологических исследований.

Многие непредубежденные психологи, как на Западе, так и в России, осознали глубокую пропасть, отделяющую современную научную психологию от великих религиозных систем. Накоплен­ные в этих системах за века и даже за тысячелетия богатства глу­бинного знания о человеческой душе и сознании не получили адекватного признания и до последнего времени не изучались.

В последние годы происходит сближение духовно-опытного и научно-теоретического способов познания мира.

Все более прослеживается стремление выйти за рамки пони­мания психологии как науки о психике - свойстве мозга. Мно­гие современные психологи рассматривают психологию человека как психологическую антропологию и говорят о духовности как самой глубинной сущности человека. Понятия души и духовно­сти с позиций сегодняшнего дня уже не трактуются как чистообразные выражения. Духовность включает в себя смысл жизни, совесть, высшие нравственные ценности и чувства, высшие ин­тересы, идеи, верования. И хотя духовность не имеет прямых физических коррелятов, кроме энергетики, психологи считают, что духовность может изучаться в рамках психологии.

К концу ХХ в. осознается необходимость построения единой картины мира, в которой были бы синтезированы как результаты научного познания природы и человека, так и плоды тысячелетнего духовного опыта. Лидером в этом процессе, как и всегда было в истории научного познания, выступают физики. Вслед за фи­зикой в научной психологии также стало приходить осознание необходимости перестройки мировоззрения и выхода к многомер­ному пониманию человека.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: