Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, в результате чего достигается познание и преобразование окружающего мира, если психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистической позиции. [2]
В истории психологии проблема сознания является труднейшей и наименее разработанной.
Независимо от того, каких мировоззренческих позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологии, ибо без нее психические явления были бы закрыты для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь представление о том, что у него есть психика.
Психологическая характеристика сознания включает:
- ощущение себя познающим субъектом;
|
|
- способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность;
- способность контролировать собственные психические и поведенческие состояния и управлять ими;
- способность воспринимать окружающую действительность в форме образов.
Сознание тесно связано с волевым контролем со стороны человека его собственных состояний психики и поведения. Сознание отличается от бессознательного тем, что человек произвольно, т.е. при помощи волевого усилия, сознательно сосредоточивает свое внимание на мысленном представлении, какой-либо идее, воспоминании, определенном течении мыслей, отвлекается от несущественного в данный момент.
Сознание связано с речью и без нее в высших своих формах не существует; Осознание чего-либо возможно только при его словесно-понятийной означенности, наделенности определенным смыслом, связанным с человеческой культурой. Слова-понятия содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов. В сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов и явлений, т.е. то, что присуще именно ими отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.
Важнейшая характеристика сознания — его способность к коммуникации, т.е. передаче другим людям того, что осознает данный человек с помощью языка и других знаковых систем.
Сознание структурировано и включает в себя несколько слоев. В работах ведущего отечественного психолога В.П. Зинченко выделялись два уровня сознания: бытийное и рефлексивное. [2]
|
|
Первый исходный уровень — бытийное сознание (сыознание для бытия), или экзистенциальное, — включает в себя:
- биодинамические свойства движений, опыт действий;
- чувственные образы.
На бытийном уровне сознания решаются очень сложные задачи, поскольку для эффективного поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной программы движений. Образ действия должен вписываться в образ мира, что и обеспечивает бытийный слой сознания.
Второй уровень сознания — рефлексивное (сознание для сознания) — включает в себя:
- значение;
- смысл.
Значение — содержание общественного сознания, усваиваемое человеком.
Смысл — субъективное понимание человеком ситуации, информации и отношение к ним.
Смысл и значение взаимосвязаны: смысл указывает на значение того или иного предмета, явления для личности. Происходят процессы взаимной трансформаций значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов).
Рассмотрим эту схему с точки зрения целостности сознания.
- Мир предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия бытийного уровня сознания.
- Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью бытийного слоя сознания.
- Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значениями рефлексивного уровня сознания.
- Мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций соотносится со смыслами рефлексивного уровня сознания.
Сознание проявляется и присутствует во всех этих мирах. Оно управляет самыми сложными формами поведения, требующими от человека постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в тех случаях, когда: возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения; требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа; надо осознать конфликтную ситуацию и найти из нее выход; человек оказывается в ситуации, содержащей потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.
Подобного рода ситуации возникают перед людьми практически непрерывно, поэтому сознание как высший уровень психической регуляции поведения постоянно функционирует.
В последних работах В.П. Зинченко, наряду с другими психологами, признает ограниченность любой модели сознания, в которой не представлен его духовный слой: «В своих ранних работах по структуре сознания я развивал двухслойную модель. Теперь я убежден в ее недостаточности. Духовный слой сознания в человеческой жизни играет не меньшую роль, чем бытийный и рефлексивный слои». [2] Наличие духовного слоя для психологов в настоящее время становится очевидным. Более того, духовный слой в структуре целого сознания должен играть ведущую роль, одушевлять и воодушевлять бытийный и рефлексивный слои. Однако в рамках материалистически ориентированной психологии отсутствуют понятия для выражения духовных компонентов сознания. В современной научной психологии, в отличие от христианской, еще слишком мало опыта обсуждения проблем сознания на основе трехслойной модели и требуется немалая концептуальная работа для того, чтобы без противоречий «вписать» духовный слой в структуру сознания.