Политико-правовые идеи солидаризма и институционализма. Л. Дюги

Леон Дюги (1859-1928 гг.). Его биография не отличается яркой внешней событийностью. Он родился в маленьком городке Либурн на юго-западе Франции в семье юриста. Окончил юридический факультет одного из старейших университетов Франции в Бордо. Там же на протяжении 42 лет преподавал. В 27 лет получил звание профессора. Работал в основном, в области государственного права, обшей теории права и, отчасти, гражданского права. В начале ХХ в. труды Дюги пользовались большой популярностью, в частности, в России. Так, его книга «Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства», увидевшая свет во Франции в 1908, уже в следующем году была издана на русском языке одновременно в С.-Петербурге и Москве. В 1919 Дюги становится деканом юридического факультета Бордо. Скончался он в этом же городе 18 декабря 1928 года.

Имя Дюги настолько неотделимо от юридической науки первых трех десятилетий XX в., что после его смерти некоторые исследователи заявляли, что «придет день, и науку о праве будут разделять на два больших периода: один до Дюги, другой после него».

Основные произведения: «Конституционное право. Общая теория государства», «Государство, объективное право и позитивный закон», «Общие преобразования гражданского права со времени кодекса Наполеона».

При создании своей теории Л. Дюги в значительной степени опирался на идеи О. Конта и своего современника Э. Дюркгейма,[3] утверждавшего, что право есть «непосредственный результат социальных факторов».

Обосновывая свою концепцию солидаризма, Дюги считает, что общество делится на классы, где каждый класс выполняет свою социальную функцию, свой долг. Между классами существует «особенно тесная взаимная зависимость» (тесная солидарность), они совершают часть работы, выпадающую на их долю согласно общественному разделению труда. Каждый класс зависит от другого (предприниматели необходимы обществу, также как пролетарии), т.е. классы должны солидарно трудиться в общественном производстве.

Факт солидарности осознается индивидами и порождает норму социальной справедливости. Для каждого члена общества это означает: не совершать действий, уменьшающих социальную солидарность, и делать все возможное, чтобы ее увеличить. Но эта норма создает для индивида лишь право выполнять «социальную обязанность», определенную социальную функцию, таким образом, право подменяется социальной обязанностью. Поэтому Дюги и предлагает понятие «субъективное право» заменить понятием «социальная функция». Социальная функция есть обязанность выполнять ту работу, к которой обязывает социальная норма.

Согласно концепции Дюги социальная норма является комплексной, состоящей из трех ступеней (пластов) и «в своей совокупности охватывает» экономические, моральные и юридические нормы:

· экономические нормы (первая ступень социальной нормы) регулируют действия, относящиеся к производству, обмену и потреблению продукта. Ее нарушение приводит к перепроизводству, повышению цен, но государство на их нарушение никак не реагирует;

· моральные нормы (вторая ступень) регулируют внешнее поведение людей в обществе. Она указывает индивиду как себя вести и действовать в определенной социальной среде и также не содержит абсолютного предписания;

· юридические нормы («верхний пласт», самая высокая ступень социальной нормы). По своей значимости для общества они превосходят экономические и моральные нормы. И поэтому социальная реакция в случаях их нарушения более интенсивная. Главное их отличие от иных норм – социальное принуждение. Они начинают действовать, когда для их обеспечения необходимо применение государственной силы.

Из этого положения Дюги делает вывод: объективное право – это совокупность множества конкретных, «нормативных» правил, рождающихся в условиях взаимозависимости людей.

Государство. Дюги считал, что государство – это орган, выявляющий и развивающий социальную солидарность. Поэтому государство в его традиционных формах (римская, якобинская, королевская, наполеоновская, коллективистская форма) в конце концов, исчезнет, и ему на смену придет государственный строй, обеспечивающий социальную солидарность - строй социальной справедливости.

В качестве важного принципа солидаризма Дюги выдвинул идею синдикализма

Синдикализм – профессионально-корпоративное представительство в государственной власти всех слоев населения.

Он выразил уверенность, что современное общество движется к синдикальному федерализму, т.е. в конечном итоге, возникнет федерация классов, организованных в синдикаты, где отношения будут регулироваться не законами, а договорами, соглашениями на основе уступок. И на смену господства классов придет господство представителей всех классов и партий на базе синдикатов и социальной нормы. Новое синдикалистское государство будет надклассовым.

Отдельные предложения Дюги по преобразованию государственного строя:

· каждый класс объединяется по профессиональному признаку в профессиональные союзы;

· в палате депутатов пропорционально представлены все партии;

· сенат (высший трибунал) является собранием синдикатов, он определяет «законность закона» и состоит из равного числа представителей каждого класса;

· власть распределяется между синдикатами, к которым перейдет вся практическая работа по осуществлению социально-экономических и социально-политических задач;

· эта синдикальная федерация обеспечивает всеобщее образование, здравоохранение, социальное обеспечение, охрану труда и т.д.

Политическое и правовое учение И. Канта

Иммануил Кант ( 1724-1804 гг.). Родился в Кенигсберге в семье ремесленника. В 16 лет Кант поступил в университет, одновременно работал домашним учителем в богатых семьях, что давало материальные средства для занятий философией. В 1755 г. завершает обучение в университете, защищает диссертации и получает звание приват-доцента. Следующие 15 лет он в ожидании профессорской должности служил в Кенигсбергской дворцовой библиотеке в должности помощника библиотекаря. В 1770 г. занимает кафедру логики и метафизики в Кенигсбергском университете. В 1786 и 1788 гг. избирался ректором университета. Ярких внешних событий в его жизни не было. Он полностью сосредоточился на науке. За время своей преподавательской деятельности он читал лекции по самому широкому кругу предметов, от математики до философии. Кант служил профессором до 1796 г., когда вынужден был прекратить чтение лекций из-за слабого здоровья, а в 1801 г. оставил университет.

Основные произведения: « К вечному миру», «Метафизические начала учения о праве», «Метафизика нравов», «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: