Государство. Происхождение государства. Происхождение государства. Происхождение государства

Происхождение государства. Причины происхождения государства Бакунин видел в двойственной природе человека: лучшие ее черты – зародыш вольной безгосударственной организации будущего: худшие (дурные инстинкты и страсти) – основа для возникновения государства. Государство, по Бакунину, «исторически родилось во всех странах, как плод брачного союза насилия, грабежа и пустошения, одним словом, войны и завоевания». Поэтому государство – главный источник социальных зол. Всякая власть, называлась ли она церковью, монархией, конституционным государством, буржуазной республикой или даже революционной диктатурой признавалась им «источником эксплуатации и деспотизма»

Форма государства. Первой формой государства была неограниченная монархия, которая затем в результате борьбы за свободу, ограничивается конституцией и наконец, сменяется республикой.

Право. К законам (праву политическому, официальному) Бакунин относился крайне отрицательно, считая их навязанными, деспотическими, враждебными свободе и противоречащими человеческому (естественному) праву. В связи с этим он даже выдвинул требование отмены всех действующих в европейских странах гражданских и уголовных кодексов на том основании, что они противоречат «общечеловеческому праву».

Идеи М. А. Бакунина нашли отражение в программах и деятельности ряда народнических кружков последней трети XIX в., но вскоре анархизм в Европе стал терять свое влияние в результате широкого распространения освободительных идей и движений, и прежде всего социал-демократического характера.

Психологическая школа права. Л. И. Петражицкий

Психологическая школа права – одно из направлений правовой науки, считающей право явлением чисто психологическим, продуктом психологических установок, переживаний, эмоций, инстинктов (например, властвования и подчинения).

С точки зрения представителей психологической школы, обусловливающие существование и действие права коренятся в психологии личности или социальной группы. Родоначальником школы является французский социолог и юрист Г. Тард (1843-1904 гг.), считавший, что в основе всех социальных ценностей и норм, в том числе и правовых, лежит инстинкт подражания.

Наибольшее развитие психологическая школа права получила в трудах российского ученого Л. И. Петражицкого.

Петражицкий Лев Иосифович (1867-1931 гг.) родился в Витебской губернии в дворянской семье выходцев из Польши. Учился на медицинском факультете Киевского университета, но, не закончив, перешел на юридический. После окончания университета стажировался в Германии, где в 1892 защитил магистерскую диссертацию. Возвратился в Россию в 1896, преподавал в Киевском, затем с 1897 до 1918 - в Петербургском университете. В 1898 защитил докторскую диссертацию, возглавил кафедру энциклопедии и философии права, затем был деканом юридического факультета. Один из основателей кадетской партии, член ее Центрального комитета, депутат 1-й Государственной думы. После ее роспуска подписал «Выборгское воззвание», за что был приговорен к тюремному заключению. В 1917 Временным правительством назначен сенатором Правительствующего Сената. После Октябрьской революции в 1918 эмигрировал в Польшу, преподавал в Варшавском университете. Мировая война, две революции, военный переворот Ю. Пилсудского и последовавший за ним диктаторский режим удручающе подействовали на Л. И. Петражицкого. В состоянии депрессии он покончил жизнь самоубийством.

Основные произведения: «Введение в изучение права и нравственности», «Теория права и государства в связи с теорией нравственности».

Суть концепции Петражицкого в том, что он различает позитивное право, официально действующее в государстве, и интуитивное (естественное) право, истоки которого коренятся в психике людей и складывающиеся из того, что они воспринимают как право. Позитивное право, выраженное в законах, как правило, основной массе населения известно недостаточно, с интуитивным же правом человек сталкивается постоянно. Соотношение интуитивного и позитивного права зависят от культуры, религии, моральных качеств и состояния психики народа в целом.

Интуитивное право - р егулятор поведения человека, который приводит к реальному исполнению прав и обязанностей без специальных внешних средств принуждения. В государстве существует множество интуитивных прав: мещанское, крестьянское, рабочее, право зажиточных слоев, организованной преступности и пр. Принципы интуитивного права: «действовать по справедливости», «по доброй совести» - могут быстро меняться. В ходе исторического развития одни нормы права отмирают, другие закрепляются в сознании, как наиболее пригодные для существования, как универсальные регуляторы поведения. Именно интуитивному праву принадлежит первое место в регулировании имущественных, семейных и иных отношениях, постоянно возникающих в жизни людей.

Позитивное право. Позитивное право Петражицкий классифицировал на виды (он насчитал их 15), неизвестных, по его оценке, современной науке или же не признаваемых ею:

· обычаи (правовые и неправовые) составляют прецедентное право;

· правила «игр» - позитивное игорное право;

· научное право, т.е. правила, содержащиеся в научных сочинениях;

· право изречений религиозно-этических авторитетов: основателей религий, пророков, святых и т.д.;

· договорное право;

· право преступного мира;

· светское право;

· право юридических поговорок и пословиц и т.д.;

· официальное право, т.е. нормы, созданные государством. К нему относятся нормативно-правовые акты (законное право) и судебные решения (преюдициальное право). Именно официальное право Петражицкий считал наиболее эффективным.

Позитивное право в отличие от интуитивного более консервативно, менее подвижно, поэтому интуитивное должно оказывать на него влияние. «Осознание справедливости оказывает давление на разработку, толкование и применение права и является (мирно или революционно действующим) фактором создания, разрушения и изменения позитивного права».

В свою очередь, и позитивное право оказывает влияние на развитие интуитивного права человека: через воспитание в семье, школе и последующую социализацию (усвоение человеком норм и требований общества, необходимых для жизни в нем). Следовательно, приходил к выводу Петражицкий, законодатель не только должен изучать и учитывать в ходе законотворческой деятельности различные виды действующего интуитивного права, но и с помощью официально установленного (позитивного права) поддерживать прогрессивные и противодействовать устаревшим видам интуитивного права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: