double arrow

Публицистические произведения нового и новейшего времени


Ценным историческим источником является литературно-публицистическое наследие Франциска Скорины, Симона Будного, Василия Тяпинского, которая отразила их общественно-политические, философские, правовые, эстетические и педагогические взгляды и позволила нам изучать характерные черты общественной мысли Беларуси XVI в. Именно эти источники мы отнесем к первым публ. произв. нового времени.

Ф. Скорина (перед 1490–после 1551) в 1517–1519 гг. в Праге напечатал 23 книги Библии, которые имели предисловия и послесловия. В предисловиях Скорина пытался объяснить содержание каждой библейской книги «людям простым посполитым». Для этого он давал сведения по истории, географии, литературе, философии и праву античных народов. Скорина также объяснял в предисловиях, почему он решил издать Библию на старобелорусском языке, подчеркивая свой патриотизм.

В 1562 г. С. Будный (1530–1593) совместно с Лаврентием Крышковским и Матеем Кавячинским издал «Катехизис» М.Лютера и написал для него предисловие. В 1583 г. Будный написал свое последнее произведение «Про светскую власть», в котором описал историю споров левых и правых антитринитариев по вопросам отношения к собственности и власти. С позиций правых антитринитариев описал синод в Ивье в 1568 г., дисскусии с левым антитринитарием Мартином Чаховицом в 1578 г. За это произведение Будный был исключен из общины антитринитариев.




Антитринитарий Василий Тяпинский в своем родовом имении Тяпино Полоцкого воеводства напечатал Евангелия на церковнославянском и древнебелорусском языках в 1570-е гг. (по другим сведениям около 1580 г.). В Евангелии было публицистическое предисловие, в котором Тяпинский предлагал проводить образование на национальном языке для чего продолжать печатать книги на старобелорусском языке.

Большой пласт церковно-полемической остался нам от периода борьбы за Брестскую унию (см. вопр. №56). К светской же полемической литературе можно отнести такие памятники, как «Отписы» Филона Кмиты-Чернобыльского и «Трактат о нравах татар, литовцев и московитов» Михалона Литвина (псевдоним автора). Автором «Трактата» долгое время считали Михаила Тышкевича, но теперь большинство историков поддерживает мнение польского историка Е.Ольхманского, который считает автором Вацлава Николаевича, который был секретарем латинского отдела великокняжеской канцелярии. Произведение имеет черты памфлета, активно используется художественный прием гиперболы. Основная тема «Отписов» – пограничная жизнь и секретные данный о военных делах и намерениях Ивана Грозного.

В первой половине XVII в. появляются сатирические публицистические произведения светского характера: «Прамова Мялешки» и «Лист к Обуховичу». «Прамова Мялешки» написана в форме речи на Варшавском сейме 1589 г. смоленского каштеляна Ивана Мялешки (умер в 1622) в присутствии короля Жигимонта III Вазы. Но смоленским каштеляном И. Мелешка стал в 1615 г. Кроме того вся «Прамова» написана в сатирическом стиле. Автор – служилый белорусский шляхтич, настроенный против поляков и немцев. Он положительно относился к Жигимонту I, и очень отрицательно к Жигимонту II Августу, за то, что тот отдал Подляшье полякам. «Лист к Обуховичу» был написан в 1655 г. и адресован Филиппу Казимиру Обуховичу (около1600 – 1656), который сдал русским войскам Смоленск в 1654 г. Его автором декларируется смоленский шляхтич Сиприан Комуняка, хотя атрибуция данного источника является весьма спорной.



В XIX в. публицистическая литература увеличивается количественно. Меняется ее характер. В качестве публицистики выступают проекты государственных реформ и конституций. Происходит сращивание публицистики и периодики («Мужицкая правда» К.Калиновского), происходит разделение литературно-художественной, научной и общественно-политической публицистики. Выделяется официальная, проправительственная и оппозиционная публицистика. Яркой страницей белорусской публицистики вт. пол. XIX в. является творчество белорусских народников. В публицистике XIX в. выделяют консервативное, либеральное, демократическое и радикально-революционное направления; отдельно выделяется публицистика церкви. В начале XX в. публицистика становится одной из форм партийной пропаганды; публицистическую направленность приобретают даже программы партий.

В XX в. получают распространение такие формы публицистики, как прокламации, листовки (эти особенно в период Второй Мировой войны). Листовки использовали не только советские власти, но и немцы. Достаточно часто листовки сопровождались рисунками, графическими изображениями и приближались к плакатам.







Сейчас читают про: