ЦЕЛИ: 1) Познакомить студентов с творчеством современных зарубежных и русских писателей, учить делать анализ произведений, с точки зрения нравственных и воспитательных задач, передавать красоту природы, с помощью выразительных средств языка;
2) Формирование у студентов умений самостоятельной организации учебно-
воспитательной работы в классе, умение различать художественные от научно-
художественной и научно-познавательной литературы;
3) Углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами в про
цессе изучения темы, творческое использование опыта работы лучших учителей
школ города.
ОБОРУДОВАНИЕ: Портреты и книги Акимушкина, Скребицкого, Чарушина и др.
ТЕМА: Современная русская и зарубежная проза в детском чтении. Научно-художественная, научно-познавательная литература
1.д/з
1.Пересказ, анализ, об авторе исторических произведений
П. Основная часть
Говоря о научно-познавательной книге, имеют ввиду, что она пропагандирует научные представления о природе и обществе и что существуют два основных ее ответвления: научно-художественное и научно-популярное.
У современной научно-познавательной литературы богатые традиции, высокий уровень научно-художественной литературы на самом раннем этапе развития определили не только М.Ильин, В.Бианки, Б.Житков, но и целая плеяда талантливых писателей 20-30-х годов, тесно связанная с художественной литературой, ей свойственно значительное жанровое разнообразие. В ходе ее развития в 50-60-х годах отдельные жанры приобретают и определенную тематическую направленность. Так, жанр повести в основном представлен биографической повестью, рассказа -преимущественно рассказами писателей-натуралистов и путешественников, сказки - научной сказкой. Растущая роль науки в жизни общества, проблемы, связанные с развитием НТР, вызывают особый интерес современного народа к очерку и научной публицистике.
Особенность научно-художественных произведений состоит в том, что воспитание любви к прекрасному в природе и человеке неотделимо от четко выраженного познавательного начала (сказки В.Бианки, Г.Скребицкого, С.Сахарнова, Ю.Дмитриева, Е.Пермяка, повести-сказки В.Левшина, Е.Велтистова).
Заметную эволюцию переживает природоведческий рассказ. На его развитие оказали влияние не только писатели-анималисты, но и писатели-путешесвтенники, творчество которых тесно связано с их научной, экспедиционной работой. В научно-художественной, в особенности географической литературе рядом с рассказами живет и очерк. Очерк совершенно незаменим, когда есть необходимость показать детям живую, конкретную картину мира, природные богатства родной страны, необходимость их охраны и защиты. Очерк - чрезвычайно емкая форма, но представляющая многочисленные трудности для детского писателя, поскольку здесь сложнее добиться того стремительного движения повествования, которое нравится читателю-ребенку.
Замечательные мастера географического очерка в ДЛ - Н.Михайлов и Г.Кублицкий.. В чтение детей младшего возраста вошли научно-художественные очерки: Г.Ганейзер «С севера на юг», М.Гумилевский «Где тепло, где холодно», в которых раскрывается зональное разнообразие ландшафта. В среднем возрасте такое чтение дополняется более сложной, насыщенной фактами литературой, как, очерки А.Архангельского «Как я путешествовал по Алтаю».
В чтении школьников заметное место занимает научно-популярная литература. Она не может быть заменена или вытеснена научно-художественной книгой, так как своими средствами достигает иных целей: развивает навыки научного воображения, результаты которого могут быть проверены опытом, мерой, числом, помогает в усвоении и расширении фундаментальных знаний, воспитывает интерес к самостоятельному творчеству.
Особый характер детского чтения, необходимость установки его на побуждение читателя к активной сам-й деятельности - все это вызвало и появление разнообразных книг-энциклопедий. Детские энциклопедические книги - нередко литературные, художественные произведения для детей, отличающиеся особой тематической широтой. В них заключена ценная возможность постепенного переключения на чтение научной книги. Одна из первых детских энциклопедий, посвященная жизни родной природы, - «Лесная газета» В.Бианки - почти целиком создана самим писателем и вобрала в себя огромное богатство фактов, наблюдений, сказок, веселых и лирических рассказов, практических советов юному охотнику и следопыту. Этот опыт писателя продолжил в наши дни Н.Сладков своей «Подводной газетой», многоплановое содержание которой прослоено шуткой, анекдотом, забавной присказкой, занимательной всякой всячиной.
Энциклопедии отличаются видовым и жанровым разнообразием. Они могут быть систематическими и алфавитными, универсальными и отраслевыми, в них могут преобладать популярные или художественные принципы изложения.
Интересны «маленькие» энциклопедии издательства «Детская литература». Каждая книжка в них - самостоятельное тематическое целое, но составленное из коротких рассказов, очерков, заметок. Многочисленные цветные иллюстрации хорошо дополняют текст. Созданные коллективными усилиями писателей-популяризаторов, «маленькие» энциклопедии охватывают различные отрасли знания: биологию (Ю.Дмитриев «Кто в лесу живет и что в лесу растет»), географию (В.Мальт «Море дьявола»), геологию (Б.Дижур «От подножья до вершины»), технику и производство (Ф.Лев «Про завод и про то, как он живет»), транспорт (Л.Гальперштейн «Мы едем, едем, едем...»)
Терминологическое издательство «Что такое? Кто такой?»: материал расположен по алфавиту слов, тщательно отобраны научно-педагогическим коллективом, под каждым словом текст - не только разъяснение термина, но и живая картинка, коротенький рассказ, небольшой очерк, притча, научно-популярная статья.
Азбука для маленьких «Кому лететь?», Н.Верзилин «Путешествие с домашними растениями», Н.Плавильщиков «Занимательная энтомология», И.Воротников «Занимательное черчение», Л.Гальперштейн «Здравствуй, физика»
Ш.Д/з
1.Чтение, анализ «Математическая азбука» Б.Житомирского, «Космическая азбука» В.Горькова, серия книг «Почемучкины книжки», «За страницами вашего учебника» и т.п.
2.Составление и анализ выставки книг «Мир природы в творчестве детских писателей».
3.Выразительное чтение описания природы.
Вторая половина 80-90-х годы - время переустройства всей жизни страны. Хрестоматийный ряд героев советской «школьной» литературы подвергся жесткому пересмотру. Из программы изымались произведения о героях-комсомольцах («Как закалялась сталь» Н. Островского, «Молодая гвардия» А. Фадеева»), повести А. Гайдара («Школа», «Тимур и его команда»), что вызывало публичные протесты и дискуссии.
Начиная со второй половины 80-х годов горячей темой общественных и литературных баталий был «сталинский миф». В начале 90-х обнаружился и детский самиздат (Ю. Дружников «Каникулы по-человечьи», О. Григорьев «Говорящий ворон», Г. Остер «Вредные советы»).
В конце 90-х годов «игровая литература», сложившаяся на основе авангардизма, достигла пика своего развития, но она все сильнее противоречила постперестроечным настроениям, все больше отставала от хода событий в стране и мире. К тому же в обществе возник культ образования, и большинство родителей и педагогов ждало от детской книги систематически изложенных знаний - в виде разнообразных энциклопедий, а не «бесполезных», с их точки зрения, эксцентричных стихов и сказок.
Приметы XXI века - новшества науки, технике, социального устройства, общественных отношений, искусства - вытесняют явления, которые еще десятилетие назад были знаковыми. Категория времени все больше привлекает детских писателей (Сказка И. Шурко «Секундочка», Т. Собакина «Заводной мир»).
Обновление ДЛ сопровождалось разрушением канонов изображения, разработанных в советский период. Вместе с канонами отвергались и «серьезные» жанры - школьная повесть, дидактический рассказ, стихи на идеологические темы и т.п.
Изменения в ДЛ были заметны, но революции не произошло. Новаторам не удалось переориентировать большинство родителей и детей на чтение авангардист-кой литературы. Читатели разных возрастов проявили в целом сильнейший консерватизм; издания советской классики пользовались большим спросом, чем издания современных авторов, впрочем, малотиражные и немногочисленные.
Однако ДЛ получила мощный заряд эксцентрики. Среди героев на первый план вышел чудак, он поник даже в школьные учебники. Наряду с обычным учебниками государственное издательство «Просвещение» выпустило сборники «Все наоборот: Небылицы и нелепицы в стихах» (1992, составитель Г.М. Кружков), «Чудаки» (1994, составитель и автор В.А. Левин).
Повлияло на ДЛ и художественное направление, имевшее глобальный, всемирный охват, - постмодернизм (переходная фаза от модернизма, возникшего на рубеже XIX - XX веков, к идеям XXI века).в целом российская ДЛ в переходный период переживала не лучшие времена, много творческих сил было потрачено на коммерческие заказы издательств. Увеличился разрыв между «школьной» литературой и живым литературным процессом. Однако обновлялся литературный язык, пересматривалась сама система ДЛ (детское недетское пересекались, появился тендерный подход), щирились контакты с мировым писательским сообществом, разрабатывались литературные модели, отвечающие вызовам современности.