Благотворительная деятельность русских князей

и православной церкви в 10-13 вв. (1 этап)

Киевская Русь была раннефеодальным государством, в котором долгое время сохранялись черты патриархального родового строя и демократические институты (вече, народное ополчение и т.п.) Нравственные устои в таком обществе были просты: помощь и сочувствие тем, кого постигло несчастье и сострадание к ближним. Этому способствовали и родоплеменные традиции восточных славян.

Подлинным толчком для развития благотворительности на Руси стало принятие христианства (988-989гг), в основе которого лежит философия деятельной любви к ближнему. Христианское учение и его заповеди «не убий», «не укради», «возлюби ближнего, как самого себя» становились морально-нравственными установками общества. Развитие письменности, распространение христианской литературы и церковь оказали большое влияние на становление общественного сознания в вопросах помощи, поддержки и призрения населения. Духовными милостынями считались: научить истине и добру, дать ближнему добрый совет, молиться за него богу, не воздавать за зло, от сердца прощать обиды и т.п.

С распространением христианства и складыванием идейно-теоретических основ социальной помощи в древнерусском обществе формировались и стереотипы поведения. Как известно, к числу важнейших христианских обязанностей, особенно в православии, относятся пост, молитва и милостыня. Именно милостыня, подаяние в различных формах стали на многие столетия основной формой благотворительности. Общераспространенными стали убеждения, что нищий пробуждал чувство человеколюбия, что «богатый молитвой нищего спасается». Нищий стал для благотворителя лучшим богомольцем, духовным благодетелем. «В рай входят святой милостыней», - говорили в старину.

Таким образом, нищелюбие стало прежде всего условием личного, нравственного здоровья, одним из главных средств нравственного воспитания народа и, вместе с тем, выполняло роль социальной помощи и общественного благоустройства. В практической жизни это означало накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице, принять странника в своем доме, помогать в погребении нищих и т.п.

Благотворительность не включалась в круг государственных обязанностей и была частным делом христианина, но многие из киевских князей прославились как защитники «нищих и убогих». Наибольшую известность и почет на этом поприще приобрел в древности князь Владимир Святославович, креститель Руси (963-1015гг.). Известно, что он позволял всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор, чтобы кормиться, а для больных, которые сами могли приходить, посылал повозки, груженые хлебом, медом, овощами, мясом. Это происходило не только в Киеве, но и по всей Руси.

В 996 г. Владимир официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением и определял десятину (русская поземельная мера) из казны на содержание монастырей, церквей, богаделен и больниц. Почти сразу после крещения он занялся строительством церквей, которые стали не только распространителями веры, но основой образования, книжного дела и получения знаний. Прославился благотворительностью и его сын Ярослав мудрый. При нем в Новгороде было открыто училище для 300 юношей. А в первом кодексе законов «Русская правда», составленном в это время, содержались статьи, защищавшие интересы вдов и сирот при дележе наследства.

Заслуженным авторитетом не только в делах государственных, но и в морально-нравственной сфере пользовался Владимир Мономах. Он тоже раздавал деньги и пищу по обычаю тех лет. Князь отвечал за определенный порядок в обществе и государстве и наказывал потомкам не давать в обиду «худых смердов» сильным людям. Сестра Владимира, Анна Всеволодовна, основала в Киеве училище для девиц, содержала его за свой счет и обучала своих учениц читать, писать и рукодельничать. Таким образом, нравственная сторона деятельности власти признавалась крайне важной для сохранения спокойствия и мира в самом обществе.

Примеров благотворительной деятельности князей в этот период русской истории было немало. Были известны своим милосердием сыновья В. Мономаха – Мстислав и Ростислав, раздавшие бедным полученное по наследству имущество от дяди Вячеслава. Андрей Боголюбский, по примеру князя Владимира, приказывал развозить по улицам жизненные припасы, раздавать их бедным и заключенным в темницах. Князь Всеволод Юрьевич (1177-1213гг) после сильного пожара во Владимире оказал большую помощь горожанам в восстановлении жилья. Александр Невский тратил значительные суммы на выкуп русских из татарского плена. Иван Данилович, князь московский, был прозван Калитой за тот мешок, который носил с собой, раздавая из него милостыню. Дмитрий Донской также раздавал милостыню бедным и больным. Были и такие примеры, когда те или иные бояре, их жены или вдовы уходили в иноки (монахи, чернецы, отшельники, пустыножители) и жили на доходы от своей работы при монастырях. Первоначально монастыри существовали как закрытые сообщества. Они представляли собой многофункциональную систему самоподдержки в важнейших сферах жизни: общении, обучении, лечении, ведении хозяйства. Получив помощь со стороны княжеской власти, монастыри стали играть огромную роль в деле социального призрения, возглавив организацию этой деятельности. Они выполняли четыре основные функции: лечение, обеспечение неимущих (в виде оказания единовременной помощи продуктами – милостыни), обучение, контроль. Постепенно стала оформляться ктиторская монастырская система (ктитор – создатель храма или монастыря, попечитель). Особенность этой системы заключалась в том, что постригающийся в монашеский сан обязан был приносить дар монастырю (как правило, это были земельные угодья), что позволяло вести сытую жизнь в его стенах, то есть стабильную поддержку получали те, кто имел средства.

Таким образом, в начальный период русской истории инициатива в защите интересов неимущих и обездоленных принадлежала, во-первых, княжеской власти, которая руководствовалась христианскими морально-нравственными ценностями и заповедями. Во-вторых, в призрении нищих видела своих важнейшую социальную обязанность и русская православная церковь. Под влиянием этих факторов в обществе складывались традиции, формы и приемы организации социальной помощи. (В главных своих чертах они были сопоставимы с теми, которые складывались в христианских странах Европы.) Русским феноменом социальной практики и общественного сознания стало нищелюбие, основанное на ценностях православия.

Лекция №_____

Развитие благотворительности и государственный меры помощи нуждающимся в зарубежных странах (Европа, США) в новое время (3 период)

На смену средневековью пришло новое время. Это был совершенно особый период всемирной истории. В эпоху позднего средневековья (16-17вв) началось разрушение натурального хозяйства, развитие торговли, ремесла, расцвет городов, развитие новых отношений. Европейские страны, пройдя стадию первоначального накопления капитала, вступили в стадию мануфактурного производства. Мануфактурное производство, как более дешевое, стало вытеснять ремесленное. Ремесленники разорялись и превращались в рабочих-пролетариев. На мануфактуры также стекались массы крестьян, потерявших землю. Новых богачей из простонародья стали называть «буржуа». Однако эти общие для европейских стран изменения происходили в разное время. Так например, промышленная революция в Англии началась в середине 18 века, во Франции в начале 19 века, в Германии в 40-х годах 19 века. С развитием индустрии стремительно росло городское население. Индустриальное общество все более четко разделялось на два противоположных класса: буржуа – собственников и пролетариев – неимущих.

Как правило, в районах, где селились богатые, были широкие улицы, часто окаймленные деревьями и хорошо освещенные. Богатые особняки были подключены к газо- и водопроводу, а впоследствии к электросети. В пролетарских районах и кварталах наблюдался дефицит воды, света и воздуха. Многочисленные свидетельства сообщают о рабочих семьях, живших в одной общей комнате, спавших на соломе, не имевших ни постельного белья, ни мебели, ни посуды и никогда не менявших одежду. Отсутствие гигиены ухудшало положение населения. Для рабочих кварталов была характерна также перенаселенность, что приводило часто к возникновению эпидемий и распространению холеры, туберкулеза и др. заболеваний. Больше всего в результате социального неравенства страдали дети. Женщины работали без отпуска по беременности и родам. Часто роды случались прямо на рабочем месте. Что касается детей, недостаток в уходе и хорошем молоке, а также загрязнение воздуха в промышленных кварталах объясняли высокую детскую смертность. Неизбежным спутником нищеты в рабочих кварталах были алкоголизм, проституция, преступность, беспризорность детей, их труд с раннего детства, неграмотность основной массы населения.

Труд рабочих и взрослых, и детей был тяжелым. Продолжительность рабочего дня составляла 13-14 часов. Труд детей использовался не только в сельской местности и ремесле, но и на фабрике. Детей принимали на работу в возрасте 8-9 лет, при этом з/плата детей и подростков составляла третью или четвертую часть з/платы рабочего мужчины. Надзиратели подвергали детей телесным наказаниям. Женщины в основном были заняты в текстильной и швейной промышленности, в торговле, работали прислугой. Очень часто на производстве случались несчастные случаи- от взрывов пороховых машин до потери рук или ног от машин, получение ожогов. К травмам прибавлялись профессиональные заболевания: силикоз у горняков при вдыхании пыли, туберкулез от наличия в воздухе текстильных или металлических волокон и др. Эти и многие другие болезни представляли опасность для здоровья. Однако никакой закон не защищал рабочих от риска, связанного с профессиями.

Такой образ жизни, был характерен для подавляющей массы европейских стран..

Противоречия общества, в котором промышленники умножали свои богатства, а рабочие жили все хуже и хуже, толкали пролетариев на борьбу.

В период с 1838-1848гг появляется первое общенациональное политическое движение – чартизм, в которое входят трудящиеся и нуждающиеся слои общества. Наряду с политическим требованием борьбы за всеобщее избирательное право для мужчин, был выдвинут целый ряд социально-экономических требований: 1. – 8часовой рабочий день; 2. легализация тред-юнионов (так назывались первые профсоюзы, они появились в 1824г. в Англии и объединяли квалифицированных рабочих, в других странах они появились позже); 3. отмена закона о бедных и др. В такой ситуации власти не могли больше игнорировать проблему тяжелого положения и тяжелых условий труда и быта наемных рабочих. В 1832г английский парламент принял закон об обследовании состояния английских фабрик. В 1840г. было создано Общество оздоровления городов. В 1842 г – Общество улучшения жилищ рабочего класса, в 1842 – закон, ограничивший рабочий день подростков, детей и запретивший ночную работу. В 1848 парламент принял закон, который преследовал цель предупредить профессиональные заболевания и возлагал на местные органы власти контроль за санитарным состоянием фабрик и заводов. (Англия) Под влиянием революции во Франции в марте 1848г. был принят декрет о сокращении рабочего дня на 1 час. Кроме того французское правительство приняло декрет о создании так называемых национальных мастерских для безработных. Рабочие выступления в Праге в марте 1848 г. в Австро- Венгерской империи вынудили австрийские власти ввести выплату небольшого пособия для безработных. Еще одним каналом отстаивания и защиты интересов трудящихся и малообеспеченных слоев стали профсоюзы.

Становление и развитие индустриального общества в европейских странах привели к распространению социалистических идей и теорий, главная задача которых была создать общество социальной справедливости. (на практике социал. идеи развивались в двух формах: утопический и политический социализм).

К концу 19 века в европейских стран сложились определенные подходы в решении некоторых социальных проблем. При этом использовались две сложившиеся формы социальной деятельности: через государственные органы и социальное законодательство, с одной стороны и через частную благотворительность отдельных лиц, организаций и церкви, с другой стороны. Первое направление в соц. работе делало только робкие шаги в это время и получило свое наибольшее развитие во 2ой половине 20 века. Что касается второго направления, оно безусловно, было ведущим, и благотворительные организации выполняли львиную долю соц. работы. В их поле зрения находились прежде всего бедные люди, больные, страдавшие каким-либо врожденным недугом или полученным в результате несчастного случая, инвалиды, слепые, глухие, психические больные люди, лица с девиантным поведением – малолетние и взрослые преступники, проститутки, люди, подвергавшиеся дискриминации по расовому признаку. (негры, индейцы в США и др.) Например: в Швеции с конца 19 века сформировались 2 направления в соц. работе: призрение больных и помощь бедным. В 1866г в Стокгольме была создана благотворительная организация «Общественный союз покровительств». В Великобритании, например, в 1835 г. возникло Общество по предотвращению нищенства, в1869 г. в Лондоне основано Общество благотворительности; Национальное общество защиты детей от жестокого обращения. Армия Спасения, которая возникла в Лондоне в1878 г. и в 1880 г. вышла за пределы Англии и в настоящее время имеет свои филиалы более чем в 100 странах. (центр находится в Лондоне) Армия Спасения содержит на свои средства больницы, столовые, ночлежные дома и др. социальные заведения. Помощь Армии Спасения в первую очередь всегда была направлена следующим группам нуждающихся: бедным, престарелым, инвалидам, беженцам и ветеранам. В многоплановой и разнообразной соц. работе в европейских странах в 19 веке следует отметить такое новое явление как движение сеттльмента. (сеттльмент- поселение, заселение. То есть, представители образованной, обеспеченной части англ общ-ва живя по соседству с бедняками, ощущая на себе все последствия бедности, становились помощниками местных жителей. Они являлись организаторами и практиками. В дальнейшем эта деятельность трансформировалась в соц. работу местных центров в территориальной общине. В конце 19 нач. 20 вв. движение сеттльмента вышло за пределы Англии и широко распространилось в большинстве Западно- Европейских стран, США, Юго-восточной Азии, Японии).

В целом следует отметить, что период нового времени в истории европейских стран и США был насыщен множеством различных изменений в материальной, производственной, духовной, социальной сферах. Часто эти изменения приводили к серьезным социальным трениям и конфликтам. Инструментом, позволившим снимать и урегулировать эти проблемы, была деятельность различных благотворительных организаций. Этот период можно назвать периодом классической благотворительности без значительного участия государственной власти.

Лекция № ______


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: