Схожесть стран
Ориентация на схожесть стран при выборе формы деятельности не всегда оправдана. Руководство более уверено в способности своей фирмы напрямую работать в тех странах, которые воспринимаются как схожие со страной базирования. Американские компании, например, намного склонны обходится без посредников в англоговорящих странах, чем в странах с другими языками. Языковые и культурные различия затрудняют коммуникации и обуславливают рост расходов на координацию деятельности различных фирм, особенно в случае передачи технологии. В подобной ситуации может возникнуть в прямых инвестициях, сопряженных с переездом персонала фирмы за границу для облегчения движения межнациональных информационных потоков.
Исключительно важное значение головная компания придает выбору государства для зарубежного предпринимательства. Принятию решения об организации заграничного филиала в какой-либо стране предшествует изучение условий потенциальных принимающих стран в четырех главных аспектах: рыночном, экономическом, специфики местных условий и конкурентоспособности.
К благоприятным факторам в рыночном аспекте относятся: объем рынка, высокие темпы роста спроса на предполагаемые к выпуску изделия или намечаемые к предоставлению на местном рынке услуги, наличие крупных потребителей, продолжительность жизненного цикла интересующих иностранного инвестора товаров и услуг, положительное восприятие его рекламы местными потребителями, возможность интернационализации сбытовой сети, включая использование каналов сбыта респектабельных фирм, занимающих прочные позиции на исследуемом рынке.
В рыночном аспекте международному менеджеру полезно знать распределение потребителей предполагаемых к производству к сбыту в принимающей стране товаров и услуг по группам в соответствии со стилем жизни, стремлениями, особенностями вкуса. Не менее важны сведения о сезонных колебаниях покупательского спроса и тенденциях в направлении инвестиций. Предметами изучения международного менеджера должны стать структура каналов сбыта, особенности оптовой и розничной торговли в принимающей стране.
На положительное решение о выборе той или яной страны 0 качестве принимающей в экономическом аспекте влияют такие факторы, как сокращение издержек производства и сбыта в результате увеличения размаха предпринимательской деятельности в международном масштабе, возможность получения научно-технической и ком^ерчес-кой информации из широкого круга источников, сокращение затрат на НИОКР в расчете на единицу выпускаемой продукции.
К местным условиям предпринимательской деятельности относятся обычаи принимающей страны: законодательство, включая таможенный тариф, импортные и экспортные квоты, местные нормы и стандарты, процедуры, связанные с импортом товаров и услуг, условия патентования товарного знака и знака обслуживания.
Для международного менеджера важна информация об установленном порядке предпринимательской деятельности в принимающей стране, особенно в отношении товаров и услуг, предусмотренных к производству и сбыту на ее территории. Полезно получить информацию о мероприятиях торговой палаты и коммерческих ассоциаций принимающей страны, направленных на либерализацию интересующего международного менеджера рынка товаров и услуг.
Важно быть в курсе усилий, предпринимаемых посольством или торговым представительством страны головной компании в принимающем государстве в целях содействия реализации продукции, предусмотренной к производству и сбыту зарубежным филиалом международной компании в принимающей стране. Особое значение для международной компании имеют:
§ система валютного регулирования;
§ гарантам прав собственности (включая вопрос о размере компенсации и форме ее выплаты в случае экспроприации собственности иностранных компаний);
§ возможность разрешения разногласий с предприятиями принимающей страны в международном арбитраже;
§ четкое законодательство о том, какие категории предпринимательской деятельности открыты для прямых иностранных инвестицийи на какие из них предоставляются особые льготы.
Инвестиционный климат принимающей страны в значительной степени определяет состояние финансовой системы. Стоимость зарубежных активов международной компании может быть утрачена из-за инфляционных процессов в принимающем государстве, если правительство нестабильно, не налажена должным образом налоговая система, не осуществляется твердая экономическая политика, сдерживающая или подавляющая инфляцию.
Зарубежный филиал международной компании терпит убытки в условиях инфляции еще и вследствие преимущественного роста заработной платы по сравнению с ростом цен и плохой организации налоговой системы. Поэтому обычно перед принятием решения о создании зарубежного предприятия головная компания учитывает возможный в будущем уровень инфляции в принимающей стране.
С точки зрения издержек производства и сбыта для иностранного инвестора имеют первостепенное значение наличие и стоимость использования средств транспорта и связи; возможность адаптации применяемых технологий к условиям принимающей страны. При этом руководство головной компании принимает во внимание, что потенциальные соперники — национальные фирмы в принимающей стране — располагают такими преимуществами, как лучшее знание потребностей местных покупателей и специфических особенностей местного рынка. Их поддерживает местное правительство, и наконец, на их стороне патриотические чувства потребителей.
Последовательность действий головной компании перед принятием решения о предпринимательской деятельности в той или иной стране в аспекте местных условий обычно складывается в следующую цепочку мероприятий:
§ оценка размеров и пределов рынка принимающей страны;
§ сравнение качества предусмотренных к выпуску товаров (предоставлению услуг) с качественными характеристиками аналогичных изделий или услуг, предоставляемых конкурентами;
§ изучение возможностей организации сбыта на изучаемом рынке и в регионе принимающей страны;
§ анализ специфики потребностей покупателей, законов и обычаев принимающей страны;
§ знакомство с опытом работы на этом рынке иностранных конкурентов;
§ оценка преимуществ организации производства в принимающей стране по сравнению с экспортом в эту страну.
Предпочтение часто отдается тем странам, условия работы в которых известны головной компании, например, если в данной стране уже функционирует филиал головной компании по сбыту продукции.
К основным источникам информации об условиях предпринимательской деятельности в принимающей стране следует отнести:
§ государственные организации принимающей страны по содействию торговле (чаще всего деятельность этих организаций направлена на содействие развитию экспорта);
§ представительства фирм-импортеров принимающего государства в стране головной компании, которые могут дать сведения о пользующихся спросом товарах и услугах в принимающей стране (с ними лучше не заключать никаких соглашений до освоения рынка в принимающем государстве);
§ посольство или торговое представительство принимающей страны в государстве головной компании, отделения банков этой страны;
§ коммерческий отдел посольства или торговое представительство страны головной компании в принимающем государстве. Они обычно заинтересованы в развитии экспорта, имеют разработанные базы данных и поэтому могут с готовностью дать информацию о рынке принимающей страны и даже познакомить с потенциальными покупателями и импортерами;
§ торговые палаты страны базирования головной компании и принимающего государства.
При изучении фактора конкурентоспособности в принимающей стране руководство международной компании обычно отдает себе отчет в том, что надлежащий уровень конкурентоспособности может быть обеспечен за счет выпуска уникальных товаров (предоставления услуг), не имеющих аналогов на рынке принимающей страны. Возможна также победа в конкурентной борьбе путем производства изделий или предоставления услуг традиционных, но с характеристиками, превышающими качество конкурентов. Наконец, конкурентный уровень может поддерживаться низкими ценами вследствие низких издержек производства, обусловленных применением оригинальных новых технологий.
Оценить конкурентоспособность намечаемых к производству и сбыту в принимающей стране товаров и услуг помогут сведения об основных конкурентах на рынке аналогичных товаров и услуг, распределении секторов этого рынка между основными конкурентами, сильных и слабых сторонах конкурентов, особенностях их стратегии, а также предполагаемых темпах роста спроса на товары и услуги, относящиеся к специализации зарубежного филиала международной компании в принимающей стране.
Новый товар или услуги должны найти свое место или нишу на рынке принимающего государства либо они должны отличаться новыми свойствами, о необходимости которых потребитель не знал до тех пор, пока их не увидел. Это значит, что международному менеджеру, возможно, придется создавать спрос в принимающей стране, базируясь на новой или усовершенствованной концепции. В частности, он может рекламировать уникальные потребительские свойства своих товаров или услуг как перед потенциальными партнерами, которых он намерен привлечь для совместного производства и сбыта товаров или услуг, так и перед широким кругом покупателей.
Для расширения сбыта товаров или услуг международный менеджер в средствах массовой информации принимающей страны может изложить многолетнюю историю изобретения и создания этих товаров или услуг в его компании, подчеркнуть передовые технологии, используемые в их производстве, обосновать выгодные отличия своих товаров или услуг от многих других, доступных покупателю. Полезно привести список именитых, широко известных во всем мире потребителей этих товаров или услуг. Кроме того, рекламируемые товары или услуги могли ранее заслужить награды или отличия на внутреннем или международном рынках, о чем тоже немаловажно знать будущим потребителям.
При этом международному менеджеру необходимо оценить возможности и гибкость производства руководимого им зарубежного филиала международной компании в принимающей стране. Он должен твердо знать, в какие сроки его предприятие сможет выполнить заказы основных потребителей и какие объемы продукции реальны для выпуска в условиях принимающей страны. Качеству выпускаемой продукции и соответствию ее оговоренным в контрактах технико-экономическим характеристикам должно быть уделено первостепенное внимание.
Потребители в принимающих странах, как правило, настороженно относятся к новым на рынке товарам или услугам иностранного происхождения и не прощают наличия у товара изъянов или несоответствий, какими бы мелкими и незначительными для потребительских свойств товара они ни казались. Потребителей также волнует, получат ли они товары в оговоренные в контрактах сроки и в согласованных количествах.
К основным факторам привлекательности принимающей страны для международных компаний следует отнести четко сформулированную позицию правительства этой страны по отношению к иностранным инвестициям. При этом следует иметь в виду, что политика правительства принимающей страны в отношении иностранных инвестиций может быть привлекательна для иностранных инвесторов лишь при условии создания для них надлежащего макроэкономического климата, при котором иностранные инвесторы будут иметь возможность получения соответствующей прибыли и права на репатриацию части прибыли.
Особенно мощным стимулом привлечения иностранных инвесторов в принимающую страну является принцип национального режима — открытая правовая система, в рамках которой иностранным инвесторам разрешена не запрещенная законодательством предпринимательская деятельность, если они соблюдают правила и положения, которые распространяются на аналогичную предпринимательскую деятельность граждан принимающей страны.
Одним из ключевых факторов привлекательности принимающей страны для иностранных инвесторов является их доступ к свободно конвертируемой валюте для погашения задолженности, перевода прибыли за рубеж и репатриации капитала. При этом налоговые льготы, безусловно, привлекают иностранных инвесторов, однако увлечение налоговыми льготами в погоне за иностранными инвестициями, как показывает печальный опыт некоторых развивающихся стран, может привести к диспропорциям в экономике принимающих государств. Во избежание таких ситуаций эксперты ООН рекомендуют правительствам принимающих государств вводить согласованные налоговые механизмы по принципу: «Лучше невысокие налоги, чем чрезмерные льготы, приводящие к диспропорциям в национальном хозяйстве».
В результате тщательного анализа возможностей ряда потенциальных принимающих государств экономисты международных компаний сводят данные по этим государствам в таблицы, оценивая в баллах преимущества каждого государства, которое может быть принимающим. Останавливают выбор на том, которое располагает наибольшим количеством баллов (табл. 4.1.).
Таблица 4.1. - Оценка преимуществ страны, претендующей на роль принимающего государства (образец)
Критерии | Оценка критерия (от 1 до 10 баллов) | Степень важности критерия (от 1 до 10 баллов) | Сумма баллов |
Политическая стабильность | |||
ВНП | |||
ВНП надушу населения | |||
Перспективы экономического роста | |||
Объем рынка | |||
Отношение правительства к иностранным инвесторам | |||
Репатриация прибылей | |||
Таможенные тарифы | |||
Ограничение частной собственности | |||
Налоговая система | |||
Стабильность валюты | |||
Темпы инфляции | |||
Стоимость рабочей силы | |||
Наличие и стоимость сырьевых материалов | |||
Сумма |