Выбор сферы деятельности международной компании на внешнем рынке

Тема 4. Выход в сферу внешнеэкономической деятельности

С точки зрения деятельности на внешнем рынке все отрасли экономики можно разделить на две группы: многонациональные, обслуживающие отдельные национальные рынки, где каждая отрасль имеет свою особенность в зависимости от принимающей страны (пищевая промышленность, розничная торговля, страхование), и глобальные, оперирующие с учетом всего мирового рынка, с минимальным отра­жением специфики спроса в странах-потребителях (гражданская авиа­ция, телевидение, полупроводники).

Для руководства зарубежными филиалами, специализированными на глобальных отраслях экономики, международные компании ис­пользуют глобальную стратегию с целью поддержания уровня конку­рентоспособности в мировом масштабе. Такие компании имеют все­мирную сеть зарубежных филиалов, располагают ресурсами на разных континентах нашей планеты, организуют предприятия в странах с са­мыми низкими издержками производства и широко используют эф­фект масштаба. Свои исследовательские центры они часто располагают не в государствах базирования головной компании, а в странах, где наиболее оживленные рынки сбыта.

Достигнуть конкурентных преимуществ на сформировавшемся рынке принимающей страны, где функционируют местные и ино­странные конкуренты, довольно сложно, а без тщательной подготов­ки — практически невозможно. Для определения наиболее эффектив­ной сферы деятельности международной компании в принимающей стране экономисты-исследователи и маркетологи ТНК в процессе подготовки проекта решения о выходе на новый зарубежный рынок критически оценивают возможности международной компании в про­изводстве и поставке товаров и услуг на мировой рынок и рассматри­вают условия предпринимательской деятельности за рубежом в не­скольких аспектах.

1. С точки зрения фирменной структуры и стратегии предприятий конкурентов. В этом аспекте в первую очередь необходимо оценить степень конкурентоспособности международной компании в выбран­ной сфере деятельности по сравнению с национальными предприятия­ми принимающей страны и иностранными фирмами, функциониру­ющими там в этой сфере. Кроме того, важно проанализировать, отве­чает ли стиль управления и организации производства в принимающей стране условиям, которыми располагает зарубежный филиал ТНК. При этом необходимо выяснить, какой тип стратегии выбирают мест­ные фирмы-конкуренты, степень возможности победы над ними в конкурентной борьбе и отвечает ли предполагаемая сфера деятель­ности международной компании психологии нации принимающей страны.

2. Условия производства и предоставления услуг. Предметом анализа в этом направлении выступают следующие факторы: в каких отраслях экономики наиболее ярко выражены сравнительные преимущества принимающей страны, имеется ли там база для НИОКР в интересующих международную компанию секторах экономики и, наконец, могут ли слабые стороны в народном хозяйстве принимающей страны (нехватка капитала, отставание в научно-технической сфере и др.) быть восполнены деятельностью иностранных инвесторов.

3. Условия сбыта. Они определяются степенью сложности и спецификой запросов со стороны национальных потребителей, а также отличием каналов сбыта в принимающей стране от принятых на мировом рынке. Тенденции развития внутреннего спроса определяют направления в формировании ассортимента продукции зарубежного филиала ТНК.

4. Родственные отрасли и субпоставщики. В этом отношении международную компанию интересует информация о наличии в принимающей стране крупных потребителей ее продукции. Немаловажное значение для снижения издержек производства имеет развитие там отраслей, снабжающих проектируемое предприятие сырьевыми материалами. Следующим важным фактором в выборе сферы деятельности зарубежного филиала ТНК является технический уровень местных фирм — потенциальных субпоставщиков (имеют ли они возможность поставлять качественные комплектующие).

Если говорить о ресурсах, то иностранная деятельность фирмы различается по показателям их объемов, используемых в зарубежных операциях, а также по соотношению средств затраченных внутри страны и за рубежом. Например, экспорт может быть сопряжен с меньшим количеством ресурсов, чем прямые иностранные инвестиции, если в собственной стране фирма располагает избыточными мощностями. Если фирме необходимо увеличить производительность, то сделать это можно посредством инвестиций, как в собственной стране, так и за рубежом. В первом случае приходится значительно расширить операции за границей, но при этом активы остаются в стране базирования. А в случае прямых иностранных инвестиций фирма может снизить потребность в дополнительных капиталовложениях, заключив контракты с другими компаниями на ведение операций от ее имени или предложив владение международным предприятием на долевых началах.

Прежде чем анализировать эти разновидности организации, полезно рассмотреть основные факторы, которые фирмам следует при выборе форм деятельности на конкретном рынке. К факторам, влияющим на выбор, относятся: правовые аспекты, величина издержек, наличие опыта, уровень конкуренции и риска, распределение контроля и характера активов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: