Опыт предпринимательской деятельности за рубежом показывает, что не следует выбирать партнера в принимающей стране, если не имел с ним деловых контактов в течение одного-двух лет. Международные компании, как правило, не торопятся с выбором партнера в принимающей стране, поскольку ошибки в этом вопросе дорогостоящи и трудноисправимы. Отсюда следует, что при выборе делового партнера за границей рекомендуется использовать объективные стандарты.
Данные о потенциальном партнере рекомендуется группировать в следующем порядке:
§ прежняя специализация;
§ данные о компании, включая динамику сбыта, стратегию;
§ степень конкурентоспособности (доля на рынке, спрос, цены, перспективы спроса);
§ ресурсы компании — финансовое положение, применяемая технология, человеческий капитал, активы, репутация.
Оценив потенциальных партнеров, останавливаются на тех, кто сможет наилучшим образом понять стратегию бизнеса международной компании, согласиться с планами производства и сбыта, обеспечить контакты на рынке принимающей страны и предоставить соответствующие каналы сбыта и распределения.
|
|
Затем приступают к переговорам о сотрудничестве, партнерами в которых могут выступать производители товаров и услуг, крупные торговые фирмы, небольшие специализированные торговые компании и агентские фирмы. Перед потенциальным партнером должны быть поставлены четкие и конкретные цели сотрудничества, соответствующие его возможностям. Важно внушить ему уверенность в реальности поставленных задач, показать знание путей их решения на рынке принимающей страны и желание привлекать необходимые трудовые и финансовые ресурсы на долгосрочной основе.
Местная производственная компания может быть заинтересована в сотрудничестве с ТНК прежде всего, если продукция международной корпорации дополняет ассортимент местной компании либо если местная производственная компания стремится разнообразить сферу своей деятельности. Менеджер зарубежного филиала ТНК в этом случае должен обратить внимание на систему сбыта местной компании и ее заинтересованность в продажах продукции филиала ТНК. В то же время от внимания менеджера зарубежного филиала ТНК не должна ускользнуть возможность возникновения конкуренции между продукцией местной фирмы и продукцией филиала ТНК на определенном этапе их совместной деятельности.
Чтобы сохранить интерес местной компании к сотрудничеству с зарубежным филиалом ТНК, последнему желательно всегда иметь преимущество в технологическом уровне. В то же время известны случаи, когда местный партнер передавал зарубежному филиалу ТНК свою технологию и оборудование, приспособленные к условиям принимающей страны, способствуя тем самым росту престижа зарубежного филиала ТНК на местном рынке и повышению его технического уровня. Кроме того, местная производственная компания может предоставлять потребителям продукции зарубежного филиала ТНК квалифицированное послепродажное обслуживание, включая ремонты и обеспечение запчастями, а также опытных продавцов, знающих специфику потребностей покупателей в принимающей стране.
|
|
Определенными преимуществами в качестве партнеров зарубежного филиала ТНК в принимающей стране обладают крупные торговые фирмы. Они чаще всего имеют дело с широко дифференцированным ассортиментом товаров и услуг: сырьевых материалов, нефтепродуктов, продукции сельского хозяйства, а также машин и оборудования. К рискам сотрудничества с местными крупными торговыми фирмами в принимающей стране относится прежде всего степень их интереса к продукции зарубежного филиала ТНК и неожиданная возможность их отказа от сотрудничества в случае падения спроса на продукцию иностранной корпорации. Во избежание такого риска следует в качестве партнера выбирать торговую фирму с более узкой специализацией, имеющую непосредственные контакты с потребителями без посредников.
Небольшие специализированные торговые компании также весьма активно функционируют на внешнем рынке. Они предпочитают заниматься сбытом мелких партий разнообразных товаров или крупных партий изделий ограниченной номенклатуры. Обычно эти фирмы специализируются на конкретном секторе рынка и поэтому обладают необходимыми для сбыта специфической продукции знаниями и обширными связями. К рискам совместной деятельности с такими компаниями относятся возможность с их стороны на определенном этапе сотрудничества отдать предпочтение конкурирующему с продукцией зарубежного филиала ТНК товару, нехватка у них квалифицированного персонала для сбыта продукции зарубежного филиала ТНК и несоответствие энтузиазма к сотрудничеству их реальным возможностям.
Совместная деятельность с местными агентами, представляющими несколько компаний, таит в себе опасность скрытого конкурирования в рамках этих компаний продукции зарубежного филиала ТНК с товарами и услугами других фирм, пользующихся услугами того же агента. Перед тем как остановить свой выбор на определенном агенте в качестве зарубежного партнера, разумно убедиться в его добросовестности, общей компетенции, энергичности и наличии опыта работы с соответствующим ассортиментом товаров и услуг.
Для беспристрастной оценки потенциальных партнеров необходимо установить, кто из них пользуется наибольшей поддержкой и уважением местной администрации и правительственных кругов, а также смогут ли они понять стратегию международной компании в принимающей стране; согласиться с выбором ассортимента товаров и услуг, с которыми международная компания выходит на рынок принимающей страны; обеспечить зарубежному филиалу международной компании надежные деловые контакты на местном рынке; предложить свою систему сбыта.
Разумно сотрудничать с коммуникабельным партнером, смягчающим связанную с освоением нового рынка нервозность. Однако коммуникабельность — не главное. Иногда местная компания-партнер, придерживающаяся более формального стиля общения, может иметь прочные деловые связи с местным рынком, работать более эффективно, профессионально и более соответствовать требованиям международной компании.
Как правило, партнеры из принимающей страны предпочитают осторожное начало своей совместной деятельности с международной компанией, вводя на местный рынок умеренное количество наименований продукции по скромным ценам по крайней мере в течение первых двух лет сотрудничества. В течение этого периода могут возникнуть проблемы, вследствие которых сотрудничество с международной компанией может не состояться.
|
|
В то же время международной компании следует внимательно относиться к предложениям партнера, хорошо знающего требования местного рынка. В частности, местный партнер может не без основания предложить изменить ассортимент выпускаемых на рынок принимающей страны товаров или изменить оформление упаковки и количество единиц товара в упаковке в соответствии со вкусами местных потребителей.
Особое внимание руководство международных компаний уделяет изучению специфики выбора партнеров в странах с переходной экономикой, не обладающих большим опытом деятельности в условиях рыночной системы хозяйства. Обзор опубликованных рекомендаций по выбору партнеров (в частности, в странах СНГ) позволяет выделить «десять заповедей» международных компаний, выбирающих партнеров в России и бывших республиках СССР:
§ проверить партнера, не полагаясь на первое впечатление о нем. Изучить его бизнес-план;
§ уважать психологию и местные обычаи сотрудников предприятий России и бывших республик СССР;
§ начать сотрудничество со сделок с минимальными объемами;
§ перед подписанием соглашения убедиться, что с партнером налажена надежная телекоммуникационная связь;
§ точно знать фамилии и реальные полномочия ответственных сотрудников партнерских фирм;
§ быть в курсе законодательства о внешней торговле и иностранных инвестициях в странах СНГ;
§ знать, как формируются внутренние цены, и сопоставлять их с предложениями фирм — конкурентов из других стран;
§ знать нормы ГОСТов, определяющие качество продукции, поскольку эти нормы предпочитают сотрудники предприятий России и стран СНГ;
§ быть уверенным, что с партнером налажена надежная связь;
§ учитывать разницу в часовых поясах.
|
|
Работая с западным партнером, следует придерживаться следующих основных правил:
1. Никогда не относитесь к людям и фирмам предвзято (не имеет значения, позитивна или негативна направленность предвзятости). Воспринимайте людей и компании такими, какими они есть, не осуждайте их поведение или внешний вид.
2. Постарайтесь понять местные обычаи и посоветоваться по сомнительным вопросам с западными консультантами.
3. Бывайте в западных странах при любой возможности.
4. Во время встреч с вашими иностранными покупателями, поставщиками и агентами лучше вести себя официально и одеваться консервативно. Не называете людей фамильярно по имени, если они не предложили вас делать это (особенно важен этот момент в общении с немецкими партнерами).
5. Избегайте шуток и юмора в деловых переговорах и переписке.
Вам необходимо получить от потенциального партнера ответы на интересующие вас вопросы, обратив внимание на следующие моменты.