Основы расчета устойчивости предприятия к обновлению

Итак, устойчивость предприятия к обновлению описывается выражением:

Уоб= f (А, СА, РП, ЧП, Н) (2.3)

I часть II часть

Для оценки первой части формулы (1.3) устойчивости предприятия и выявления факторов, влияющих на его работу, целесообразно использовать формулу, отражающую основные зависимости интересующих нас показателей и широко применяемую отечественными и зарубежными экономистами:

Rса=Rп*О*ФР = (ЧП/РП)*(РП/А)*(А/СА) = ЧП/СА, (2.4)

где Rса - рентабельность собственных средств, представляющая собой произведение рентабельности продаж, оборачиваемости активов и финансового рычага.

Применение данной формулы позволяет определить финансовую устойчивость с помощью оценки:

- прибыльности (рентабельности) предприятия, используя показатель рентабельности продаж (ЧП/РП);

- активности предприятия на рынке, используя показатель оборачиваемости активов (РП/А);

- прибыльности (рентабельности) активов предприятия, используя синтетический показатель рентабельности активов Rа=Rп*О = (ЧП/РП)*(РП/А) =ЧП/А;

- платежеспособности предприятия, используя показатель финансового рычага (А/СА);

- общей устойчивости предприятия, используя синтетический показатель рентабельности собственных средств Rса (см. формулу 2.4).

P.S. (для повторения при обсуждении с аудиторией).

Рассмотрим каждый вышеназванный показатель подробнее:

1) Rп - рентабельность продаж или доля чистой прибыли (без налога на прибыль) на одну гривну реализованной продукции. Показывает способность предприятия покрыть себестоимость товаров и услуг, общепроизводственные и общехозяйственные затраты, включая амортизацию и непроизводственные расходы. Отношение чистой прибыли после уплаты налогов к объему продаж выражает эффективность с позиции затрат и цен. Этот показатель выявляет размер "запаса", которым может распоряжаться предприятие при установлении цен на товары и услуги, и пределы его возможностей по контролю затрат и издержек при различных экономических условиях.

При определении объема реализованной продукции РП и чистой прибыли ЧП необходимо учитывать индексы инфляции материальных, трудовых и приравненных к ним затрат, будущую стоимость затрат на производство продукции, сумму оборотных средств на воспроизводство, рентабельность производимой продукции и установленную законодательством систему налогооблажения. Рассчитав таким образом объем продаж и получаемую при этом чистую прибыль, можно прогнозировать рентабельность продаж и вырабатывать ценовую стратегию во взаимосвязи с объемом производства для гибкого развития.

2) О - оборачиваемость активов. Этот показатель определяет, с одной стороны, размер активов, необходимый для поддержания определенного объема продаж, а с другой - часть объема продаж, полученную на каждую гривну, вложенную в активы.

3) Произведение показателей Rп и О определяет рентабельность и прибыльность активов предприятия Rа = ЧП/А (см. выше, после формулы 1.4). Данный показатель выражает способность используемого предприятием капитала генерировать прибыль вне зависимости от конкретного источника финансирования (собственные или заемные средства), из которых был получен капитал.

4) Финансовый рычаг ФР отражает величину активов предприятия, приходящихся на одну гривну собственных средств и показывает также долю заемных средств в общей сумме активов. Успешное использование заемных средств увеличивает доходы предприятия, так как прибыль заработанная с помощью этих средств, в размере, превышающем уплаченные проценты, принадлежит предприятию и увеличивает его собственный капитал. С ростом доли заемных средств увеличиваются позитивные и негативные последствия финансового рычага, растет риск заимодавцев и собственников. Риск срыва кредитного соглашения не должен быть слишком значительным (подробнее см. риск-менеджмент).

5) Новым показателем (и второй частью формулы 1.3), используемым для оценки устойчивости предприятия к гибкому развитию, может служить норма прибыли Н, направляемая на освоение (обновление) новых изделий для рынка:

Н = ПО/ЧП, (2.5)

где ПО чистая прибыль, направляемая на финансирование новых изделий.

Можно считать с достаточной долей достоверности, что чем выше значение Н, тем более стабильной и успешной будет работа предприятия в будущем по сравнению с другими предприятиями, имеющими значение Н ниже при равных Rп, О, ФР.

Конечным этапом определения возможностей предприятия к обновлению за счет реинвестирования собственных средств является расчет синтетического (комплексного) показателя устойчивости для обновления Уоб:

Уоб = Rп*О*ФР*Н = (ЧП/А)*(А/СА)*(ПО/ЧП) = ПО/СА,

Уоб = ПО/СА (2.6)

Произведение четырех показателей в итоге дает устойчивость предприятия к обновлению Уоб, которая отражает состояние развития предприятия и показывает, какими должны быть закономерности изменения таких важных показателей, как объем и рентабельность продаж, соответствие объема продаж активам, величина заемных средств, направления распределения прибыли и, в первую очередь, прибыль на обновление (освоение) расчетного количества новых изделий.

Формула 2.6 - первая часть модели гибкого развития предприятия, определяющая величину средств, направляемых на предпроектную подготовку, проектирование и освоение новых изделий, относительно одного из важнейших его показателей - собственных средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: