Основы расчета способности предприятия к обновлению

Вторая часть формулы (2.2) определяет способность предприятия к освоению в текущем периоде новых изделий, требуемых рынком в последующие периоды - Соб.

Необходимо найти показатель, который может оценить способность предприятия к освоению новых изделий, т.е. сделать процесс нововведений планируемым и прогнозируемым. Назовем такой показатель коэффициентом обновления Ко, представляющим собой отношение времени освоения Топ ко времени производства и реализации Тпр нового изделия:

Ко = Топпр (2.7)

Топ - внутренний фактор гибкости предприятия, определяющий цикл, состоящий в общем случае из трех этапов: первый - НИОКР; второй - подготовка производства; третий - освоение производства.

Тпр - внешний фактор гибкости предприятия, определяющий жизненный цикл товара, включающий фазы рождения, роста, зрелости, упадка и отвечающий требуемым в каждом периоде развития временным параметрам.

Коэффициент обновления Ко характеризует работу всех основных подразделений, служб и цехов предприятия, его парк оборудования, оснащенность различными технологиями, уровень квалификации персонала,законы спроса и предложения, отражает требуемую временем способность быстро перестраиваться на выпуск новых изделий. Коэффициент Ко позволяет количественно оценить техническую гибкость предприятия и поэтому рассматривается как один из основных показателей его комплексной гибкости.

Раскроем физический смысл коэффициента обновления. Рассмотрим необходимость освоения нового изделия взамен старого, находящегося в производстве, как случайное событие А, которое может наступить с некоторой вероятностью РА. На рис. 1 представлены идеальные циклы производства и освоения четырех изделий, у которых время производства Тпрi (i = 1,2,…) включает время освоения Топi (i = 1,2,…).

Освоение Производство и реализация   Освоение Производство и реализация   Освоение  
t1+ t2 + t3 Тпр t1+ t2 + t3 Тпр t1+ t2 + t3  
  Освоение Производство и реализация   Освоение Производство и реализация  
t1+ t2 + t3 Тпр   t1+ t2 + t3 Тпр
                     

Рис. 1. Графическое изображение идеальных циклов производства и реализации четырех изделий.

Если РА рассматривать как геометрическую вероятность, то Топi соответствует совокупности событий, благоприятствующих событию А, а Тпрi - общему числу совокупных событий. Тогда

РА = Топi / Тпрi (2.8)

Номенклатуре в n изделий соответствует средняя вероятность необходимости освоения:

n n

РА = Ко = Топ / Тпр = SТопi / SТпрi (2.9)

i=1 i=1

С другой стороны, РА = N/n, где N - количество изделий в освоении, а n - общая номенклатура изделий, выпускаемых предприятием. Тогда способность к освоению (техническая гибкость), или среднее количество изделий в освоении N, можно найти по формуле

N = Ко*n (2.10)

Следует иметь ввиду, что отношение времени освоения Топ к времени производства и реализации Тпр может быть одинаковым для больших и малых, простых и сложных изделий. С ростом числителя Топ может расти и знаменатель Тпр, а их отношение оставаться неизменным. Поэтому изделия (продукцию) необходимо классифицировать. В самом общем плане приемлема следующая классификация:

- потребительские товары - товары и услуги, предназначенные для конечного потребителя, личного, семейного или домашнего пользования;

- продукция производственно-технического назначения - товары и услуги, приобретаемые для производства других товаров и услуг, для хозяйственной деятельности или для перепродажи другим потребителям;

- оборонная продукция.

Каждый из трех типов товаров характеризуется определенными параметрами в зависимости от основных характеристик, влияющих на время освоения Топ, например, масса, число деталей и объем изделия, точность изготовления и т.д.

При прочих равных условиях, т.е. сроках освоения и числе изделий, производимых предприятием, изменение срока производства (длительности жизненного цикла (ж.ц.) продукции) будет влиять на величину оптимального числа изделий находящихся на стадии разработки. При этом чем длиннее ж.ц., тем меньшее число изделий нужно разрабатывать предприятию, и, наоборот, чем короче ж.ц., тем число таких изделий больше.

Через среднее число изделий, находящихся на стадии разработки, длительность ж.ц. продукта влияет на затраты предприятия на НИОКР и освоение.

Вне зависимости от того, к какому типу принадлежит товар, на продолжительность его жизни на рынке наибольшее влияние оказывают следующие факторы:

- научно-технический прогресс;

- отношение потребителя к товару на разных этапах его жизненного цикла;

- число конкурентов на рынке данного товара.

Таким образом, при планировании развития предприятия необходимо учитывать влияние вышеперечисленных факторов, определяющих длительность ж.ц. товара, на количество изделий, находящихся в разработке, а значит, и на величину коэффициента обновления Ко.

Подводя итог, основная формула модели оценки гибкости предприятия имеет вид:

Г = f(Уоб, Соб) = f [(ЧП/РП)*(РП/А)*(А/СА)*(ПО/ЧП), (Топпр)*n] =

= f[(Rп*О*ФР*Н), (Ко*n)] = f[Уоб, N] (2.11)

При этом модель гибкости предприятия является сложной, развивающейся, понятийной, открытой.

Лекция 3. Способность предприятия к обновлению


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: