Определение групп товаров с использованием кластерного анализа

Алгоритм расчета способности предприятия к обновлению.

В предыдущем вопросе (лекция 2, вопр. 4) была рассмотрена классификация товаров по трем типам (потребительские, производственно-технологического назначения, оборонная продукция). Было отмечено, что каждый из трех типов товаров характеризуется определенными параметрами в зависимости от основных технических характеристик, влияющих на время освоения Топ, например, масса, число деталей и объем изделия, точность изготовления и т.д. Значит, можно продолжить, детализировать классификацию товаров в зависимости от этих основных характеристик и выделить группы товаров в рамках каждого типа товаров. Для классификации товаров по группам можно использовать метод кластерного анализа. В качестве признаков, используемых для разбивки изделий на группы (кластеры), примем вышеназванные технические характеристики, влияющие на время их освоения Топ - масса изделия, число деталей, объем изделия. Следует иметь в виду, что это могут быть и другие признаки, в зависимости от сферы и вида деятельности предприятия. Примеры возможных признаков для разбивки изделий на группы приведены в табл. 2.1.

Таблица 3.1.

Возможные признаки кластеризации товаров

для предприятий различных видов деятельности

Вид деятельности Признаки кластеризации
1. Аудио, видеотехника Количество функций; тип микросхем и транзисторов; объем изделия; используемый материал и др.
2. Стройматериалы и изделия Прочностные характеристики (сопротивление сжатию, период твердения, морозо-, огнеустойчивость и т.д.); объем; масса; число деталей; степень сборности (для изделий).
3. Бытовая химия Степень пенообразования; экологическая безвредность; специфические свойства (смягчение ткани, отбеливание, восстановление цвета) и др.
4. Обувная промышленность Тип колодки; тип материала; cтепень сложности выкройки (кол-во лекал) и др.

Геометрический смысл разбивки товаров на группы (кластеры) представлен на рис. 3.1.

       
 
   
а
 


с
b

       
   
 
 


…. …….……………... … …
Ааааа


b,c - внутригрупповые расстояния; a - межгрупповое расстояние;

Цт1,2 - "центры тяжести" групп.

В качестве критерия попадания изделия в ту или иную группу выбирается мера близости параметров изделия к математическим ожиданиям этих параметров для каждой группы. К примеру, для изделий, где определяющими являются масса (m), число деталей (n) и объем (V) (машиностроение), эта мера может быть представлена в виде:

Dij = Ö(mi - mj)2 + (ni - nj)2 + (Vi - Vj)2, (3.1)

где m j, n j, Vj - математические ожидания параметров изделий j-й группы;

m i, n i, Vi - соответствующие параметры изделия.

Далее в данном курсе, в учебных целях мы будем рассматривать в качестве признаков разбивки изделий на группы именно эти признаки (массу, число деталей, объем).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: