Способы снижения сопротивления изменениям, стили разрешения конструктивных конфликтов

Чтобы преодолеть сопротивление сотрудников изменениям, нужно как минимум выполнить следующее:

· спрогнозировать то, какое сопротивление может встретить запланированное изменение;

· уменьшить до возможного минимума это сопротивление (потенциальное и реальное);

· установить статус-кво нового положения.

Отношение к изменениям можно описать как комбинацию двух состояний: 1) принятие или неприятие изменений; 2) открытая или скрытая демонстрация отношения к изменениям. В зависимости от вида этой комбинации выделяется четыре характеристики сотрудников (см. табл.).

Характеристика персонала в зависимости от силы сопротивления организационным изменениям

Отношение к изменению Тип проявления отношения к изменению Характеристика сотрудника
Принимается Открытое "Сторонник"
Скрытое "Пассивный сторонник"
Не принимается Открытое "Противник"
Скрытое "Опасный элемент"

Руководство организации во время проведения бесед, интервью, анкетирования должно попробовать выяснить, какой тип реакции на изменения будет иметь место в организации, спрогнозировать количественное соотношение работников, которые займут ту или другую позицию в отношении к изменениям из четырех возможных. Особенно нужны такие прогнозы на больших предприятиях, которые существовали без изменений достаточно долгий период времени. На современном этапе развития социально-экономических отношений в Украине результаты таких прогнозов нужно рассматривать в комплексе с анализом (качественным и количественным) кадрового состава организации и ситуации на рынке труда, чтобы разработать адекватную тактику преодоления сопротивления намеченным изменениям. На этом этапе руководство должно осознать, нужно ли сокращение, перестановка, переподготовка или набор новых специалистов и в каком количественном соотношении.

Дальше наступает этап преодоления сопротивления изменениям тех сотрудников, которые, попали под "статью" "перестановка" или "переподготовка". На этом этапе можно предложить следующие действия:

1) разъяснять необходимость неотложных преобразований для достижения стратегической цели деятельности организации, а пути внедрения этих преобразований разрабатывать при непосредственном участии сотрудников;

2) разъяснять работникам причины этих изменений, прививать ощущение собственности (личной ответственности) за успешное внедрение нововведений;

3) использовать тренировочные и образовательные программы в качестве "введения к делу";

4) использовать определенную нервозность в коллективе, как благоприятный случай для лидера "переломить ситуацию", умело и тонко уменьшить напряжение. Это может быть организация визитов в другие учреждения, которые удачно применяют подобные нововведения, можно заручиться гарантиями известных специалистов в определенной отрасли и др.;

5) преднамеренно создавать конструктивные конфликтные ситуации, которые указывают на то, что старыми методами и процедурами не возможно достичь поставленной цели (рекомендации относительно способов решения конфликтов см. ниже);

6) формировать престижные группировки, например, группы контроля за качеством, изменять названия должностей, что приводит к росту ощущения ответственности в условиях внедрения нововведений. Например, в одной большой компании, которая работает в оборонном комплексе, предложили называть людей, которые занимались снабжением "менеджерами продукции" (product managers). Это повысило их личную значимость, организационный статус, что способствовало росту ответственности и решению поставленных задач.

Относительно способов решения "запланированных" конструктивных конфликтов в период преобразований, можно предложить следующие подходы или стили:

- стиль компромисса. Предполагает умеренное, но уверенное настаивание руководства на выполнении его подходов к решению конфликта и одновременное умеренное стремление руководства к кооперации с теми, кто сопротивляется;

- стиль сотрудничества. Характеризуется тем, что руководство стремится как к реализации своих подходов к проведению изменений, так и пытается убедить и "перетянуть" на свою сторону несогласных членов организации.

Но, следует иметь в виду, что тот или иной способ решения конфликта, вплоть до авторитарных, диктует сама ситуация (какие проводятся изменения, какие решаются задачи, какие силы вызывают сопротивление и т.д.).

На завершающей стадии (установление нового статус-кво) очень важно не только устранить сопротивление изменениям, но и добиться, чтобы новое положение дел в организации не только оказалось формально установленным, а было действительно принято персоналом и стало реальностью. На этой стадии необходимы действия по интеграции и уменьшению конфликтности, которые сплачивают организацию, снижают уровень напряженности в отношениях между работниками и структурными подразделениями, согласовывают соответствие новых интересов новому порядку. Такие действия просто необходимы после длительного и изнурительного процесса преобразований. Одобрение высших руководителей в адрес работников за их выносливость является одной из форм таких действий. Известна такая неписаная закономерность: если маленькие и большие победы, как личные, так и организационные отмечаются, абсолютное количество их в будущем увеличивается, - а это, по-видимому, и является социальной основой развития организации.




double arrow
Сейчас читают про: