Маркетинг глобализации деятельности фирмы

Основное содержание и цели международного маркетинга

Международный маркетинг

Обычные мотивы интернационализации бизнеса:

- насыщение внутреннего (домашнего) рынка;

- дефицит платежного баланса страны и правительственная поддержка экспортной и транснациональной деятельности;

- необходимость освоения новых рынков.

Основные этапы интернационализации бизнеса и соответствующие типы компаний:

- экспортер;

- международная деятельность;

- мультинациональная деятельность;

- глобальная деятельность.

Соответственно международный маркетинг включает вопросы:

- интернациональных рынков;

- мультинационального маркетинга;

- глобализации;

- решений по входу на рынок;

- маркетинговых исследований;

- решений по продукту;

- тактики входа на рынок.

Различные этапы интернационализации определяют и различные подходы фирм к основным аспектам своей деятельности (табл.).

Характеристики различных стадий развития корпораций

Стадия Фокус деятельности Видение Ориентация Стратегия Структура Маркетинговая стратегия Реализация НИОКР Стиль
Внутренняя Внутренний рынок Внутренние горизонты Внутренняя Внутренняя Внутренняя Внутренняя Внутренняя  
Международная Сходство во внешних рынках Собственные критерии Этноцентрическая собственной страны Международная Международные отделения Собственная стратегия Расширение Централизованный
Мультинациональная Разница во внешних рынках Рассмотрение каждой страны как уникальной Полицентрическая Полицентрическая Отделения по продуктам и регионам Адаптация Дома и вне, но неинтегрированная Децентрализация
Глобальная Сходство / унификация действий и разница в мировом рынке Всемирное комплексное Геоцентрическая Глобальная Смешанная (матричная) Расширение, адаптация, зарождение Интегрированная Интегрированный взаимодействующий
Стадия Кадровая политика Связь Политика НИОКР Финансовая политика Производственная политика Инвестиционная политика Сохранение положения  
Внутренняя Внутренняя Внутренняя Внутренняя Внутренняя Внутренняя Внутренняя Внутреннее  
Международная Домашние кадры Сверхувниз Новые продукты для нужд рынка в собственной стране Расчет в первую очередь на источники в собственной стране Расчет на источники в собственной стране Использование движения ресурсов во всем мире Положение в собственной С., мера успеха - положение на внутреннем рынке  
Мультинациональная Собственные кадры в каждой стране Ограниченная высокая автономность по странам Новые продукты для нужд рынка в каждой стране Расчет на финансовые ресурсы в каждой стране Местное производство Фонды для роста в каждой стране Отдельный счет для каждой С. мира  
Глобальная Лучшие кадры (независимо от национальности) для всего мира Интенсивная сверху-вниз Новые продукты для национального и глобального рынка Получение финансовых ресурсов из наиболее дешевых источников в мире Сеть производств с минимальными издержками во всем мире Перекрестное субсидирование проектов из одной страны в другую в глобальных целях Мера - глобальный успех, рынка  

Это предельная форма интернационализации бизнеса. Ее распространению способствуют:

- международный финансовый и валютный рынки,

- мировая система торговли (организация ГАТТ),

- глобальное “потепление” политической обстановки,

- экономический рост отдельных стран (что делает их рынки более восприимчивыми к импорту),

- технологии коммуникаций и транспорта,

- глобальная конкуренция.

К числу существенных преимуществ глобализации относятся экономия на масштабе, что часто определяет положение фирмы в конкурентной борьбе. Конкурентный статус в глобальном бизнесе можно оценить с помощью следующей матрицы положения в интернациональной конкуренции:

Наилучшая позиция, конечно, у “королей”, что дает им возможность расширять дело. Наихудшая позиция у “заурядных”, которые нуждаются в стратегии маркетинговых ниш. “Бароны” имеют возможность экспансии, но концентрируются в ограниченном числе стран. “Крестоносцы” хотя и работают во многих странах, но их позиция уязвима из-за слабости продуктового портфеля.

Обычный подход к жизненному циклу продукта при интернациональном маркетинге иллюстрируется на “модели перетекания” (рис.).

Рис. “Модель перетекания” при интернационализации бизнеса


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: