Роль государства в рыночной экономике. Изъяны рынка и перераспределение

Понятие общественного сектора и его основные элементы

Общественный сектор, как составляющая часть рыночной экономики

1. Понятие общественного сектора и его основные элементы

2. Роль государства в рыночной экономике

3.

Общественный сектор представляет собой совокупность ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства.

Ресурсы, которыми распоряжается государство - это не только организации, находящиеся в его собственности, но и доходы и расходы бюджета. Соответственно общественный сектор не тождествен сово­купности государственных предприятий и учреждений. Он функцио­нирует также в формах налогообложения и программ общественных расходов. В современной смешанной экономике именно эти формы бо­лее всего определяют лицо общественного сектора. В данной связи экономика общественного сектора уделяет преимущественное внима­ние бюджетным проблемам.

Первичной для экономиста является наиболее общая постановка вопроса о рациональном размещении (аллокации) ограниченных ресур­сов, в том числе ресурсов государства. Создавать ли для решения той или иной задачи новое государственное предприятие или неком­мерческую организацию, профинансировать существующие государст­венные структуры либо заключить договор на поставку нужных госу­дарству услуг с частным предприятием или независимой неком­мерческой организацией - проблема конкретной политики расходования общественных средств. Экономика общественного сектора призвана обосновать общие принципы аккумулирования и использования этих средств, не ограничивая изначально сферу исследования отдельными, пусть и важными, организационно-хозяйственными формами.

Следовательно, предприятия и организации, владельцем которых выступает государство, не могут рассматриваться в качестве единст­венных компонентов общественного сектора.

В федеративных госу­дарствах, к числу которых относится Россия, в рамках общественного сектора выделяются элементы (предприятия и организации, налоги и программы расходов), находящиеся в непосредственном распоряжении федеральных властей, и те, которыми распоряжаются субъекты феде­раций: республики, края и области в России, а в федеративных госу­дарствах за рубежом - штаты, земли и др. Кроме того, в каждом государстве существенную роль играет муниципальный уровень орга­низации общественного сектора (местное самоуправление).

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ: Современная трактовка прав собственности

Даже в рамках наиболее абстрактного представления о рыночной системе фактически предполагается наличие государства как гаранта выполнения взаимных обязательств, которые берут на себя свободно взаимодействующие индивиды. Отсутствие правового порядка парали­зовало бы "невидимую руку" рынка. Однако на этом уровне изучения экономики еще отсутствует специфическая проблематика обществен­ного сектора.

Более широкое понимание роли государства становится необхо­димым, когда в поле зрения попадают макроэкономические процессы. Возникают вопросы, касающиеся воздействия на экономический рост, стабилизационной политики и т.д. Однако и на этом уровне участие государства в экономической жизни еще не воспринимается как функ­ционирование особого сектора хозяйства. Государство предстает скорее в качестве регулирующей "надэкономической" структуры, чем в ка­честве одного из производителей, предлагающих свои услуги потребителям. Дело в том, что в стороне остается проблема ресурсного обеспечения самого государства и рационального использования его собственных ресурсов.

Особенность экономики общественного сектора состоит в том, что она рассматривает государство в общем ряду субъектов экономической деятельности, выявляет логику его экономического поведения и кон­центрирует внимание на тех конкретных экономических благах, постав­ку которых берет на себя общественный сектор, и на эффективности производства этих благ. Экономика общественного сектора призвана объяснить, каким образом предпочтения граждан трансформируются в цели, преследуемые государством, как государство изыскивает средст­ва для достижения этих целей, как оно эти средства расходует и за счет чего его экономическая деятельность может стать более рацио­нальной.

Помещая государство в общий ряд участников экономической дея­тельности, необходимо, разумеется, учитывать его принципиальное отличие от других субъектов рыночного хозяйства. Рыночная система, вообще говоря, строится на базе добровольно заключаемых сделок. Однако из этого правила есть исключение.

Государство и его органы обладают правом принуждения в рамках и на основе законов. Этим преимуществом в отношении своих парт­неров не располагают никакие другие участники рыночного обмена. Их законные права устанавливаются и защищаются государством.

Данная особенность государства предопределяет своеобразие его взаимоотношений с предприятиями, независимыми некоммерческими организациями и домохозяйствами. Ресурсы государства, с которыми имеет дело экономика общественного сектора, могут формироваться за счет законного изъятия части доходов граждан и организаций. В совре­менном обществе это достигается посредством налогообложения.

Экономика общественного сектора с самого начала исходит из того, что всякое принуждение и, в особенности, принудительное пере­распределение ресурсов целесообразно ограничивать необходимым минимумом. Вопрос состоит в том, в каких специфических случаях ис­пользование элементов принуждения оправдано с точки зрения эконо­мической эффективности и социальной справедливости.

В смешанной экономике общественный сектор призван не подменять "невидимую руку" рынка, а участвовать в решении тех задач, которые не удается успешно решить на основе добровольного обмена между независимыми друг от друга обладателями прав собственности. Эти задачи можно с некоторой долей условности разделить на два типа. К первому относится достижение Парето-улучшений при наличии изъянов (провалов) рынка, ко второму - перераспределение доходов или имущества в соответствии с принципами социальной справедли­вости.

Парето-улучшением называется такое изменение в ходе экономических процессов, которое повышает уровень благосос­тояния (значение функции индивидуальной полезности) хотя бы для одного из их участников, если при этом не допускается снижение уровня благосостояния ни одного из других участников. При анализе конкретных ситуаций экономическая наука, в том числе и экономика общественного сектора, как правило, стремится прежде всего выявить пути Парето-оптимизации, т.е. достижения всех возможных Парето-улучшений.

Парето-оптимальное состояние наилучшим образом отвечает инте­ресам каждого при условии, что исходное распределение ресурсов (имущества, доходов) между индивидами задано и не подлежит изме­нению иначе как по их взаимному согласию. Что же касается пере­распределения, оно, вообще говоря, предполагает улучшение положе­ния одних индивидов за счет ухудшения положения других, а значит, связано с конфликтами интересов. Осуществляя принудительное пере­распределение, государство берет на себя функцию арбитра в такого рода конфликтах и неизбежно солидаризируется с одной частью общества в ущерб другой.

Когда речь идет о Парето-оптимизации, экономика общественного сектора занимает однозначную позицию: всякое Парето-улучшение же­лательно, в ходе его достигается повышение эффективности. Пере­распределение же осуществляется главным образом исходя из социаль­ных, культурных и этических требований, характер которых меняется с развитием общества и которые играют роль ограничений при приня­тии экономически эффективных решений.

Изъянами рынка называются ситуации, в которых свободное действие рыночных сил не обеспечивает Парето-оптималъного исполь­зования ресурсов. В качестве синонимов этого термина используются также слова: "провалы рынка", "ошибки рынка", "неэффективности рынка". Общественный сектор призван функционировать только в зонах изъянов рынка.

Характер государственного вмешательства должен в каждом случае точно соответствовать специфике конкретных изъянов рынка, типо­логия которых имеет для экономики общественного сектора прин­ципиальное значение. При этом изъяны рынка необходимо сопостав­лять с возможными изъянами (провалами) государства, которые будут рассматриваться в главе четвертой. Дело в том, что действия госу­дарства, направленные на преодоление изъянов рынка, подчас в свою очередь оборачиваются неоправданными потерями.

Изъяны рынка возникают вследствие ограниченной конкуренции, внешних эффектов и неполноты информации.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ: Типология изъянов рынка и основные причины их возникновения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: