Ограниченность конкуренции

Последствия монополизации подробно изучаются в общем курсе экономической теории. Поскольку монополия ведет к неоптимальному использованию ресурсов, государственное вмешательство может спо­собствовать существенным улучшениям. Во многих случаях это достигается с помощью одних лишь мер правового регулирования. Они способствуют свободному доступу конкурентов на рынок или даже предусматривают разделение фирм-монополистов. В подобных случаях роль общественного сектора сводится к деятельности законодательных и правоприменительных органов.

Сложнее дело обстоит в ситуации естественной монополии. В основе естественной монополии лежит экономия, обусловленная масштабом производства. Если предельные издержки быстро снижаются с увеличением мас­штабов производства, его концентрация экономически эффективна. Если экономически оптимальный уровень концентрации близок к пре­дельной емкости рынка или превышает его, искусственно поддержи­вать конкуренцию можно лишь за счет снижения эффективности произ­водства.

Следует напомнить, что ограниченная конкуренция, не обеспечиваю­щая оптимального использования ресурсов, имеет место не только, когда рынок полностью контролируется единственным производителем, но и в более общем случае, когда крупный производитель или посред­ник способен эффективно воздействовать на цену.

Естественная монополия чаще всего характерна для рынков услуг, поскольку они не поддаются транспортировке и в большинстве случаев могут реализовываться лишь тем потребителям, которые находятся в непосредственном контакте с производителем. Поставщики услуг вы­нуждены работать на ограниченный рынок, нередко более узкий, чем оптимальные масштабы концентрации производства (из этого правила имеются исключения, например, телевещание, авиационный и автомо­бильный транспорт и др.).

Не имея возможности преодолеть естественную монополию без по­тери эффективности, государству приходится выбирать один из двух основных подходов: использовать меры регулирования не для устране­ния монополии, а для прямого воздействия на отдельные аспекты деятельности монополиста, либо заполнять зоны естественной монопо­лии предприятиями, организациями и программами общественного сек­тора. Регулирование может выражаться, в частности, в установлении предельных уровней цен или возложении на поставщиков разного рода дополнительных обязательств. Например, известная компания АТТ, чье положение в сфере дальних телефонных коммуникаций в США приближалось к естественной монополии, была, по решению Конгресса, не только обязана предоставлять услуги всем желающим по ценам, устанавливаемым правительством, но также не имела права вторгаться на рынки товаров и услуг, не имевших непосредственного отношения к телефонной связи.

Предоставление государственными и муниципальными органами раз­личного рода услуг в ситуациях естественной монополии - обычная практика в большинстве стран мира. Это касается многих видов комму­нальных услуг, метрополитенов, почтовой службы и др. Естественная монополия может разрушаться за счет технологических сдвигов. На­пример, развитие современных транспортных средств и средств связи сделало потребителей менее зависимыми от традиционной почты. Поэтому, в ряде стран обычная почта, оставаясь в руках государства, ныне конкурирует с целым рядом других средств доставки корреспон­денции, находящихся в руках частного сектора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: