double arrow

Роль и место государства в экономических системах и моделях рыночной экономики

Между регулирующей ролью государства и типом экономической системы, моделью рыночной экономики существует взаимообусловливающая и взаимодополняющая связь.

Экономика любой страны – это сложная экономическая система, обладающая множеством особенностей и отличительных черт. Экономическая система представляет собой совокупность всех экономических процессов и базируется на сложившихся в ней формах собственности на экономичекие ресурсы и результаты хозяйственной деятельности, на присущих ей формах организации и способах регулирования хозяйственной деятельности на всех уровнях управления.

Особенности проявления всех экономических процессов формируют различные типы экономических систем. На сегодняшний день в мировой практике насчитывается несколько типов экономических систем, которые существенно отличаются друг от друга и имеют многообразные формы (модели) проявления. Важнейшие из них: рыночная экономика,которая, в свою очередь, выделяет рыночную экономику свободной конкуренции (чистый капитализм) и современную рыночную экономику, и административно-командная система.

Характерными чертами административно-командной мо­делиэкономики, примером которой может служить экономика бывшего СССР, являются: общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы; адресное директивное планирование, обеспечивающее прямое управление экономикой из единого центра; полный контроль государства за производством и распределением, жесткая централизация в распределении всех видов ре­сурсов, капитальных вложений; преобладание административ­но-распорядительных методов в управлении.

Такая система свела на нет самостоятельность основных звеньев экономики – предприятий и организаций, предприимчивость работников и их заинтересованность в результатах труда и в итоге привела к глубокому застою, а впоследствии и кризису экономики. Успешно функционировавшая в чрезвычайных и экстремальных ситуациях (голод, война, разруха) командно-административная система оказалась несостоятельной в мировой жизни при поступательном развитии общества. Перед постсоциалистическими государствами встала задача реформирования их экономических систем.

Отличительными чертами рыночной экономики свободной конкуренции являются частная собственность и свобода всех участников экономической деятельности. Но если в экономике свободной конкуренции все фундаментальные задачи экономического развития страны решаются через рынок и цены, то в современной рыночной экономике наблюдается активное вмешательство государства в процессы развития национальной экономики.

Эволюция данного типа хозяйства позволяет говорить о многообразии моделей рыночной экономики, складывающихся на основе одной и той же формы хозяйствования и даже при одном и том же техническом базисе.

Современные модели рыночной экономики являются результатом трансформации политических, экономических институтов послевоенного капитализма в направлении создания социально ориентированного, экономически эффективного варианта смешанной экономики. Они формировались в рамках общей рыночной идеологии и под влиянием политических и социальных идей либералов, консерваторов, специалистов, марксистов, коммунистов, которые и нашли отражение в моделях рыночных экономик, в их многочисленных переплетениях и модификациях.

Можно отметить, что нет универсальной модели экономики. Это объясняется целым рядом обстоятельств: специфическими условиями развития каждой страны; особенностями ее хозяйственной жизни; структурой экономики, территориального размещения страны, наличием и структурой ресурсного потенциала, национальными традициями, менталитетом народа и др. при этом ни одна модель не повторяет другую, имеет свои собственные отличия. Сегодня можно выделить различные модели рыночной экономики, например, либеральную, социал-демократическую, социально ориентированную.

Идеи развития либеральной модели основаны на абсолютном преобладании частной собственности, максимальной свободе субъектов рынка, ограниченных масштабах государственного регулирования экономики, невысоких долей госбюджета в ВВП и социального обеспечения в структуре государственных расходов. Своеобразным эталоном либеральной модели может служить экономика США.

Характерными чертами социально-демократических моделей являются: предельная социализация, какая только возможна в условиях рыночной экономики; высокая доля государственного сектора, в котором преобладают объекты социального назначения; высокая, превышающая 50 % доля государственного бюджета в ВВП; финансирование за счет средств госбюджета развития социальной сферы; регулирование уровня безработицы, дифференциация населения по уровню доходов, трудовых отношений на национальном уровне; развития система производственной демократии. Эта модель экономики имеет место в скандинавских странах – Швеции, Дании, Норвегии.

Социально-ориентированные модели отличаются высокой долей государственной собственности, широкими масштабами государственного регулирования, государственной поддержкой малого и среднего бизнеса, высокой долей госсектора в ВВП, развитой системой социальной поддержки, наличием института производственной демократии. В завершенном виде модель социально ориентированной рыночной экономики позволяет сочетать свободную частную инициативу, конкуренцию с активной ролью государства, эффективность с высоким уровнем социальной защиты населения. Примером социально ориентированной модели рыночной экономики может служить Германия, Австрия, Голландия, Франция, Италия, Испания, Португалия.

Основными отличиями моделей рыночных экономикявляются:

– структура собственности;

– социальная политика;

– масштабы государственного вмешательства в экономику;

– участие государства в перераспределительных процессах.

Основываясь на определенном сходстве, выделяют следующие модели рыночной экономики:

саксонскую (США, Канада, Англия) – неограниченная свобода предпринимательства;

западноевропейскую (Франция, Италия, Испания, Португалия) – активное государственное регулирование, большая доля государственного сектора;

социально ориентированную (Германия, Австрия, Голландия) – подчеркнута социальная направленность государства;

скандинавскую (Швеция, Дания, Норвегия) – паритетность государственного и частного капитала, ярко выраженная социальная направленность;

патерналистскую (Япония) – усиленное государственное регулирование, использование традиций в современном способе производства;

- китайская модель развития экономики – усиленное государственное регулирование, основанное на успешной политике государства, направленной на стабилизацию макроэкономической среды, привлечение иностранных инвестиций, экспортоориентированную промышленную политику, развитие образования и инфраструктуры.

И Китай, и Япония входят в группу стран с восточноазиатской моделью (в нее входят также Индонезия, Малайзия, Южная Корея и др.), которая, по определению Всемирного банка, представляет собой «Восточноазиатское чудо» и которая продемонстрировала всему миру возможность стремительного экономического роста (7 – 10 % в год) на протяжении длительного периода времени. Но все входящие в эту группу модели, также как и Япония и Китай существенно отличаются друг от друга.

Рассмотрим несколько примеров. Модель рыночной экономики США– это вариант с минимальным участием государства в регулировании экономики. Сфера рынка преобладает над государственным сектором, а государство выполняет минимально необходимые функции в сфере денежного обращения, экологии, в производстве товаров и услуг коллективного пользования. Оно обеспечивает правовую базу эффективного функционирования рыночной системы, защиту конкуренции, перераспределения богатства, контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста, структуры национального продукта. Государственное регулирование осуществляется через антимонопольные законодательства, налоговую политику, контроль за ценами, систему государственного лицензирования, ограничения вывоза товаров в другие страны и др.

Наибольшую роль в государственном регулировании экономики США играют налоговая политика в области научно-технического прогресса, энергетики и ресурсосбережения.

Отличительной особенностью налоговой политики является ее относительная стабильность в сочетании с гибким регулированием на изменение условия производства, которые влекут за собой изменение структуры налоговой системы и ставок налогообложения.

Регулирование ресурсосбережения в США обусловлено периодически возникающими проблемами в области ресурсообеспечения, особенно энергетическими ресурсами. Можно выделить два подхода в государственном регулировании ресурсосбережения в США:

– «административный», в котором наблюдается резкий рост прямого вмешательства государства (1970 годы);

– «рыночный» (80-е г. прошлого столетия), обозначенный свертыванием ряда правительственных программ, устранением прямого контроля в этой сфере, использованием преимущественно косвенных методов регулирования.

Сегодня, несмотря на «либеральный шум», государственное регулирование в США является важнейшим фактором экономического развития, роль и значение которого существенно возрастает. Это обусловлено необходимостью адаптации американской экономики к влиянию внешних факторов, изменяющимся условиям воспроизводства, необходимостью обеспечения оптимального размещения отраслевых и региональных производственных ресурсов и др.

Максимально допустимое государственное вмешательство можно наблюдать, например, в Швеции, в Австрии, Герма­нии, Японии. В моделях рыночной экономики этих стран госу­дарство обеспечивает условия для эффективного хозяйствова­ния, стабилизацию экономического развития, регулирование социальных отношений. Однако и эти модели имеют существен­ные различия.

Шведская модельотличается сильной социальной полити­кой, направленной на сокращение имущественного неравенства путем перераспределения доходов в пользу наименее обеспе­ченных слоев населения. Государство решает проблемы обес­печения высокого уровня жизни населения, а производством занимаются частные предприятия. Не вмешиваясь в дела фирм, государство активно действует на рынке труда, в социальной сфере по принципу: производство частное, а социальное разви­тие – для всех. В стране высокий уровень занятости населе­ния, расходы бюджета составляют почти 70 % ВВП (инвести­ции, здравоохранение, пенсионный фонд, социальное страхова­ние и т. д.).

Модель социального рыночного хозяйства ФРГсформи­ровалась в послевоенной Германии в результате хозяйствен­ной реформы, основоположником и организатором которой был министр народного хозяйства ФРГ, а затем ее канцлер Людвиг Эрхард. Социальное рыночное хозяйство он определял как «хозяйство, базирующееся на принципах свободной конкурен­ции, свободного выбора предметов потребления, свободы рас­крытия и процветания личности». При этом государство ак­тивно формирует среду для обеспечения высокоэффективной хозяйственной деятельности, через законодательные меры обеспечивает развитие конкретной среды, при свободном ценообразовании оставляет за собой право устанавливать при необходимости максимальные цены, реализует налоговую политику и т. д.

На социальные нужды в Германии направляются третья часть государственного бюджета и значительные средства предприятий. Государство доплачивает гражданам на образование, квартплату, детей. Человек защищен на все случаи жизни: страхование пенсионное, по безработице, по болезни, от несчастного случая. Предприятия тратят на социальные нужды 30 % от аналогичных государственных выплат.

ВЯпониисложилась система взаимоотношений государ­ства и общества, предусматривающая жесткую опеку жизни и деятельности человека. Она сыграла положительную роль, превратив страну в великую державу при скудных природных ресурсах. Японской модели присуще стимулирование высокой конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке через активную поддержку перспективных отраслей. В то же время государство занимает нейтральную позицию в отношении имущественного положения своих граждан.

Но, характеризуя современные рыночные модели, следует отметить, что все они являются моделями более высокого уров­ня в сравнении с рыночной экономикой свободной конкурен­ции: это модели организованного рынка, они развиваются и функционируют в условиях различных форм экономического монополизма, государственного регулирования экономики.


Сейчас читают про: