double arrow

Выработка миссии на разных уровнях корпоративного управления

Миссия

Если стратегическое видение определяет будущий образ компании, то миссия описывает деятельность компании в настоящее время: какие потребности она удовлетворяет (какие товары и услуги она производит), кто ее клиенты, каковы технологические и деловые возможности.

Основные черты, которые могут присутствовать в миссии

· Концентрация на ограниченном количестве целей. (Нельзя охватить все) Заявление о миссии корпорации "Мы несём счастье всем людям" скорее всего не будет воспринято менеджментом компании (да и потребителями тоже). Вряд ли менеджмент сможет использовать такую миссию как "руководство к действию" при принятии серьезных управленческих решений.

· Политика компании. Политика определяет взаимоотношения компании со всеми заинтересованными группами: сотрудниками, покупателями, поставщиками, дистрибьюторами, кредиторами и т.д. Ведь разные компании по-разному определяют приоритеты в выстраивании отношений со всеми этими группами (кстати, этот вопрос является одним из наиболее дискутируемых). Какие-то корпорации отдают приоритеты покупателям, какие-то - акционерам. Некоторые корпорации с трудом меняют поставщиков, даже при появлении более выгодных предложений, а некоторые делают это легко. Наличие подобной политики (внятной и понятной) сужает возможность принятия менеджерами самостоятельных решений и подталкивает их к коллективному поиску решений, что в ряде случаев может благотворно сказаться на деятельности организации.

· Заявленные ценности и / или приоритеты компании. Обычно приоритеты и ценности компании, тем более базовые, потому таковыми и называются, что не меняются даже в случаях резкого изменения миссии, переориентирования компании, изменения рода деятельности и т.д.

· Отраслевое поле. Отрасль (или набор отраслей), в которых действует компания. Кто-то работает только на потребительском рынке, кто-то - на промышленном; некоторые компании работают только в одной отрасли, некоторые - в связанных отраслях, некоторым специфика отрасли вообще безразлична.

· Географическое поле Это диапазон регионов, стран или групп стран, в которых компания работает. Полем деятельности может быть как небольшой город, так и практически все страны мира, как, например, для глобальных компаний типа Coca-Cola.

· Поле продукции (услуг, направлений деятельности и т.п.). Диапазон выпускаемой продукции (предоставляемых услуг).

· Поле рыночного сегмента. В явном виде указывается тип рынка или тип клиентов, которых в первую очередь обслуживает компания. Некоторые компании ориентируются на товары массового спроса, другие специализируются на производстве элитных дорогостоящих товаров (услуг).

· Поле профессиональных навыков и умений корпорации. Например, фраза "… работающие в компании лучшие в мире специалисты по телекоммуникациям".

· Поле конкурентных преимуществ. В чём состоят основные стратегические конкурентные преимущества этой компании по сравнению с другими? Это может быть уникальный продукт, ноу-хау, технология; возможно, это развитая сеть дистрибуции, выгодное территориальное расположение или устойчивый положительный имидж среди потребителей.

· Заявлена социальная позиция компании. Здесь указывается, какие социальные функции (защита окружающей среды, поддержка образования и науки, помощь слабозазищенным слоям) выполняет компания помимо своей основной задачи - Мы обеспечиваем свои интересы тогда, когда обеспечиваем интересы общества. Мы должны способствовать развитию общества, частью которого являемся сами. Мы хотим быть такой компанией, которая работает для того, чтобы сделать наш мир лучшим". При некоторой размытости и несколько общем характере заявлений эти пункты можно считать выражением социальной позиции компаний

Лучше определять миссию не в терминах продуктов и услуг, а в терминах рыночной сферы деятельности, или сферы удовлетворения потребительских запросов. Ибо "продукты приходят и уходят, а основные потребности есть всегда". Так, компания, провозгласившая своей миссией "производство керосиновых ламп", очевидно, с появлением электрического освещения должна была либо свернуть свой бизнес, либо перейти на производство "электрических керосиновых ламп". Поэтому предлагается (по возможности) определять бизнес в терминах "выгодности" для потребителя. Показательно с этой точки зрения звучит слоган фирмы Nokia: "Connecting People" ("Соединяя людей"). Как видно, здесь нет ни слова о мобильных телефонах, и завтра, когда появятся другие методы "соединения людей", компании Nokia будут актуальны.

Качественно сформулированная стратегическая миссия помогает при решении проблем управления по следующим причинам:

· Миссия заставляет менеджмент всех уровней систематически заниматься всесторонним анализом сильных и слабых сторон корпорации и её конкурентов, определением возможностей и угроз, и на этой основе повышать обоснованность своих стратегических решений и общую эффективность деятельности.

· Миссия помогает менеджерам среднего звена сформулировать задачи, цели и стремления отдела, сочетать основную политику отделов с политикой и направлением развития всей компании;

· Миссия снижает риск недальновидного управления и принятия необоснованных решений;

· Миссия, которую знают и разделяют работники компании, в случае больших по размеру или географически разбросанных компаний и / или значительной степени специализации оперативных и управленческих подразделений, способствует лучшей интеграции обособленных организационных единиц в одно целое, мотивации персонала и лучшему взаимодействию между руководителями и подчинёнными на разных уровнях.

· Миссия выражает цели организации и служит сотрудникам стимулом к хорошему выполнению работы. Удачная формулировка миссии - это краткое, ясное и чёткое определение основных направлений деятельности организации, которое мотивирует её сотрудников.

· Миссия способствует формированию репутации корпорации в глазах всех заинтересованных групп (как внутри корпорации, так и вовне). Это исключительно важно для акционерных обществ, которые должны отвечать критериям открытости, и судьба которых очень сильно зависит от совокупности отношения к ним всех заинтересованных групп.

· Миссия облегчает подготовку организации к будущему.

Примеры стратегического видения и миссий

Стратегическое видение (мечта, замысел) · Как будет выглядеть мир через 5-10 лет? · Как компания может выстроиться в изменившийся мир? · Какие предпочтения собственников? · Какой должна стать компания? · Какие потребности у рынка? · Какие есть возможности (новые рынки и новые технологии, меняющие отрасль) и какие угрозы на 5-10 лет (мировой кризис, война) · Кто (целевые аудитории), Где (географические и товарные рынки, которые предстоит освоить)? · Как? (Чем нужно отличаться от других? какие ресурсы необходимы (деньги государственная поддержка (налоги, военное присутствие) какие технологии надо освоить) · Как должно быть в идеале? · Образ -мечта компании, какой она должна стать в будущем (занять первое место) Миссия (то что есть сегодня) · Кто объект деятельности? · Какие потребности выполняет? · Где (географические и товарные рынки)? · Как это делается (технически)? · Как приносим пользу? · Чем это отличается от других?
Microsoft Обеспечивать в будущем новые возможности в любое время, в любом месте, на любом устройстве с помощью первоклассного программного обеспечения. Предоставлять клиентам надежное, комфортное ПО для ЭУ
Intel Наше видение: миллиарды компьютеров с подключением к Internet, миллионы серверов, триллионы долларов прибыли от электронной коммерции. и сохранение за Intel особой роли ключевого поставщика в Internet-экономике и содействие любым усилиям по повышению эффективности Internet. Сегодня главное в компьютерах — это Internet. Мы расширяем возможности ПК и Internet”.
Otis Elevator — производство лифтов Остаться мировым лидером в области перемещения людей и грузов вверх, вниз и в стороны на ограниченное расстояние   Наша миссия — предоставить всем клиентам средства перемещения людей и грузов вверх, вниз и в стороны на ограниченное расстояние с надежностью, какую не может обеспечить ни одна другая компания.
Американский Красный Крест В мире войн, стихийных бедствий и кризисов помогать сохранять жизнь и здоровье людей   Миссия Американского Красного Креста — улучшать качество человеческой жизни; развивать в людях уверенность в своих силах и воспитывать ответственность; мы учим людей избегать несчастных случаев и одновременно быть к ним готовыми, уметь оказывать первую помощь.

Естественной и само собой разумеющейся выглядит необходимость формулирования бизнес-миссии не только на общекорпоративном уровне, но и на уровне входящих в корпорацию бизнес-единиц, крупных центров прибыли или самостоятельных направлений бизнеса. Бизнес-единицы, входящие в корпорацию, имеют своё направление деятельности, своих конкурентов, относительную самостоятельность в рамках корпорации, что создаёт необходимость составления собственных миссий.

В стратегическом менеджменте отводится особое место формулированию миссии функциональных подсистем (маркетинг, финансы, НИОКР) и обеспечивающих отделов (служба персонала, внутрифирменные учебные центры, служба информационного обеспечения и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: