double arrow

ТЕМА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. Экономическая мысль Древнего Востока


ВОПРОСЫ темы:

Экономическая мысль Древнего Востока.

Экономическая мысль античной Европы.

Экономические взгляды мыслителей Средневековья.

Ранний и поздний меркантилизм (становление науки)

Вопрос. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

С появлением первых государственных образований - древних цивилизаций и зарождением различных форм участия государства в хозяйственной жизни перед обществом возникло много проблем, главными из которых были – создание идеальной модели социально-экономического устройства обществаипроблемауправления хозяйством - государственным и частным..

Экономическая мысль Древнего Востока неразрывно связана с особенностями экономического развития этих стран (Египта, Вавилонии, Китая, Индии и др.). Так как в большинстве этих стран преобладала государственная собственность на землю, хозяйственная жизнь контролировалась государством, и в экономике преобладало натуральное хозяйство, а основными производителями были крестьяне, то все эти особенности экономического развития нашли отражение в экономической мысли Древнего Востока.

ЕГИПЕТрасполагает самыми ранними памятники экономической мысли, идеи которых отражены в двух наиболее ранних произведениях, это:




- «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара» (датируется XXII в. до н. э.), где приводятся «правила» государственного управления страной и руководства хозяйством, овладение которыми считались необходимо и крайне важно для правителя.

ВПравилах, призывая опираться на богатых, а не на бедных, автор обращает внимание так же на необходимость приближения к себе (кроме родовой знати) людей обычных свободных, которые проявили себя в каком-либо деле.

- «Речение Ипусера» (датируется XVIII в. до н. э.), здесь главная идея – это недопущение бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства, во избежание обогащения простолюдинов и начала гражданской войны.

В этом произведении отражена картина бедствий разрозненного Египта, потрясаемого выступлениями народных масс, где восставшие захватили власть в государстве, разрушили хозяйственный аппарат, начали передел собственности, в результате чего прекратились внешнеэкономические контакты, внутренняя торговля и начался голод. Ипусер призывал вернуться к прежним порядкам, восстановить административный аппарат и централизованную систему организации хозяйства.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИДЕИ ВАВИЛОНИИотражены в Кодексе Законов царя ХАММУРАПИ, действовавшие в стране в XVIIIв. до н. э., и отразившие экономические основы общества и главные тенденции его развития. В соответствии с Кодексом Законов вводились жёсткие правовые нормы, за нарушение которых предусматривалась экономическая, административная и уголовная ответственность (вплоть до смертной казни).



Правовые нормы вводились во избежание разрушения натурального хозяйства и недопущения угрозы суверенитету страны, что могло произойти из-за сокращения поступлений налогов в казну, приводящих к ослаблению государственных структур и армии. Законы отразили основу экономики – натуральное хозяйство и сохранение общины (несмотря на её основательное разложение), а также развитие товарно-денежных отношений и меры, способствовавшие расширению торговых сделок, охрану и укрепление частной собственности, признание вечным и естественным деление общества на рабов и рабовладельцев, в котором рабы приравнивались к имуществу рабовладельцев.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЫСЛИ ДРЕВНЕГО КИТАЯв основномпредставлены учением Конфуция (6 -5 вв. до н. э. или 551- 479 гг. до н.э.), который одним из первых создал учение о естественном праве, на котором базировалась его философская и социально-экономическая концепция.

В основе его общественного устройства лежит божественное начало, которое определяет судьбу человека и общественный порядок. Он считает естественным деление общества на «благородных», составляющих высшее сословие, и «простолюдинов» – низких людей, уделом которых является физический труд. Однако отношения между рабовладельцами и рабами он не сводил лишь к принуждению, а призывал воспитывать у рабов доверие к благородным, а благородных призывал добиваться верности рабов.



В экономике страны в период Конфуция происходили существенные изменения, связанные с разложением первобытного строя и становлением рабовладельческих отношений – это разрушение общинных связей, возрастание имущественной дифференциации, укрепление позиций частных рабовладельческих хозяйств.

Учение Конфуция нацелено на стабильность формировавшегося рабовладельческого строя, укрепление авторитета государства и власти верховного правителя. И для этих целей он предусматривал широкое использование традиционных форм и обрядов.

В Китае в связи с обострением социальных противоречий большой остроты достигла проблема взаимоотношения натуральногоитоварного хозяйства, что вело к столкновению двух тенденций:

1) сохранению патриархально-общинных порядков;

2) росту и укреплению позиций рабовладения, в связи с чем усиливалась борьба, стоявших за ними классов, которая для Китая стала важнейшей проблематикой экономической мысли.

В связи с этим учения Конфуция были противоречивы, т. к. отражали противоречие самой эпохи:

- с одной стороны им идеализировалась старина (т.е. патриархально-общинные отношения),

- а с другой стороны – им разрабатывались правила, регулировавшие взаимоотношения рабов и рабовладельцев. Таким образом, рабовладение у него совмещалось с сохранением старины. Тем самым он искал пути достижения «социального равенства» и сглаживания классовых конфликтов при сохранении рабовладельческих порядков. Он обосновывал консерватизм общественного устройства китайского общества.

С критикой конфуцианства выступили МО-ЦЗЫ и его сторонники (МОИСТЫ). Они отрицали сословность, привилегии знати и проповедовали природное равенство людей. МОИСТЫ обосновывали всемерное развитие производства для удовлетворения потребностей всего населения и всеобщее участие людей в физическом труде, развитие свободной инициативы мелких предпринимателей, противопоставляя конфуцианству идею «всеобщей взаимной любви» (не осознавая её иллюзорности).

Одним из памятников экономических идей Китая является трактат «ГУАНЬ-ЦЗЫ» (4 - 3 вв. до н. э.), принадлежащий коллективу неизвестных авторов. Они проявляли заботу о крестьянстве, о благосостоянии народа и в этих целях возлагали на государство активную роль в экономических делах для устранения причин, мешающих благополучию народа. Они предлагали: ограничит обязательную трудовую повинность крестьян; оградить их от спекулянтов и ростовщиков; повысить цены на хлеб; создавать запасы зерна для стабилизации цен; изменить систему налогов; принимать меры по преодолению неблагоприятных природных условий и т.д.

В целом проблема взаимоотношений натурального и товарного хозяйства и борьба стоявших за ними классов составила основную проблематику экономической мысли Китая.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЫСЛИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИотражены в литературно-религиозных памятниках, это:

1)В«Законах Ману» (III тыс. до н. э.), которые составлялись на протяжении ряда столетий и представляют собой свод предписаний, где отражены экономические взгляды рабовладельцев и формы превращения свободного человека в раба, где закреплено бесправное положение раба в обществе и существование наследственных каст. В них обоснована брахманская концепция, которая отводила в экономической политике существенную роль государству по обеспечению доходов, регламентации хозяйственной деятельности, эксплуатации свободного населения др. вопросам.

2)В трактате «Учение о доходах» (или Артхашастра) автор - КАУТИЛЬЯ(кон.4 –нач.3 вв. до н.э.) Это обширный экономический труд, охватывающий широкий круг вопросов.

Он повествует о социальном неравенстве, которое оправдывает и закрепляет; подтверждает правомерность деление общества на касты и правомерность рабовладения. Вместе с тем в трактате содержатся меры по регламентированию рабовладения. Так, например, рекомендовались меры, ограничивающие развитие рабства для предупреждения классовых конфликтов, в связи с чем индийский раб мог обладать собственностью, имел право на получение наследства и самовыкупа за счёт своего имущества.

В трактате главной отраслью экономики считается земледелие, большая роль отводилась оросительным системам (их строительству и поддержанию)– как основе урожая. Имеются сведения об общественном разделении труда и обмене, а учение о торговле составило неотъемлемую часть всего учения о ведении народного хозяйства.

В его учении большое внимание отводилось экономической роли государства, непосредственная роль которой по выполнению многих государственных дел возлагалась на царскую власть. Оно должно было обеспечивать колонизацию окраин, поддержание и охрану ирригационных систем, строительство колодцев, создание новых деревень, льготное землепользование, освоение источников руды, строительство дорог, развитие промыслов, борьбу со спекулирующими торговцами и др. То есть Каутилья выступал за регулируемый государством хозяйственный механизм.

ВЫВОД:Таким образом, экономическая мысль Древнего Востока имела общие черты экономических идей:

1) отношение к рабству как к естественному (нормальному) явлению;

2) представление о разделении труда как основе экономической и политической жизни общества;







Сейчас читают про: