Большое внимание уделялось экономической политике государства

Вопрос. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ АНТИЧНОЙ ЕВРОПЫ

В отличие от древневосточных государств в античных странах вопросы, связанные с экономической политикой государства не стали главными. Здесь большее внимание уделялось проблемам, связанным с ведением частного хозяйства.

ОБЩЕЕ в античной экономической мысли состояло в том, что и греки и римляне понимали разницу между натуральным хозяйством (призванным удовлетворять потребности) и товарным производством (нацеленным на получение прибыли), но относились к ним по-разному.

Например, римляне отдавали предпочтение товарному производству, а греки – натуральному хозяйству. (т.к. для полиса - как единого экономического субъекта, взаимодействующего с другими полисами, предпочтительнее считалось натуральное хозяйство, а вот внутри полиса уже полезнее было развитие мелкого товарного производства). Эти различия были связаны с особенностями экономического развития этих стран.

В ДРЕВНЕМ РИМЕ сформировалась и стала преобладающей частная собственность (причем не только в ремесле, как в Греции, но и в сельском хозяйстве). Эта особенность, а также ярко выраженный практицизм римлян обусловили специфику экономической мысли Древнего Рима, основным содержанием которой стали вопросы развития частного рабовладения, и поэтомуэкономическая мысль носила здесь прикладной характер, где велись прикладные исследования.

У ГРЕКОВ, в отличие от римлян, большее внимание уделялось вопросам хозяйственной этики, активнее разрабатывались теоретические вопросы такие, как товар и его свойства, стоимость, деньги и их функции и др. Это было обусловлено особенностями развития, а именно - колонизацией и торговлей между метрополией и колониями.

Первое тысячелетие до н. э. классическое рабство в Древней ГРЕЦИИ было представлено работами философов периода 5-4 вв. до н. э. – Ксенофонтом, Платоном, Аристотелем.

КСЕНОФОНТ АФИНСКИЙ (430-355 гг. до н. э., ученик Сократа) в своих трудах «Домострой» (или «Экономикос»), «О доходах» выражал мысли об управлении хозяйством. Считал земледелие основной и наиболее достойной отраслью экономики, к ремёслам относился отрицательно, считая их пригодным только для рабов, недостойным видом деятельности считал и торговлю, но в интересах хозяйства допускал использование товарно-денежных отношений. В «Домострое» он указывал, что важно не только справиться с хозяйством, но и иметь излишек, здесь содержатся многочисленные советы рабовладельцам по ведению хозяйства, по руководству им и рабами, но ни в коем случае не занятие физическим трудом, поскольку физический труд считал уделом рабов.

КСЕНОФОНТ большое внимание уделял вопросам разделения труда, считая его естественным явлением и важным условием увеличения потребительных стоимостей, он первым указал на взаимосвязь между развитием разделения труда и рынком, считая, что от объёма рынка зависит расчленение профессий. Он является идеологом, прежде всего, натурального хозяйства, но для этого хозяйства считает полезным также развитие торговли и денежного обращения (как источника обогащения). Он осуждал деньги как торговый и ростовщический капитал, но рекомендовал накапливать их в качестве сокровищ, признавал деньги как необходимое средство обращения и концентрированную форму богатства.

У КСЕНОФОНТА наметилось двоякое назначение вещи, т. е. имение потребительной и меновой стоимостей, но он не придавал особого значения меновой стоимости, и ценность вещи ставилась в зависимость от полезности, а цена объяснялась движением спроса и предложения.

Экономические идеи античности выражены в наиболее известном сочинении ПЛАТОНА (годы жизни 427-347 гг. до н. э.)- «Политика или государство», социально-экономическая концепция которого получила выражение в проекте идеального государства. В ней обосновывал прирожденное неравенство людей – деление на свободных и рабов - как нормальное состояние данное самой природой, где рабы рассматривались в качестве основной производительной силы, а их эксплуатация – как средство обогащения рабовладельцев. Большое внимание уделял проблеме разделения труда, считая его естественным явлением и с которым связывал необходимость обмена, допускал мелкую торговлю, призванную обслуживать разделение труда. Главной отраслью хозяйства ПЛАТОН считал земледелие, к ремёслам относился одобрительно, экономическую основу государства видел в натуральном хозяйстве, к крупной торговле относился отрицательно, считая её уделом рабов и иностранцев, а для свободных греков – постыдной. В идеальном государстве Платона люди делились на 3 сословия: 1) философов – призванным управлять государством; 2)воинов; 3) земледельцев, ремесленников и мелких торговцев. Философы и воины составляли высшую часть общества, которой он предлагал обеспечить обобществленное потребление («аристократический коммунизм»).

Наибольший вклад в развитие экономической мысли Древней Греции внёс АРИСТОТЕЛЬ (384 -322 гг. до н. э.) – ученик Платона, который шёл к материализму и не разделял платоновского идеализма, он был противником аристократического строя, олигархической власти, являлся сторонником рабовладельческой демократии. Его политические взгляды изложены в работе «Политика». Тоже являлся сторонником натурального хозяйства, основанного на эксплуатации рабов. Им всё, что соответствовало интересам укрепления хозяйства, принималось как естественное и справедливое. Естественной стороной хозяйственной деятельности он считал производство необходимых для жизни продуктов и их справедливый обмен, именуемый «экономика». Это соответствовало поддержанию умеренных размеров богатства, им отвергалось чрезмерное накопление денег, обогащение за счет спекулятивной торговли и ростовщичества. Он допускал меновую торговлю, т.к. она не нарушала преобладающей роли потребительной стоимости, поэтому относил её к экономике. Деятельность, направленную на обогащение (т.е. чрезмерное развитие сферы обращения или искусство «делать деньги») заслуживает осуждения и называет её «хрематистикой».

Важны его высказывания по поводу обмена и меновой стоимости. По его мнению обмен не может иметь места без равенства, а равенство - без соизмеримости. Обмен он связывал с деньгами –соизмерителями неоднородной продукции, считал, что обмен должен происходить по «справедливой цене» в соответствии с разумным размером личных потребностей. Хотя он не мог объяснить происхождение и сущность денег, однако связывал их с развитием обмена, что положило началу рассмотрению функции денег как меры стоимости и средства обращения. Заслуга Аристотеля в том, что он сумел наметить проблемы, которые позже оказались в центре внимания экономистов.

РИМСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ представлена работами КАТОНА СТАРШЕГО, ВАРРОНА, КОЛУМЕЛЛЫ, ЦИЦЕРОНА. Главными проблемами оставались вопросы рабства, его оправдания, организация и методы ведения крупных рабовладельческих хозяйств (латифундий).

Первым обратился в проблемам хозяйства - КАТОН СТАРШИЙ (234–149 гг. до н. э.), его трактат «Земледелие» является руководством для начинающего хозяина, где большое внимание уделяется советам по содержанию рабов, использованию их труда и методам эксплуатации. Все его советы нацелены на обеспечение рационального ведения крупного рабовладельческого хозяйства. В основном был за натуральное хозяйство, но не исключал и торговлю. Из всех видов хозяйственной деятельности самым почётным и выгодным считал земледелие. Главное внимание он уделял получению прибыли, а главными условиями этого считал правильную организацию труда в целях достижения наибольшей товарности сельскохозяйственного производства и постоянное внимание ко всем сторонам хозяйственной деятельности, для получения дохода считал целесообразным отдавать деньги в рост.

Разработку проблем ведения крупных хозяйств (латифундий) в 1 в. до н. э. продолжил ВАРРОН (116-27гг. до н. э.), в период которого существовали более развитые формы рабовладения с возникшими социально-экономическими противоречиями. Его взгляды изложены в трактате «О сельском хозяйстве», где он ищет пути укрепления экономики не только в земледелии, но и скотоводстве, в совершенствовании методов эксплуатации рабов, в использовании материальной заинтересованности, поэтому большое внимание уделяет обращению с рабами и методам их эксплуатации, считая рабов одним из видов сельскохозяйственных орудий. ВАРРОН выступает за сохранение натурального характера латифундий и в тоже время за повышение их доходности, за рост эффективности производства.

Кризис рабовладения отразил в своём сочинении «О сельском хозяйстве» КОЛУМЕЛЛА, где подробно рассмотрел кризисное состояние рабовладельческих латифундий, связанное с низкой производительностью труда рабов, приведшее к упадку сельского хозяйства. В поисках выхода из кризиса он отдаёт предпочтение более производительному труду свободных производителей, поэтому ставит вопрос об отказе от рабского труда, использовании колонов.

Одна из страниц истории экономических учений Древнего Рима связана с гракховским аграрным движением, выражавшим интересы безземельного и малоземельного крестьянства в борьбе против латифундистов. Его возглавили братья ГРАКХИ (Тиберий 163-132 гг. до н.э. и Гай 153-121 гг. до н.э.)

В Древнем Риме большого размаха достигла борьба рабов за своё освобождение, требования который выдвигались во время восстаний рабов и главными из которых были – уничтожение рабовладельческих латифундий, освобождение от рабства. Наиболее крупным выступлением было восстание рабов под руководством Спартака (74-71 гг. до н. э.)

ВЫВОД: В странах Древнего Мира (то есть Древнего Востока и античных государствах):

1) поддерживалась идея идеальной модели государства, существовавшей в системе рабовладения с приоритетом натурально-хозяйственных отношений, а не товарно-денежных;

2) выразителями идей были крупные мыслители, философы и отдельные правители рабовладельческих государств, чьи доказательства основывались на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, поскольку в денежном и торговом капитале усматривалась искусственная сущность, нарушавшая принцип эквивалентности и пропорциональности обмена товаров на рынке по их стоимости;

3) Экономическая мысль Древнего мира, хотя и не сформировалась в самостоятельную отрасль знания, но поставила важные проблемы, чем заложила основы для дальнейшего развития экономической мысли.

Вопрос 4. ЭКОНОМИЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ МЫСЛИТЕЛЕЙ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

Становление феодальных отношений, сменивших рабовладельческие отношения, сопровождалось возникновением новых экономических взглядов. На Востоке феодализм зародился в Ш-VШ вв. В странах Западной Европы –в V-XI вв., причем везде власть экономическая политическая и принадлежала церковным и светским феодалам, которые не хотели расширения масштабов товарности экономики и ростовщичества.

Особенность идеологии Средневековья состоит в сугубо богословском характере, включая и хозяйственную жизнь, поэтому все средневековые экономические доктрины имеют схоластические суждения (т.е. оторванные от жизни и не основанные на опыте) с нормами религиозно-этического свойства, с помощью которых ставилась главная цель – это не допускать утверждения рыночных отношений в экономической жизни и демократических принципов общественного устройства.

Главными идеями мыслителейэпохи Средневековья были:

1) обоснование законности и вечности разделения общества на классы и сословия;

2) обоснование законности частной феодальной собственности на землю и внеэкономической принуждение крестьян;

3) в Западной Европе идеологи проявляли интерес к товарно-денежным отношениям.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА ВОСТОКЕ в эпоху Средневековья.

Наиболее значимым идеологом был ИБН-ХАЛЬДУН (1332-2406) – арабский идеолог, живший на Севере Африки, где господствовал «азиатский способ производства». На основе исламской религии выдвинул концепцию «социальной физики», в которой проповедовал идеи:

- возвышенного отношения к труду (в отличие от рабовладения);

- порицание скупости и расточительства;

- понимание прогрессивных изменений в экономике, т.е. того, что к старым занятиям земледелию и скотоводству прибавились новые занятия – это ремесло и торговля;

- приумножение многократное национального богатства и достатка каждого человека возможно путём перехода к цивилизации и избыточному производству материальных благ;

- невозможность социального и имущественного, т.е. вечность деления общества на сословия;

- деньги считал важнейшим элементом хозяйственной жизни;

- развил тезис о проблеме достатка и недостатка, где достаток связан с размерами городов и степенью их заселённости (считал, что с ростом городов происходит их процветание, и расцвет города и общества реален лишь при снижении налогов).

- дал характеристику стоимости труда (т.е. зарплаты), утверждая, что её размер зависит от: количества труда; места труда; и потребностей людей в этом труда.

ЭКОНОМИЧЕСКИК ВЗГЛЯДЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ.

В Западной Европе экономические взгляды испытали влияние канонистов. Своеобразие экономической мысли средневековья отразилось в учениях католицизма, которое оправдывает господство крепостничества и отстаивает его позиции с помощью церковных правил (так называемых канонов церкви). Однако экономические воззрения раннего канонизма отличались от воззрений позднего канонизма.

Основоположником ранней школы канонистов был АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ (353-430гг.). Канонисты признавали угодными Богу только занятия земледелием и ремеслом, а торговля и ростовщичество, в целях получения прибыли категорически осуждались.

Представителем позднего канонизма является ФОМА АКВИНСКИЙ (1226-12774гг.) – автор сочинения «Сумма теологии» -был завершителем взглядов канонистов. Он рассматривает такие экономические проблемы, как собственность, торговля, «справедливая цена», процент. С методологических позиций у Ф. АКВИНСКОГО нет расхождений с ранними канонистами, он использует такие же морально-этические методы для обоснования сути экономических явлений. Но в отличие от ранних канонистов, он использует ещё принцип «двойственности оценок», что позволяет диаметрально изменить суть первоначальной трактовки хозяйственного явления (т.е. экономической категории). Поэтому его работа имеет и схоластические суждения, и двойственные характеристики, благодаря чему его учения противоположны положениям Августина Блаженного. Например, с одной стороны, он осуждал ростовщичество, взимание процента он сравнивал с продажей того, чего не существует в природе. С другой стороны, считал допустимыми денежные займы на содержание наемной армии и государственные нужды, считая взимание % в этом случае - компенсацией за риск потерять денежную ссуду, оправдывал широкомасштабные ростовщические операции католической церкви, утверждая, что они осуществляются из благородных побуждений. С одной стороны, он критикует получение торговой прибыли, с другой стороны - оправдывал торговую прибыль, указывая, что это обоснованная плата труда купца и возмещение его затрат за перевозку груза, организацию сбыта товара и готовность к риску. Также им оправдывалось получение феодалами земельной ренты, которую он считал стоимостью части продукта, полученной с земли собственника и которая окупала труд по управлению хозяйством.

К двойственным характеристикам Ф.АКВИНСКИЙ прибегает в поисках путей примирения и компромисса по многим взаимоисключающим теоретическим положениям, а именно - в период расцвета феодализма светские и духовные феодалы стали втягиваться в рыночное производство, цель которого получение прибылей и доходов, что ранее церковью категорически осуждалось, это приводило к противоречиям по многим вопросам.

Ф.АКВИНСКИЙ учитывает реалии своего времени, он выступает за сохранение и неприкосновенность частной собственности, в которой видел основу хозяйства, естественным и необходимым институтом человеческой жизни. Он по-своему объясняет социальное неравенство, считая общественное разделение труда естественным природным явлением, которое лежит в основе разделения общества на сословия. Он указывает, что люди рождаются разными по своей природе, исходя из естественных различий делал вывод, что крестьяне созданы для физического труда, а привилегированные сословия должны посвящать себя духовной деятельности «во имя спасения остальных».

Важное место в учении АКВИНСКОГО занимает теория «справедливой цены», идея которой была унаследована от античности. С одной стороны, он считает «справедливой ценой» правильные цены, соответствующие трудовым затратам, а с другой - доказывает правомерность отступления от этой цены. По его утверждению она должна отвечать 2-м требованиям:

1) должна обеспечивать эквивалентность в соответствии с количеством «труда издержек»; в цене должны учитываться и затраты на хранение, доставку товаров, страховку на случай утрат товаров;

2) должна обеспечивать пропитание участникам обмена по их социальному статусу, т.е. ремесленнику должна обеспечить один уровень благосостояния; церковнослужителю–уже другой; феодалу–третий; (это означает, что справедливая цена не может быть одинаковой для всех).

Деньги, он считает, возникают в результате договоренности, для удобства обмена, считал недопустимым порчу государством монет, но признавал за государством право установления номинальной ценности (т.е. не исключал возможности отклонения государства от номинальной стоимости денег). Он рекомендовал копить деньги (т.е. хранить денежный запас).

Вопрос. ЭКОНОМИЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ МЫСЛИТЕЛЕЙ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

Становление феодальных отношений сопровождалось возникновением новых экономических взглядов. На Востоке феодализм зародился в Ш-VШ вв. В странах Западной Европы – в V-XI вв., причем везде власть политическая и экономическая принадлежала церковным и светским феодалам, которые не хотели расширения масштабов товарности экономики и ростовщичества.

Особенность идеологии Средневековья состоит в сугубо богословском характере, включая и хозяйственную жизнь, поэтому все средневековые экономические доктрины имеют схоластические суждения (т.е. оторванные от жизни и не основанные на опыте) с нормами религиозно-этического свойства, с помощью которых ставилась цель – не допускать утверждения рыночных отношений в экономической жизни и демократических принципов общественного устройства.

Главными ИДЕЯМИ мыслителейэпохи Средневековья были:

1) обоснование законности и вечности разделения общества на классы и сословия;

2) обоснование законности частной феодальной собственности на землю и внеэкономической принуждение крестьян;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: